На смерть Юрия Буданова.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
На мой взгляд, - хотя и тяжело об этом писать, но скажу прямо - дерзкое убийство Буданова подвело некий итог кавказской политике властей последних лет; и итог этот горек, неутешителен. Ладно, пусть промежуточный итог, не больше, но и не меньше.
Было много, очень много разных событий, заставлявших призадуматься: понимает ли федеральная власть, каковы будут последствия проводимой в последнее десятилетие политики на Северном Кавказе. Политики, которая вкратце формулируется так: "деньги и иные преференции взамен за лояльность и безопасность". Думается, понимает, думается, проводит именно такую политику, основываясь на своих соображениях, каковые кажутся выверенными, сбалансированными, единственно правильными.
Сотни, тысячи моджахедов, бандитов, головорезов - амнистированы. И, большей частью, включены в состав малоконтролируемых республиканских силовых структур. В городах ЮФО стонут от дерзких беспредельщиков с милицейскими или даже чекистскими ксивами. В Москве, в самой столице, они орудуют свободно, не особенно скрываясь, "мочат", находясь "при исполнении", и делают это при молчаливом попустительстве властей. Вспомним, как самый показательный случай, убийство Байсарова-"Горца". Или то, как и при каких обстоятельствах ликвидировали одного из братьев Ямадаевых - Руслана, именно в Москве. Про убийство Политковской тоже не стоит забывать, там тот же след.
Политика Сами Знаете Кого по умиротворению Кавказа при показательной опоре на этнические коррумпированные кланы, подпитываемые обильно финансами из центра - при одновременном гноблении и теснении всякого, кто протестует - казавшаяся кое-кому "хитроумной" и эффективной, дававшая, возможно, кое-какой эффект в начале двухтысячных (да и то стоит вспомнить Дубровку и Беслан), давно уже доказала свою ущербность. Если не сказать сильнее - вредоносность.
Мы пока не знаем, кто убил Буданова. Кто исполнитель, кто заказчик, кто стоит за этой акцией. Судя по заявлениям следствия, мы этого можем никогда и не узнать; скорее всего, как это было уже не раз, спустят на тормозах, заболтают или запишут в киллеры того, кто окажется под рукой.
Но одно ясно совершенно точно. Убийство Юрия Буданова, как бы кто к нему не относился, в очередной раз продемонстрировало всем, кто способен думать, что в России имеются силы, ставящие себя выше суда, выше права, выше законов и конституции. И даже выше тех лиц, которые, находясь на своих государственных постах, должны - это их прямая обязанность - гарантировать мир, порядок и безопасность в Российской Федерации.
Военные конфликты, в особенности, "внутренние", принимающие жестокие формы этнической резни или гражданской войны, зачастую являются следствием ошибочных, если не сказать преступных действий именно руководителей, именно политиков, чиновников высокого ранга (как с одной, так и с другой стороны). Ельцин и его камарилья оставили на Кавказе целые арсеналы оружия и боеприпасов. Но никто из них, из тех, кто был у власти, кто отвечал за эти вопросы, не понес никакого наказания.
Зато наказаны по суду, а иногда и без суда, десятки, сотни российских солдат и офицеров. Многие из тех, кто воевали на Северном Кавказе в самое трудное и для России и для самих кавказских народов время, многие из этих совсем молодых людей, зачастую безусых юнцов, сначала были брошены в ад чеченской войны, затем, в лучшем случае, забыты властью, отправившей их на "контртеррористическую операцию", подло не называя происходящее там войной.
А в худшем - посажены, скрываются или убиты.
В свое время, когда работал над книгой, события в которой происходили на Кавказе во Вторую чеченскую - а она еще гремела, калечила, убивала, - было тяжелое предчувствие именно в том плане, что война эта для многих ее участников, для офицеров, прежде всего, будет войной на два фронта. С озверевшими духами, с теми, кого и людьми-то трудно назвать, потому что они в массе своей - зверье. И с теми, кто занимает немалые посты, теми, кто не только не прикроет, но и сдаст, но и прямо предаст при первом же затруднении.
Такие, как полковник Юрий Буданов, не ангелы. Но и война - адово дело.
Бушмин, проверив, как разместились его люди, решил подышать свежим воздухом, а заодно, пока не смеркалось, посмотреть сверху, с холмов, на осажденный федералами город Джохар.
Да, именно так. Населенный пункт, известный некогда как город Грозный, перестал существовать. Такого города больше нет, хотя его до сих пор упоминают десятки раз на дню — в официальных документах, в разнообразных сводках, в телерепортажах и в прессе. Город Грозный умер, как умирает человек, которому нанесли тяжкие телесные повреждения, как умирает жертва разбойного нападения, которую забили до смерти.
Трудно сказать, когда он умер, этот город. Возможно, это случилось в девяносто пятом, когда были разрушены почти все здания. Но, по‑видимому, это все же случилось раньше, когда к власти пришел Дудаев, когда нохи, очень многие из них, вернулись в свое первозданное состояние, то есть превратились в стаю волков.
Умерший город, однако, захоронить не удосужились. Возможно, следовало бы изобрести по такому случаю некий ритуал. Но никто не знает, что в таких случаях нужно делать, какие молитвы читать. Нет прецедентов. А если и были в истории, то все примеры уже напрочь забыты.
Да и недосуг. Некогда хоронить. Чеченские боевики и федеральные войска все еще яростно сражаются на бренных останках города.
«Усопший», так и не захороненный, нынче смердит на весь мир, вызывая на лицах цивилизованных народов гримасу отвращения.
«Что такое Грозный? Это камни. Плачущие камни под ногами...»
Нет, камни — это уже не Грозный, а чеченский Джохар. Заблуждается тот, кто считает, что это город. Или город‑крепость. Надо посмотреть правде в глаза. И попытаться понять хоть малую толику из того, что здесь происходит — здесь и сейчас.
Дыра — вот что это такое. Нечто запредельное, с отчетливо распознаваемым инфернальным душком. Черная дыра на лике земли, язва на теле человечества, огромная воронка, куда засасывает не только чеченский народ, но, кажется, и всю огромную Россию.
Вот что такое Джохар.
За спиной раздалось покашливание.
— Решил подышать свежим воздухом? — спросил Шувалов. — Или надумал полюбоваться панорамой города?
Бушмин пожал плечами. После чистейшего воздуха предгорий местная атмосфера казалась смрадом. Панораму эту он видел уже десятки раз. Нет, Андрей просто стоял и думал о своем, вот и все.
— Как начальство отнеслось к нашей задумке? — спросил, обернувшись.
— В принципе одобрило. Но сам понимаешь, план еще нужно шлифовать, продумать все как следует.
Бушмин покачал головой. Выходит, он не просто должен ходить по краю пропасти, но еще и тщательно продумать, как ему половчее грохнуться на самое дно.
— Это наша работа, Михалыч. Все будет тип‑топ.
— Кстати, меня попросили выйти на связь с Моздоком... Федулов из разведотдела побеспокоил — ты ведь ему, Андрей, «языков» передал? Или напрямую особистам?
— Нет, Федулову, а он уже связался с фээсбэшниками.
— Там какое‑то высокое начальство его побеспокоило, из ведомства МВД. Говорит, только вы вылетели вертушкой в Грозный, ему позвонили и стали интересоваться разными подробностями: кто захватил чеченов, где, когда и при каких обстоятельствах это случилось?.. Федулов им объяснил, что, мол, закрытая информация, ну, и так далее...
мною нохами что‑то не так?
— Не знаю пока, — пожал плечами Шувалов. — Может, само по себе все рассосется. Вернемся в Моздок, и я все выясню. А пока забудь, у нас здесь и без того есть над чем голову ломать.
Когда эти двое ушли по своим делам, ничего в округе не изменилось. Черная дыра продолжала засасывать в себя залпы артиллерийских орудий — все эти тысячи снарядов всех существующих калибров, кровавые подарки «шмелей», «градов», «буратино»; и, разумеется, самих стреляющих и сбрасывающих бомбы людей, плохих и хороших, бритых и бородатых, безусых юнцов и отцов семейств, атеистов и религиозных фанатиков вкупе с начальниками всех рангов и званий, в компании с теми, кто затеял весь этот кошмар и кого никогда не осудят.
Сотни и тысячи судеб засасывает бездонная воронка.
И даже не верится, что из этого ада когда‑нибудь можно вырваться, можно спастись.
"Охота на волков" ("Ад ближе, чем кажется").
Господи, упокой душу р.Б. Юрия...
|
</> |