Надо ли запрещать аборты?

Однако любое действие происходит не само по себе, оно находится в связи с друггими действиями и мирозданием в целом. И есть нормы поведения, которые в зависимости от ситуации сильно меняются. Например, если человек на войне будет проявлять милосердие - он и сам погибнет, и никаких плодов милосердия не породит. Наоборот, жестокость в мирной безмятежной жизни отторгает ее носителя из общества - либо в тюрьму, либо на кладбище. То есть, в данном случае мы видим, что некая "мирная жизнь" и "война" как бы "главнее" манеры поведения, точнее, навязывает ее.
И тут возникает вопрос - а что самое главное?Есть ли такое универсальное явление, которое заставляет не только действовать определенным образом во время войны (или мира), но и порождает саму войну (или мир)? По логике, оно должно быть наиболее важным, тем, от чего реально зависит человеческая жизнь, тем, без чего человек (человечество) уж точно не обойдется. Очевидно, это т.н. "базовая потребность" - удовлетворение в пище, жилье, одежде, то есть во всем том, без чего человека просто нет. Человек готов пойти на все, чтобы эти потребности были удовлетворены. Убивать, грабить, людоедствовать, если нужно.
И вот здесь и находится корень к нравственности/безнравственности: человек быстрее совершит безнравственный поступок, если он будет выгоден с точки зрения удовлетворения базовых потребностей и наоборот: если безнравственный поступок угрожает его возможностям удовлетворять базовую потребность, он будет стараться себя сдерживать.
"Отвечает" за удовлетворение базовых потребностей (впрочем, не только базовых, но сейчас нам нужны именно они) экономика. Экономика - это стихийно сложившиеся отношения людей по производству и, коли один человек не может произвести все, что ему надо, обмену. Если экономика построена на присвоении результатов чужого труда - глупо ожидать, что человечество возьмет и откажется присваивать результаты чужого труда, потому что это безнравственно. Тем паче наша современная экономика, которая построена просто на воровстве - незаконном изъятии общественного продукта в частную собственность через коррупцию.
Можно в таких условиях строить нравственную нацию так, чтобы экономика - отдельно, а нравственность - отдельно? Может ли человек с 9 до 18 совершать безнравственные поступки и получать за них средства к существованию, а с 18 до 9 - быть ангелом, хорошим семьянином и добрым соседом? Ясно, что не может. Какая-то его часть победит - и нет никаких сомнений, какая именно.
А теперь представим еще одну ситуацию. Этому нашему раздвоенному человеку вдруг начали навязывать нравственность сверху. Принимать законы, гонять через полицию, не давать посещать безнравственные сайты и мероприятия. При этом в работе ничего не изменилось - по прежнему его доходы зависят от умения быть глубоко безнравственным человеком. Вся его работа, например - поддержка безнравственного сайта. Или - "оболванивание" населения через рекламу. Или - за 40 тыс. в Ольгино ботов водить. Что произойдет в этом случае? Удастся ли нравственность навязать? Ясно, что не удастся.
Поэтому, если кому-то сверху пришло в голову заняться нравственностью, то делать это надо в комплексе мер, важнейшей из которых является экономика. Пока не начнем строить экономику, которая бы показывала устойчивое развитие и вместе с новыми возможностями порождала необходимость в нравственных нормах для того, чтобы эти возможности справедливо распределять - все меры в поддержку нравственности будут восприниматься обществом не только отрицательно, но и агрессивно. И будут обличать своих инициаторов в ханжестве и лицемерии.
|
</> |