Нагиса Осима. "Империя страсти" и "Коррида любви"

топ 100 блогов pasha_popolam19.06.2025
Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

В 1976 году, простой японский дядька с простым японским именем-отчеством – Нагиса Осима, снял свою «Корриду любви». Эротический фильм без всяких условностей, самый откровенный, скандальный и спорный в истории мирового эротического кино. Впрочем, существует два весьма распространенных мнения опровергающих его эротическую принадлежность. Первое мнение предполагает определять «Корриду любви» к чистейшей порнографии, причем плохой, а второе ставит фильм в ряд самых глубоких философских кино-драм в истории кино, эротическую составляющую считая лишь средством, причем не единственным.

Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

На мой взгляд «Коррида любви» это не просто "эрос и тантос", это чистая смерть в образе чувственной страсти – чокнутой японки, с отточенным лезвием в руке. И не надо быть «вангой», что бы угадать чем закончится сексуальный морок для охваченного им человека – вполне обычного с виду мужика японской национальности. Первым чувством, по традиционной русской забаве «пожалеть», было таки пожалеть веселого японского парня попавшего в оборот, однако поразмыслив, становится ясным, что жалость наша ему, надо полагать, до одного места, потому японский сексуальный мученик – чистое воплощение буддийской философии, в мире скорбей, суеты и разочарований, в общем сансары.

Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

Немного сюжета (какой никакой есть). Фильм повествует о некоем японском гражданине по имени Кишидзо, гражданин живет в Токио, в довольно богатом доме, действие происходит в середине 30х годов прошлого века. В фильме напрямую об этом не говорится, но по всей видимости дом имеет довольно ясную принадлежность к секс-индустрии, там полно японок довольно фривольного поведения, правда кто из них служанки, кто гейши, а кто проститутки, разобраться не представляется возможным.

Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

Все это я рассказываю, что бы было понятно в какой атмосфере проживал Кишидзо-сан, он буквально каждую минуту имел возможность брать все что хотел, в любых количествах и из любого положения, не смотря на жену и двоих детей. Кем являлась Сада в доме Кишидзо, я так и не понял, вероятно она была содержанкой богатых престарелых токийцев, в одном из эпизодов она спит с каким-то отцом японской демократии. Кроме того Сада еще и уборкой занималась, в частности мыла полы, чем собственно и заманивала Кишидзо, на которого положила глаз довольно бесцеремонным образом. В общем не прошло и пяти минут экранного времени, а Кишидзо уже вовсю имеет Саду всеми возможными способами. Причем надо признаться что Осима снимал эротические эпизоды предельно откровенно, не скрывая так сказать первичных половых признаков.

Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

Дальнейшее течение картины представляет из себя медленное, и по японски изощренное скатывание Кишидзо, не то что в эротоманию (этим он и раньше баловался), а именно в беспрерывный половой акт с ненасытной Садой. Сцены традиционного секса перемежаются экзотическими групповухами и утонченными восточными закидонами, с налетом скандальности. От эпизода к эпизоду Кишидзо становится все более безвольным, в его глазах читается понимание близкого конца. Вероятно он не собирается протестовать против неизбежного. Финал лично мне показался довольно двусмысленным. Нет, ну Сада конечно убила несчастного Кишидзо (вероятно задушила в бдсм игре), однако представляется что чувака просто занасиловала до смерти влюбленная до глюков женщина и в этом есть глобальный философский вопрос.

Еще один пласт касается общественно-политического контекста, Япония середины 30х, показана фоном, но довольно выразительно, марширующие вверх по улице солдаты – метафора расцвета и неизбежного заката империи, сексуальной агрессии в государственном масштабе. Атмосфера японских городов перед большой войной густая и молчаливо-напряженная, маленькая война Кишидзо и Сады как метафора скорой большой войны Японии с фатальным финалом.

Нагиса Осима. Империя страсти и Коррида любви

И еще, то что подкупает в картине Осимы, это экранизация вполне реального криминального инцидента произошедшего в Токио в 1936 году с гражданкой Садой Абе которую со съехавшей кукушкой задержали полицейские. Нагиса Осима спроецировал частный реальный случай на большую философскую проблему глобального порядка и сделал это с изрядной долей цинизма, ибо понимал подлец какие срачи вызовет его творение в кинематографическом мире. На Канском фестивале показ предварялся ацкими слухами о якобы запретах, что вызвало небывалый ажиотаж и демонстрацию сразу на 13 экранах, куда сбегались толпы «жаждущих фантоци» со слюной до пояса.

Скандал случился жуткий. Практически не оказалось страны которая бы сразу приняла фильм в неподрезанном варианте, в самой Японии дело кончилось судом, который продолжался четыре года, однако после демонстрировался в заретушированном виде. Во многих странах картину приняли только в 90х годах, в том числе в Союзе, Израиле, Канаде, Австралии. В Британии фильм мог демонстрироваться только в частных клубах, а релиз на двд вышел только в 2000м.

«Империя страсти» 1978
«Империя страсти» 1978

Свой следующий фильм, а именно «Империя страсти», Осима снимал явно для внутри-японского пользования, возможно этим он хотел загладить вину за «Корриду любви», снятом явно для заграницы и рисующим Японию в очень, так сказать, раздетом виде. Во-первых, «Империя страсти» максимально (для Осимы) целомудренный фильм. Буквально пара эротических сцен, снятых довольно скромно. Во-вторых, картина снята в декорациях японской мухосрани, предельно лаконично. Там очень мало японских штампов (гейши, пагоды), интересных для заграницы. В-третьих, где-то с середины, в сюжете присутствует некий, чисто японский призрачный персонаж, надо полагать, ценный именно для японской аудитории.

Рикша (таксист) и саке
Рикша (таксист) и саке

Сюжет такой. В глухой японской деревушке, живет счастливая семья рикши (таксист) Гисабуро. Жена Сека, мелкий младенец и непосредственно сам рикша, простой, добрый колхозник, однако любитель заложить за воротник. И все бы у них было отлично, но тут со службы возвращается дембель по имени Тоедзи, которого кстати, играет все тот же Тацуо Фудзи. Тоедзи ложит глаз на Секу и буквально за половинку засахаренной сливы, покупает ее благосклонность. Тут надо сказать, что акцент в сюжете сделан именно на роли Тоедзи. Чувак вернулся из армии, явно не в себе и дальнейшие поступки его откровенно навеяны не совсем адекватным сознанием, а ближе к концу, походу, кукуха едет и у остальных персонажей.

Призрак
Призрак "оперы"

А пока, Тоедзи подбивает Секу замочить благоверного, предварительно его напоив. Сека на это отвечает, что дескать напоить Гисабуро будет нелегко, и три раза бегает к барыге, покупая по бутылю саке. А после, Тоедзи и Сека душат рикшу, совместными усилиями. Потом они кидают тело в заброшенный колодец, в лесу и на время ложатся на дно. Фильм, почти идеальный японский нуар (кайдан), с чернючей атмосферой. Особенно, когда появляется призрак Гисабуро и начинает канючить о том какой он несчастный. Вообще, картина очень живописная, по-японски тонко раскрывающая «красоту ужаса», достаточно вспомнить эпизоды связанные с колодцем.

Японское правосудие
Японское правосудие

Еще одна доставляющая особенность картины, это эпизоды касающиеся полицейского дознавателя – совершенно придурковатого, но настырного молодого человека. Этот полицейский, как неказистая судьба японской колхозницы, неприятный, жестокий и неумолимый. Финал фильма, пожалуй, самый жестокий из всех возможных. Призрак, дознаватель и больная совесть, практически доводят душегубов до ручки. Забыты секс, покой и поэзия Басё.

Все проходит...
Все проходит...

В довершение их пытают самым изощренным восточным образом, казнят без отсрочек приговора и права на апелляцию. На этот раз, фильм устроил всех. Критики фильм хвалили, а зрители голосовали кассовыми сборами. Фестивали в Европе и Японии завалили картину наградами. Говорят, что таким образом, кино-общественность, задним числом, оценила «Корриду любви», но я лично считаю, что «Империя страсти», сам по себе вполне достоин самой высокой пробы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сообщило на своем веб-сайте Центральное телевидение КНР CCTV (благодарим за наводку коллегу dambiev ), на новом российском проекте по сжижению газа ООО «Обский СПГ» российского ПАO «Новатэк» в Сабетте (Ямало-Ненецкий автономный округ) успешно прошла приемные ...
О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! ...
На днях в нашем небольшом уральском городке (население 40 тысч.) открыли первый большой ТЦ. Построили ударными темпами - за год. Основное в этом ТЦ - большой продуктовый магазин, на подобии Монеток, Ашанов, Лент и т.п. Построили все по феншую - в хорошем месте, отличное освещение, огр ...
Не лучшее лето было, но и не худшее. Хочется какие-то итоги подвести. Ни разу не были в 2 моих любимых летних локациях: Kits Pool и Manning Park. Зато съездили на Haida Gwaii в июле. Из хорошего, да даже отличного: у меня с работой всё топчик! Это очень хорошо, учитывая что Голливуд все ...
Народ хорош на выдумки когда дело касается парковки. Кто-то забивает место стулья, кто-то камнями, но такого метода вы уж точно не знали. Новый тренд появился в Казахстане... Там место для парковки столбят коврами. Таким вот образом выглядит парковка у дорогих бизнес-центров и ...