"Начальствующего в народе твоем не злословь"
pretre_philippe — 31.05.2017 Из сегодняшнего календарного чтения:1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
(Деяния, гл. 23)
В мире в отношении власти часто можно наблюдать две крайности. Либо безудержное восхваление существующей власти, льстивое и угодливое потакание ей, в том числе манипулятивным истолкованием слов того же ап. Павла "нет власти не от Бога" (Рим. 13:1). Либо принципиальное вставание в позу оппозиции, отвержение любых инициатив верхов и, как следствие, часто злословие в адрес людей власти. Особенно этим богата российская история. Мне думается, что и то, и другое "от лукавого". Необходима золотая середина.
Как писал отец Александр Шмеман в своих дневниках,
"Революция была обвалом России и также обвалом Церкви. И вот впечатление такое (впечатление извне и потому неизбежно поверхностное и, возможно, ложное), что из этого обвала никаких выводов сделано не было или, вернее, он только укрепил каждую установку - кто в чем увидел спасение, но каждый в чем-то "прошлом": в уставе, во власти, в "юродивых", в "иконе", в "духовности", в "старообрядчестве"... Да, сотни, десятки тысяч мучеников, вдохновляющее мужество - и опять впечатление такое, что это ничего не изменило в "самосознании" Церкви. И все искали - кому бы, какой "власти" - церковной или иной - подчиниться и из нее все выводить... И вот шестьдесят лет спустя все та же формула: "благообразие" и "кликушество". Изумительные иподиаконы и рядом - всевозможные апокалиптики à la Якунин и Хайбулин... Либо рабы, либо бунтари. Рабы не только власти, но и "церковности", "благолепия", камилавок, бунтари против всего... Одного, как будто, нет в историческом Православии: свободы поклонения в "Духе и истине"" (11 апреля 1977).
Что вообще можно ожидать от любой государственной власти? Не очень многого, если хорошо вдуматься. Божьим промыслом любая власть попущена лишь для того, чтобы человеческую греховность сдерживать в некотором русле, не давая ей безгранично и непредсказуемо проявляться. "Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13: 4) - эти слова как раз поясняют мысль Павла, выраженную в его предыдущих словах "нет власти не от Бога". Опять же, это самая общая мысль, выражающая предназначение любой власти в принципе. Но поскольку любой институт власти состоит из таких же грешных людей, как и остальные подданные, ни одна власть не может быть идеальной, и она может уклоняться от своего основного предназначения. И здесь важна обратная связь между верхами и низами. Когда она нарушена, возникают разные проблемы, вплоть до бунтов и революций. В конце концов, люди власти сами нуждаются в помощи снизу.
Вопрос в том, какова может быть эта помощь. В том числе - организованными выступлениями и протестами, если власть глуха и слишком увлеклась своими собственными интересами. Но без злословия и оскорбления. Если же от нее исходят какие-то разумные инициативы - тем более, почему бы не поддержать их и не помочь?
Вообще, в отношении людей власти надо пользоваться ровно тем же принципом, каким мы стараемся руководствоваться с любыми людьми: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Не больше и не меньше. Соответственно, и не делаем никому из них ничего того, что себе самим не хотели бы. Не нравится, когда нас злословят? Зачем тогда это делать в отношении кого-то из руководителей или чиновников?... Да, они люди не идеальные, как не идеальны и мы сами. И среди них могут быть халтурщики, как могут быть и безукоризненные профессионалы, как и везде в мире.
Ко мне с завидной регулярностью почти каждую исповедь в воскресный или праздничный день кто-нибудь подходит с признанием: "Осуждаю власти, осуждаю начальство на работе". Начинаешь пробовать выяснять, что такое осуждение и как его кающийся понимает. В большинстве случаев оказывается, что просто накопилось много несогласий, и часть вполне обоснованных. Тогда иной раз задашь вопрос: а вы пробовали всем коллективом объединиться, чтобы дружно выразить начальнику свое несогласие с методом управления? - О нет, и тут оказывается, что люди предпочитают только душу отвести в кулуарах друг другу, а чтобы дружно всем объединиться и выступить, все "пасуют". Какой тогда из этого толк? И опять налицо извечные российские крайности: либо тупо терпят до конца, приспосабливаются, либо, когда уже совсем невмоготу, наступает взрыв с непредсказуемыми последствиями.
Но что я говорю каждый раз людям?... Ведь у нас в церковной среде, и прежде всего среди духовенства ровно то же самое, и даже еще хуже бывает, чем в светских коллективах, в отношении своей собственной власти! "Либо рабы, либо бунтари".
|
</> |