На заметку простодушным легковерам: почему не надо спешить с перепостом...
tuchiki — 31.05.2024Как только вы видите в Интернете какую-то невероятно сладкую историю, не спешите с ее перепостом.
Подумайте хотя бы одну минуту.
Поясню на примере истории, рассказанной Михаилом Казиником про великого скрипача.
Ее цитировали в интернете множество раз
«В 1906 году в городе Каунас было объявлено, что шестилетний
мальчик сыграет концерт Мендельсона скрипки с оркестром.
40-минутный! Меломаны были в недоумении, как это 6-летний мальчик,
ведь он ходить-то недавно научился…
Ажиотаж, тем не менее, получился огромный. Желающих послушать
концерт было так много, что концертный зал не мог вместить всех
желающих. В итоге построили сцену на большой площади города. Из
Петербурга, Праги, Вены, Лондона, Парижа съехались музыканты.
Собралось 60 тысяч зрителей…
Дирижер начал вступление, маленький золотоволосый мальчик не
играет…
- Давай начнем заново! - говорит дирижер.
Снова ребенок не играет.
- В чем дело?
- Там на ярмарке дети на ослике катаются, - сказал мальчик, - я
тоже хочу!…
Напрасно взрослые стали его уговаривать. Мол, сначала концерт, а
потом катайся сколько хочешь…
- Нет! Я хочу сейчас! - топнул ножкой маленький упрямец…
И тут произошло невероятное:
60 тысяч зрителей согласились ждать скрипача, пока он не
накатается на ослике… Катался он добрых полтора часа. Животное еще
и к сцене привязали. Начался концерт. Хорошим оказался ослик: ни
разу не иакнул и дел никаких не наделал…
Ему, как и 60-ти тысячам зрителям, музыка очень понравилась…
Скрипача звали Яша Хейфец… Он - один из самых виртуозных скрипачей
в истории человечества…»
Теперь пробуем проверить эту историю на прочность. Ничего вас в
ней не смущает?
Концерт Мендельсона скрипки с оркестром длится не более
получаса.
Каунас (Ковно) был относительно небольшим городом. Все население в
начале ХХ века — около 75 000. Откуда 60 000 зрителей?
Вы себе представляете скорость распространения информации, а также
стоимость и время поездки из Лондона в Каунас? А бюджет на
строительство сцены для единственного концерта?
Вместимость Большого театра в Москве — 1740 зрителей. Вместимость
Ла Скала — 1800 зрителей. И понятно почему их не могло быть намного
больше — все упиралось в акустику. Еще не существовало никаких
систем усиления звука. А скрипка довольно тихий инструмент — не
громче 95 децибел. На открытом воздухе ее услышат только передние
ряды.
Представьте себе, как волнуется маленький музыкант перед первым
концертом. Как он настраивается на него. И тут он про все забудет
ради ослика? А 60 000 человек будут его терпеливо ждать? Не
верю.
Такая потрясающая история должна попасть во все учебники. Слышали
ли вы ее от кого-нибудь, кроме Михаила Казиника (игравшего, по его
словам, концерт Страдивари для ста тысяч потрясенных
дельфинов)?
Нет.
Добавлю, что начало мировой славе Хейфеца положили концерты в 1912
году в Берлине, где он выступал с Берлинским филармоническим
оркестром. До этого его практически никто не знал в Праге, Вене,
Лондоне, Париже.
И самое главное — зачем надо придумывать такие приторные истории о
великом музыканте?
Он в них не нуждается.