Начало отделения людей от обезьян - благодаря обучению друг друга обезьянами

Получается что та самая колоссальная разница в 1000 кубиков мозга, которая есть между шимпанзе и человеком, это результат в первую очередь КУЛЬУТРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ, результат ПЕРЕДАЧИ ОПЫТА МЕЖДУ ОСОБЯМИ. А раньше думали как? Мол родился древний примат чуть потяжелее мозгом, потому ещё раз и ещё раз... Нет, мозг может увеличиваться лишь до некоторой поры, а потом он берёт слишком много энергии излишне тяжело-мозговый не выживет в голодный период, мозг крайне энергозатратен. Но вот если внутри обезьяньей стаи родился просто чуть более сообразительный примат, начинаются чудеса коэволюции - это когда новый опыт полученный приматом, передаётся другим приматам и стимулирует отбор в сторону лучшей передачи опыта в следующих поколениях.
Опыт порождает знание, знания передаются между обезьянами, обезьяны лучше добывают еду и спасаются от опасностей, эта стая лучше выживает и лучше плодится. Да, получается что более сообразительный, имея при этом такой же мозг в начале этого пути, даёт начало новой ветке приматов. НУ а то что имея одинаковый вес мозга животные будут отличаться кардинально - это наглядный факт, вон оглянуться надо вокруг - собаки, кошки, люди, белки, волнистые попугаи. Весь мозга один, а способности кардинально разные, от гения до дурака. Животные даже на уровне попугайчика настолько вариативны по способности к обучению, что порой словно из разных видов происходят, но биологически те же волнистые попугаи один вид.
в

Та стая обезьян, где такое случилось, за несколько поколений научилась куче всяких интересных штук именно за счёт опыта и его передачи соплеменникам, при сохранении одного вида с соседними приматами. Вид один, а опыт уже изменил одну стаю необратимо и она даст начало новому виду, через сотни поколений. В том загадка и ответ - люди разошлись с обезьянами не потому что были какими то странными мутантами ( мозг намного больше, сильнее, слабее, выше, ниже, руки длиннее ), а потому что были чуть сообразительнее и лучше учили друг друга в стае.
Например наглядное отличие между людским принципом обучения и павианами ( бабуинами ). Стая павианов - они иногда охотятся всеми, самец вожак может начать призывать к охоте других самцов. Иногда они могут всеми атаковать леопарда или льва. Но часто только вожак этим занимается - охота, защита стаи. Система в принципе рабочая, но почти тупиковая, павианы отделились от одной ветки с людьми более 35 000 000 лет назад, потом обезьяны разных веток развивались параллельно, разума не возникало десятки миллионов лет. Но бабуины и сегодня не разумны, мозга не больше 300 кубиков. А люди вот отделились от ветки с шимпанзе около 8 800 000 лет назад и стали разумными.

Моя теория такая - бабуины в отличие от будущих людей, не умеют сделать передачу опыта и системы управления стаей более концентрированной. Опыт в бабуинов ценится, но так, по мере крайне необходимости. Что ты в течение жизни придумал - молодец. Однако стремления показать свои знания потомкам - нету. К тому же опыт свой они передают крайне примитивно. Его хватает на сохранение линии эволюции - пищевая ниша у павианов уже десятки миллионов лет такая же. В принципе успех, но и тупик заодно
Например то как вожак бабуинов учит спасаться с затопленного дерева. На нём нет еды, надо уходить. Он просто прыгает и уходит. За ним все остальные. То есть чистое копирование поведения, первичный уровень передачи знаний - Делай как я. Годится для грубой передачи навыков.



По моей теории первые прото-люди, ещё бывшие полностью обезьянами и по внешности и по генам, обучали друг друга ПОКАЗЫВАЯ СПЕЦАЛЬНО. Скажем наш предок-обезьяна догадался, что надо сначала потыкать в плечо, что то поурчать нежное соплеменнику, показать лапой на воду, изобразить прыжок. Вокруг собираются остальные соплеменники-обезьяны и вот они как бы и смотрят и слушают бухтенье одной особи. Она учит, они слушают. Потом обучавший сам прыгает и прыгнув, внизу начинает призывно кричать, показывая что всё отлично, надо так же прыгать всем и никто не погибнет. После чего племя обезьян решается, а обучавший всех вожак не уходит, а ждёт пока все не прыгнут.
Вот в этом я думаю и кроется наше начало, наш секрет. До языка и слов были ещё миллионы лет начиная с 8 800 000 лет назад, но вектор был задан. Племя обезьян прото - людей лучше выживало не за счёт тупого копирования, а за счёт общительности, не агрессивности и усиленной, прицельной передачи опыта.
Как дело шло дальше? Достаточно включить фантазию. Более собразительный и обучающий всех вожак лучше размножился, его дети с большей вероятностью стали таким же. Плюс общительный учитель и детей будет обучать прицельно. Конкурентов таких ещё на планете не было, все были не умнее павианов, значит пищевые ниши и системы обучения были свободны. Благодаря прицельному обучению, точность передачи знаний возрастает на порядок, выживаемость племени тоже. Где раньше бабуины на удачу переплывали реку, там будущие люди-обезьяны досуже, долго друг друга предостерегают от прыжка в воду наугад, ищут место помельче. Недалеко и до постоянной передачи знаний об орудиях. Одно дело кое как колотить булыжники, другое дело настойчиво обучить своего соплеменника тому, чему научился.
Охота. У бабуинов-павианов она примитивная, стая не договаривается заранее, самец по ходу дела начинает орать, призывать самцов на подмогу. А будущие человеко-обезьяны заранее побухтят, похлопают друг друга по плечам и спинам и идут кучкой, потом разделяются и работают на охоте. Где и у павианов каждый раз экспромт, у будущих людей была пусть простая, но система координации, подготовки к охоте, что бы точно вся группа пошла, а не абы кто подлетел на подмогу.
Культура и обучение позволили выживать более тяжело-мозговым, более обученные лучше добывают еду.
|
</> |