На выставке Ван Гога кто главный экспонат?
zendala — 22.08.2021 Ванкуверские духи дождя вернулись из отпуска. Долго гуляли неведомо где - целых два месяца стояла сухая жара, тут так просто не бывает. Теперь все вернулось в норму, сегодня дождь и 17 градусов. Очередной кемпинг на выходные отменился, не захотели мокнуть в лесу по холоду.Так я и попала на цифровую выставку Ван Гога - Imagine Van Gogh.У подруги были бесплатные билеты с работы, ее предполагаемый спутник пойти не смог, и она позвала меня. Выставка эта в Канаде с зимы 2020, еще до ковида началась в Монреале. Потом прошла в Торонто и Оттаве, и с этой весны идет в Ванкувере и Калгари. Я слышала много отзывов от друзей и сама идти не планировала, ибо отзывы были от "нуууу так себе" до "вообще нечего там делать". Смысл перфоманса в цифровых проекциях картин, во всех описаниях нахваливают "погружение" и "иммерсивность" (это одно и то же слово, просто на русском и на английском). Один зал с большим количеством углов и большой колонной посередине, каждая вертикальная поверхность - экран для проекции, и проекции эти двигаются и сменяются под музыку, под разным углом и с разным освещением. Довольно психоделично все, людям с эпилепсией и похожими нейро расстройствами эта выставка совершенно официально противопоказана.
Ну что сказать - поначалу, действительно, есть ощущение погружения. Знакомые репродукции видишь огромными, в хорошем разрешении, так, что каждый мазок четко прорисован, их даже сосчитать можно. И первое впечатление - вау! Звездное небо! Подсолнухи! Автопортреты! Вот они, вокруг тебя, и даже на полу под ногами, ты во всем этом плывешь и даже будто растворяешься.
Но совсем чуть-чуть растворяешься, не сильно. Потому что оно все в постоянном движении, изображение замирает на несколько секунд всего и потом снова двигается либо сменяется. Тут не до погружения уже, хочется, наоборот, всплыть и за что-то стабильное уцепиться. Начинаешь делать фоточки, благо это разрешено. Фоткаться прикольно, выбираешь себе культурный фон - хочешь стой на нем, а хочешь ложись. Ну и картинки поймать на фото, тоже дело непростое - они же двигаются беспрерывно, да и люди ходят, мешают. В общем, есть чем заняться.
Несколько раз ловила себя на желании остановить движение проекций и попытаться проникнуть внутрь, в картину. Мне кажется, это реально могло бы получиться - ощутить себя частью изображения. Оно ведь реально вокруг, и ты реально уже внутри. На мостовой парижской улицы - вот хоть садись за столик кафе. В комнате с кроватью - прилечь можно, тумбочку потрогать. В море, на лодке. В ночи среди звезд. Вот это было бы погружение!... Но нет, все мельтешит и меняется, и музыка громковата, хоть подобрана неплохо.
Квинтессенция сегодняшнего мира с информационной перегрузкой всех систем восприятия. Information overload как он есть. Когда в наличии потрясающие технические возможности, доступность буквально всего - и невозможность интернационализировать эту информацию, впитать ее и сделать частью себя. Вернее, такая возможность есть, но ее нужно искать и создавать для себя. И точно не в культурно-массовых мероприятиях это делать.
А тут все продумано до мелочей и ведет к одной цели - пропустить через себя как можно бОльшее количество людей, как можно быстрее. Чтобы впустить новую партию, за новые деньги (и деньги немалые, билет от 50 до 90 долларов стоит). Никто тебя не подгоняет и не ограничивает во времени, разумеется. Хочешь - стой и смотри. Но в том и дело, что стоять и смотреть, как у картины на стене музея, не хочется. Да и не получается. Гиперстимуляция всех каналов восприятия тебя подхватывает и подгоняет. Прошел час - и ты уже на улице, а из "послевкусия" остались только фоточки да селфи. Типа приобщился в искусству, ага.
Собственно, большинство отзывов от друзей, которые я слышала раньше, были о том, что все мероприятие совершенно не стоит тех денег, что за него просят. И я согласна. В музее Метрополитан в Нью Йорке можно было заплатить 20 баксов и провести там весь день, гуляя по залам и этажам. Импрессионистов там целый этаж, я несколько часов только на этом этаже бродила.
Понятное дело, до Нью Йорка надо еще добраться, и заплатить за гостиницу, наверное, это тоже в общую цену доступа к большому искусству надо включать. А настоящую выставку в Ванкувер привозят (раньше привозили) раз в три года, а теперь вообще непонятно когда привезут. Никогда, скорее всего. Потому что зимой уже анонсирована такая же цифровая выставка Моне по всей Канаде, а потом Пикассо. И вряд ли они остановятся, уж больно выгодное мероприятие.
Безусловно, цифровая выставка это лучше, чем ничего. И я вполне получила от нее удовольствие, особенно учитывая, что это единственное культурное мероприятие в городе сейчас, ничего другого просто нет. И не скоро будет. Но блин, как же хочется снова в Мет. И в Лувре я так и не побывала до сих пор. И даже Монреальский Musee des Beaux Arts (картинная галерея, небольшая совсем) зовет и манит. Может, выберусь, когда поеду в сентябре, хоть там половину залов сейчас закрыли из-за ковида.
Видели подобную цифровую выставку? Как вам, понравилось?
|
</> |