рейтинг блогов

Начало пути к Жемчужной Гавани.

топ 100 блогов biber55026.12.2021 ................................."Кто сказал мяу?!"(с)
Начало пути к Жемчужной Гавани.
В этом году и этом месяце мы отмечали 80-ую годовщину события, когда храбрые и умелые японские пилоты превратили название Пирл-Харбор в понятийный термин. В ряду с Копенгагировать, Ковентрировать и.т.д. Правда без некоторого отрицательного контекста- мирные жители в этом случае понесли минимальный ущерб. Оставив в стороне споры, давайте же попробуем узнать, кто же первый придумал нанести удар по вражеским кораблям в его главной базе с помощью авиации и главной ее противокорабельной силой- торпедоносцами.
Что в общем не удивительно, но первый, не фантазер или мечтатель, а профессиональный моряк с влиянием и авторитетом, кто предложил это сделать был Джеки Фишер.
Когда в 1915 году он стал президентом совета по изобретениям и исследованиямhttps://en.wikipedia.org/wiki/Board_of_Invention_and_Research одним из первых его предложений было построить 200 самолетов торпедоносцев для удара по немецким линейным силам в Вильгельмсхафене. Правда для доставки их к цели он выбрал не морской старт, а воздущный. По замыслу Фишера к каждому торпедоносцу должен был быть закреплен увеличенный змейковый аэростат способный поднять как торпедоносец с торпедой, так и большой запас топлива. Подлетев на расстояние 10 миль от цели, торпедоносцы должны были отцепиться от аэростата и дальше атаковать цель. После атаки они должны были или долететь до дружественной территории или долететь до выдвинутых Гарвичских сил и совершить посадку рядом с кораблями. Дело в том, что тогда в приоритете было спасение пилотов и моторов, планер не считался чем то важным. Идея не была реализована, ностоит отметить, что британцы использовали фюзеляжи самолетов и увеличенные аэростаты для создания патрульных дирижаблей.
Но этим дело не завершилось. Следущей попыткой, очень близко подошедшей к реализации была инициатива Битти, когда он стал командующим Гранд-Флита.
11 сентября 1917 года Битти предложил быстро переоборудовать восемь быстроходных торговых судов или ВспКров для нанесения массированного удара бомбардировщиков-торпедоносцев следующей весной. Эти корабли не будут частью Гранд Флита, они будут действовать как независимая ударная сила, как и авианосная флотилия Сютера 1914-1916 годов. Каждый корабль предполагалось оснастить взлетной платформой способной быстро запустить пять перспективных торпедоносцев фирмы Сопвич Sopwith T.1 Cuckoo.
Начало пути к Жемчужной Гавани.
Таким образом все они могли запустить три волны торпедоносцев по 40 машин в каждой волне. Предполагалось иметь по 15 Кукушек на каждом корабле
и два истребителя. Кроме взлетной палубы и ангаров Битти хотел оснастить корабли параванами и булями для защиты от мин и торпед.
Атака должна была начаться с расстояния примерно в час полета, после чего авианосцы должны были отойти в район ожидания на мелководье (чтобы затруднить атаку подводных лодок), и подобрать пилотов с приводнившихся самолетов. Целями в порядке приоритета были крупные корабли, ворота доков и плавучие доки, легкие крейсера и миноносные силы. Битти надеялся, что атака будет дополнена большими гидросамолетами, несущими 230-фунтовые бомбы, которые будут атаковать верфи, а также подводные лодки, находящиеся на верфях . Также Битти неправильно считал, что Кукушка будет вооружена пулеметом и самолеты ранних волн сбросившие торпеды смогут прикрыть подлетающие торпедоносцы следущих волн.
Залогом успеха Битти видел массирование удара и неожиданность. Все предыдущие операции авианосцев страдали от задержек из-за погодных условий, и адмирал опасался, что любая такая задержка может поставить под угрозу секретность. Поэтому он предложил принять меры для преобразования еще двух авианосцев, которые могли бы усилить ударную волну в случае потери секретности.
Адмиралтейство приняло предложение без энтузиазма. Быстроходные торговые суда («Кукушке» для взлета требовалось не менее 20 узлов ветра) были очень востребованы, особенно в результате продолжающейся кампании подводных лодок. Преобразование не могло быть таким быстрым и простым, как представлял Битти: верфи были сильно загружены, не в последнюю очередь из-за ремонта поврежденных торговых и военных кораблей. К тому же кукушка вряд ли могла быть смертоносным оружием. Хотя она могла поднять 18-дюймовую торпеду, эта торпеда была только 1000-фунтового типа и несла всего 170 фунтов взрывчатки, чего едва хватало, чтобы повредить крупный корабль.
Однако Битти не согласился с выводами, настаивая, что даже если удар не уничтожит линейные силы немцев, он заставит его выйти из гавани, где его сможет перехватить и уничтожить Гранд Флит. Та же идея которая предлагалась в обосновании операции удара по Тондерну.
Однако Адмиралтейство сообщило, что оно не может выделить восемь быстроходных грузовых кораблей, а лайнеры предложенные Битти не имеют обширных трюмов с люками и потребуют длительных работ по переоборудованию, что не позволит подготовиться до конца следущего лета, т.е периода благоприятной погоды. С самой идеей Адмиралтейство согласилось, более того Сопвичу заказали 200 Кукушек еще до испытаний. Было отмечено, что торпедная авиационная атака наиболее удачный способ атаки флота в базе. Но в имеющихся реалиях меры по поддержанию грузооборота и ПЛО были на первом месте.
Однако 28 ноября Битти предложил переоборудовать в авианосцы три выводимых из состава 10-ой крейсерской эскадры ВспКра- HMS Alsatian, HMS Orvieto и HMS Teutonic.
Начало пути к Жемчужной Гавани. Начало пути к Жемчужной Гавани. Начало пути к Жемчужной Гавани.
На каждом из кораблей он предлагал смонтировать взлетную платформу с ангаром под ней, ангары в средней части и на корме. На корме, если испытания разрабатываемого аэрофинишера будут удачны, можно было смонтировать посадочную платформу. В принципе тот же тип как и разрабатываемые в тот момент Фьюриес и Виндиктив.
Самый быстрый из троицы, 20 узловый HMS Alsatian, должен был получить в носовой части взлетную платформу длиной 165 футов примерно в 17 футах над палубой С. Под ней, за счет снятия четырех 6" орудий делался ангар размерами 100 на 65 футов макс-57 футов мин для девяти торпедоносцев или шести разведчиков Fairey III
Начало пути к Жемчужной Гавани.
Самолеты должны были подниматься на взлетную платформу через люк размером 37х19 футов возле надстройки, что сокращало взлетную дистанцию до минимально допустимых 120 футов. На миделе делался ангар длиной 64 фута для двух торпедоносцев или одного разведчика, которые должны были подниматься через люк на палубу А и катиться по левому борту на взлетную платформу, для чего удалялись шлюпки и шлюпбалки и переделывалось левое крыло мостика. На корме сооружался ангар длиной 120 футов на 68-49 футов достаточный для восьми торпедоносцев или шести разведчиков. В случае успеха с аэрофинишером над ангаром могла оборудоваться посадочная платформа длиной 120 футов самолеты с которой могли перемещаться на взлетную так же как и самолеты из ангара на миделе. Для операций подъема/опускания из ангара/в ангар устанавливались четыре мачты для деррик кранов- две в носу, одна на миделе и одна в корме. Кормовые четыре 6" орудия планировалось сохранить. Для сохранения остойчивости предполагался балласт за счет уменьшения запасов угля, место для боеприпасов и бензина считалось не трудным найти на столь большом корабле. Остальные корабли предполагалось переоборудовать схожим образом 17 узловый HMS Orvieto получал 100 футовую взлетную платформу(без пространства под люк) впереди, без посадочной платформы и ангары на 12 торпедоносцев, 19узловый HMS Teutonic получал взлетную платформу длиной 125 футов и посадочную длиной 130 футов и ангары на девять торпедоносцев.
Комитет в составе Commander Holmes (DAS’ advisor on naval architecture), и представители Director of Plans, DAS, DNC и Гранд Флита посетили HMS Alsatian 3 декабря, что бы оценить предлагаемую конверсию По их оценкам все корабли можно было переоборудовать за три месяца.
Но 16 декабря Министерство Обороны отклонило переоборудование HMS Alsatian на том основании, что он слишком медленный и не годится для совместных операций с боевыми кораблями, как выразились "он станет второй Кампанией"Начало пути к Жемчужной Гавани.
Тем более что система приема угля на нем могла пополняться только на базе в Росайте. Да и расформирование 10-ой эскадры не освобождало эти корабли, их планировали перевести во вторую крейсерскую для патрулирования в районе Шетландских и Оркнейских островов и Мурманска. Да и авиагруппа из 19-ти торпедоносцев не представлялась столь ценной для такого переоборудования.
Битти остался недоволен и продолжал продвигать эту идею. Его поддержали Пятый Морской Лорд и Директор Планов выдвинув альтернативную идею о переоборудовании трех броненосных крейсеров типа Кент
Начало пути к Жемчужной Гавани.
С авиагруппой по 16 торпедоносцев на каждом.
В конце концов the Grand Fleet Maintenance Committee таки отклонил 21 января 1918 года переоборудование. Так как для установки взлетной платформы требовалось 3-4 месяца, а с посадочной-5., с расходом 200-400 тонн стали. Свободных рабочих и стали для этого просто не было. Тем более что на подходе уже были полноценные авианосцы Фьюриес, Виндиктив и Аргус. Да и боеготовых Кукушек до лета не могло быть достаточное количество.
Первую экспериментальную торпедную атаку по линкору Сопвич Кукушка произвел на следущий день после Перемирия. Успешную. В ходе дальнейших испытаний было обнаружено, что в условиях видимости Северного моря торпедоносец зачастую только успевали услышать, но не увидеть за десяток секунд до сброса торпеды.
Война закончилась и планы торпедной атаки линкоров в Вильгельмсхафене отправились пылиться на широкие полки архивов, где и сейчас в Национальном Архиве Британии с кодом AIR 1/641/122/232 можно найти эскиз переоборудования HMS Alsatian в ударный авианосец...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сравнивая пром.производство США и России можно найти множество поразительных особенностей. Валовая добавленная стоимость всей произведенной продукции в обрабатывающей промышленности в США около 2079 млрд долл, в России всего лишь 267 млрд, т.е. казалось бы промышленность в США почти в 8 ра ...
Наконец-то мы выбрались в музей мозаики Лода. Так неудобно они работают - в будний день попасть совершенно невозможно, в субботу - закрыто. Остается пятница. И вот я уже пару лет пытаюсь выбраться в пятницу, и все никак. В эту пятницу я уже запланировала, но потом у меня снова была ...
У нас сегодня пасмурно и дождь льет. Впервые за последние недели гидрометцентр не ошибся, и все идет по плану :) Может и успеет еще травичка до заморозков вырасти. А покажу наш сентябрь, который не с желудями и редким золотистым проблеском в ...
так и живется в Назрани ! Кайфово .... )))  ...
Коробочка. Выросли, голова не влазит. У компа. ...