На смерть Евгения Ясина
dimagubin — 26.09.2023 Умер Евгений Ясин: экономист, научный (а последний год своей жизни – почетный научный) руководитель «Вышки». «Почетный» в таких случаях означает недопущение до дел. «Почетный» - почти что «посмертный».Ясин был убежденный, но без ярости, сторонник либеральной демократии. Тихий, маленький, спокойный, несуетливый, однако не без колкого ехидства. Он умер на 90-м году жизни. Возраст – более чем почтенный – важен. Я не знаю, какие фильтры при такой долготе жизни появляются при взгляде на мир, но знаю, что по поводу разгрома и унижения «Вышки» Ясин молчал. А унижали ВШЭ показательно. Вот, незадолго до смерти Ясина курс «Введение в гендерные исследования» переименовали во «Введение в мужские и женские исследования». Это как курс генетики заменить курсом мичуринской селекции. Я не знаю, что либерал Ясин думал об этой варваризации, - и почему не высказывался публично.
Мне очень хочется найти его поведению оправдание. Ну, например, что он вел беспощадные записи, дневники, на манер Паустовского или Давида Самойлова, - просто при жизни оглашать боялся. Возможно, боялся не за себя, а за дочь, с которой произошло то же, что и с астрофизиком Хокингом, а зная подлость властвующих, удара по дочери можно ожидать в качестве мести отцу.
Но, боюсь, мне хочется Евгения Ясина оправдать просто потому, что мы были знакомы, и он мне нравился. Бывают такие отношения – неблизкие, но доверительные. Когда-то именно с Ясиным я сделал первое свое интервью на «Радио России». Трансляцию планировали из студии Белого дома, и какой-то человек крутил ручку эбонитовой хреновины, подавая сигнал. Как в фильмах про войну. Сигнал прошел, а Ясин не приходил, правительство всё заседало. Я прогуливался по потолку. Ясин появился секунд за тридцать до начала, подмигнув: «Я сказал Черномырдину, что я тебе нужнее». Шел 1997-й, Ельцин снова перетряхнул кабинет министров. Ясина из министров экономики определили в министры без портфеля, и на вопрос, кто и за что отобрал у него портфель, он отмахнулся: да он сам как портфель, только без ручки: таскать неудобно, а выбросить жалко… Забыл сказать: Ясин был из Одессы.
И потом он всегда откликался на просьбы о встрече, и на радио, и на телевидении. Забавно, что когда я сам стал в «вышке» преподавать, мы по делам не пересекались, зато встречались в Клубе любителей документального кино, был такой, где крутили то Дзигу Вертова, то Лени Рифеншталь, а потом выпивали-болтали-закусывали. Но когда я понял, что из России надо валить, и стал искать стипендии по зарубежным think tanks, Ясин без единого вопроса согласился быть моим поручителем...
Наверняка он раньше меня понял, куда валится страна. Но не понимаю, почему он публично не протестовал. Да, многие молчали, вон Познер, самый близкий Ясину по возрасту из известных людей, молчит до сих пор, - но Ясин никогда, в отличие Познера, не слыл мастером трех задниц на двух стульях.Ясин мог отступить в непринципиальном, махнув рукой и мысленно плюнув, - но дальше обнаруживалась стена, а точнее, скала тех принципов, в которые он упирался. Черномырдин, человек одного с ним поколения и одной закалки, устроен был схоже. Многие из известных людей, даже из коммунистов, в этом на них походили. Вот – поле возможного компромисса, а дальше – ни шагу назад, хоть и велика Россия.
Самое позднее по датировке, что гугл разыскал в запросе про Ясина и войну, было его интервью Deutsche Wellе в ноябре 2015-го. Полтора года уже всем было ясно, что #крымнаш. Интервью брала Жанна Немцова. Ясин говорил о том, что в России нет верховенства права, что выборы фальсифицируются, что в стране «дефективная демократия», - это термин, добавил он. И что имперские возможности страны далеко в прошлом, незачем к ним прибегать. Немцова, мгновенно реагируя: «Вы поддерживаете аннексию Крыма?» Ясин, тоже мгновенно: «Нет! Я просто обращаю внимание, что корень – в проблемах Украины, а не в том, что Россия напала». Немцова: «А Россия не напала разве?» Ясин: «Нет, ее позвали… Люди в Луганске или в Донецке не хотят, чтобы ими командовали ребята из Киева».
Немцова предпочла тему свернуть. Ясин был ее старше, авторитетнее, и потом – это он родился в Украине, а не она. Разговор перешел на Ричарда Пайпса…
Я снова чувствую, что мне хочется оправдания, потому что сейчас все чудовищней, чем в 2015-м. Но, кажется, я зря суечусь, потому что Ясин теперь там, где не Немцовы (и Губины) вопросы задают.
Я надеюсь, что Ясин все-таки успел зафиксировать то, о чем за 8 лет между Крымом и Бахмутом он успел передумать. И что все либералы, от Кузьминова до Кудрина, от Чубайса до Грефа, - все, кто строили либеральную страну, а потом смотрели, как эта страна уходит под воду, а точнее, погружается в кровь, ложь и говно, - что они тоже что-то там зафиксировать успели. И успеют еще. Включая те дни, когда они, живые, будут завидовать Ясину, потому что он – мертвый.
|
</> |