На смерть Web 2.0
pyshch — 21.10.2024
Навеяно
постом snake-d-ha. Написал сначала комментарий, а
потом решил сохранить себе.
1) По поводу маркетплейсов. Когда я лет 15 назад подался в
сеошники, то каждая уважающая себя фирма имела сайт, а практически
каждый закомый мне программер старался сделать интернет-магазин.
Поскольку, иначе как заработать? Хотя всякому неайтишнику было
очевидно: введя запрос и получив по нему 10 разных сайтов на
страницу, названия которых 90% людей видит впервые, клиент вряд ли
будет покупать. Поскольку совершенно неизвестно, даже переведя
деньги, получит он товар или нет. А если получит, то в каком виде.
Поэтому было совершенно очевидно, что те, кто решат проблему:
а) минимальной надежности оплат
б) ассортимента
в) социальных доказательств, прежде всего сколь-нибудь
реальных отзывов
г) удобства доставки и пр.
захватят рынок. Что и произошло. Бума интернет-магазинов давно
нет. Вместо кучи неизвестных никому имен пришли те же совершенно
неизвестные поставщики, но под именем бренда, обеспечивающее
вышесказанное. И неважно как этот бренд называется: Амазон,
Али-Экспресс или ягодки. А на место "сделай интернет-магазин"
пришли инфоцыгане (которые были всегда, но не в интернете), "стань
погромистом" и пр.
2) Гугл убил не Амазон. Первые и очень серьезные потери
трафика у Яндекса и Гугла случились, когда соцсети сколь-нибудь
крепко стали на ноги. То есть уже к году 2013-15. Потому что когда
ты понимаешь, что для продаж услуг по окраске ноготочков или одежды
или туров в запердье тебе не нужен сайт от слова вообще, а нужен
прокачанный в Инсте, ВК или ФБ аккаунт, то зачем тебе гугл?
3) В итоге сменилось то, что называется пользовательским
поведением. Например, когда я лет 10-12 назад продвигал один
проект, я рекламировал его по запросу "туры в ..." и мне сразу
начинали идти заявки. Сейчас я могу обрекламироваться в поиске
Яндекса (а ранее и гугла), но заявок будет минимум, а их стоимость
будет сравнима со стоимостью тура. Изменился интернет —>
изменился способ поиска услуг.
4) SEO из универсального, обязательного и реально значимого
для ЛЮБОГО проекта источника трафика скатилось до альтернативного и
зачастую ненужного. И произошло это всего-то лет за 10: примерно с
2010 до 2020. Пока еще держится платная реклама в Гоше и Яше, но
скажем так фрагментарно. По целому ряду тематик продвигаться в
поиске банально бессмысленно: вы получите слишком дорогие заявки
или же их будет мало (и тоже дорого).
5) Резюмирую. Произошедшее вызвано тем, что можно условно
назвать "кризис доверия". Люди получили свободный поиск. И тут же
столкнулись с тем, что эту свободу максимально эксплуатируют другие
люди. Аналогичная ситуация не только в условных продажах (то есть в
экономике). Приведу другой пример, из области прессы:
"Интересное явление, конечно, с еженедельными журналами:
вроде практически погибшее явление, "Деньги", "Власть", "Эксперт",
"Профиль" — практически убиты интернетом.
Но как-то отдельно собирать интересные статьи в журналы —
люди не перестают, и на это, в итоге, существует платежеспособный
спрос даже без продажи журнала в розницу.
Сейчас в "Коммерсанте", например, вкладочка-приложение
"Деньги" — 72 полосы.
Часть явный адверториал, часть неявный, обычная реклама —
тоже есть
Чего нет — так это постоянного графика выпуска.
Есть деньги, набрались рекламодатели — поехали."
(
тыц)
Я не знаю как на Западе. но в России Телега сделала то, что не под
силу оказалось ВК и ФБ: люди сидят в ней и из нее не вылезают. То
есть Павел получил единство платформы, о котором мечтал Цукерберг.
Но произошло куда более важное: нет смысла покупать и читать всю
прессу, когда ты можешь читать условно только нужного тебе блоггера
в тележке. И донатить ему на бусти. Конечно, эксперты тоже кушать
хотят, но пока ситуация скорее в пользу клиента: классические СМИ
слишком зажрались и привыкли, что они могут пинать члены, а их все
равно будут покупать. Конечно, со временем все это забронзовеет и
минусы вылезут, но пока условные блоггеры (предоставляющие то, что
пользователь считает реальной экспертизой и отвечающие своей рожей,
а не брендом газеты за качество информации) выигрывают у условных
СМИ. Да, война тут тоже сыграла свою роль, но к этому так или иначе
шло. То есть опять же мы получаем не поиск. Мы получаем, как в
доинтрнетную эпоху — места, куда надо сходить. чтобы узнать важное.
Зная такие места, ты узнаешь важное. А не зная, не узнаешь. А поиск
в Гугле тебе не поможет.
UPD Поисковики сделали для своей смерти не меньше условного
Цукерберга или Дурова. Когда ты постоянно завлекаешь владельцев
бизнеса в тот же директ, то рано или поздно тебе в этом директе
перестает хватать места. Ну да, ты меняешь рекламную модель, но в
итоге бизнес все равно получает меньше показов, а сам трафик
дорожает (места в спецразмещении не резиновые). И в какой-то момент
покупать трафик становится просто невыгодно. Так для ряда тематик
погиб поиск Яндекса, о чем я писал выше.
UPD2 Про поиск инфомации вообще писать не буду. Там на самом деле
множество причин, начиная от смерти сайтов: ну кто ведущий сайт в
2005 мог подумать, что в 2020 ему тоже надо будет платить за
хостинг? И таких множество. Проигрывающая в удобстве и стоимости
разового выпуска бумага ВНЕЗАПНО оказалась надежнее, практиченее и
лучше интернета. Потому что книга у тебя на полке может 100-200-300
лет лежать и ей ничего не будет (и это проверено веками). И ее
может хранить каждый! Да, она может сгореть, но ваш домашний сервер
тоже может не дай бог сгореть с тем же результатом. Но главная
проблема в другом. Внезапно опять-таки выяснилось: чтобы хранить
информацию нужен минимум денег, знаний и возможностей, которые,
есть не у всех. Далеко не у всех.