Национальные стереотипы
loboff — 11.09.2016 Национальные стереотипы воздействуют на людей куда больше, чем это принято считать. Собственно, набор национальных стереотипов есть неотъемлемая составляющая национальной мифологии в целом. Но, в отличие от культурных и исторических шаблонов, национальным стереотипам отводится место малозначимое, на уровне анекдотов и "это мы несерьёзно, шутейным образом". Однако же потенциал (в основном разрушительный) здесь чрезвычайно силён, и при грамотной манипуляции может быть использован как единовременное, но при этом чрезвычайно мощное оружие. Почему в общем-то и следует для самого себя понимать всю силу воздействия набора подобных штампов. Которые, при всей их кажущейся забавности и анекдотичности, способны напрочь отключать критическое мышление.И понятно, что чем ярче образ той или иной нации или этноса, и чем сложнее с ним исторические и актуальные взаимоотношения, тем национальные стереотипы оказываются сильнее по воздействию. Самый яркий из отвлечённых примеров несомненно евреи. Можно знать человека очень хорошо, неоднократно убеждаться в его кристальной честности и порядочности, и вообще поддерживать самые замечательные отношения. Но если человек еврей, то за ним неизбежно будет виться флер "особого" восприятия, как в положительном, так и в отрицательном смысле. То есть человека однозначно будут считать умнее чем он есть. И одновременно - хитрее и прагматичнее, даже если сам по себе человек будет являться образцом простоты и отзывчивости.
Похожее отношение и к выходцам из Украины. При этом для россиян столь значимая внутри Украины разница регионов таковой не воспринимается: для них приехавшие из того же Донбасса всё равно "хохлы". (Что самих таких "хохлов" приводит в несказанное изумление.) Этот пример уже не отвлечённый, здесь я и сам могу привести конкретику того, насколько национальный стереотип искажает восприятие. Например, мой практически немецкий педантизм (порядок в бумагах и файлах, незахламлённый рабочий стол, ежедневник со списком дел, и т.д.) воспринимается в русле не педантизма, а "хозяйственности". В силу чего сверху наворачивается уже и весь остальной набор стереотипов: я воспринимаюсь как бережливый, расчётливый и даже жадный. То, что эти несомненно нужные для жизни качества у меня отсутствуют напрочь, людей не смущает ни в малейшей степени. Они всё равно продолжают видеть то чего нет и в упор не замечать качеств, выпадающих из стереотипного набора. Заметьте, если бы я был и правда что немцем, подобного сбоя программы не произошло бы - замечался бы именно педантизм, без ложных коннотаций.
Сам я отношусь к подобным вещам с юмором, и охотно поддерживаю шутки про "внутреннего хохла", с удовольствием подыгрывая в подобных имиджевых играх - именно потому, что осознаю что происходит, и к подобным мелким человеческим слабостям отношусь с снисхождением. Плюс это и ещё одна тема для столь любимых питерцами взаимных пикировок на грани фола, троллинга, который непривычных людей со стороны вполне может шокировать, но который лично мне показался чрезвычайно симпатичным в качестве элемента общения - своего рода щепотка перца, оживляющая обычную рутину и обыденный трёп. Однако я вполне могу представить себе, что подобное отношение может вызывать у людей и искреннюю обиду, и даже ответную агрессию. Многих бесит само то, что их по какой-то непонятной для них причине "записали в хохлы". Порой и правда что доходит до смешного: человек вырос на Дальнем Востоке, в Донецке закончил выпускной класс и два курса института, после чего переехал в Петербург и живёт здесь уже больше 20-ти лет - и всё равно числится "хохлом". Казалось бы, 15 лет жизни во Владивостоке всяко должны считаться более весомыми, чем три года жизни в Донецке. Но нет - арифметика игнорируется.
Ещё очень показательно отношение к выходцам из Кавказа и Закавказья. Тут людям и вовсе не до смеха. Быть бедным дагестанцем или чеченцем в России это что-то. Одни отношения с правоохранительными органами чего стоят: каждый мент старается обчистить как липку, в отсутствие средств на взятку честно не верит, и цепляется по самому незначительному поводу (чаще и вовсе без оного) - слова "я бедный студент" воспринимаются с гомерическим хохотом, мол "знаем мы вас, студентов". Отношение окружающих не намного лучше - настороженность, скрытая агрессия, повышенное внимание к малейшим нюансам в поведении, и т.д. При том, что репутация репутацией, но большая часть т.н. лиц кавказской национальности именно что самые обычные люди, живущие самой обычной жизнью. То есть мало того, что сами диаспоры и землячества не прочь контролировать их жизнь, но и отношение окружающих дополнительно подталкивает этих людей в объятия к диаспорам - то, что на этом празднике жизни они чужие и своими стать не могут, им демонстрируется наглядно, обстоятельно и ежедневно. Конечно же есть те, кто пробивается через эти барьеры, приспосабливается и вливается в общую социальную жизнь, но задача эта, скажем прямо, не из простых.
|
</> |