На помочах

Сейчас, уже под забыли, да и подзабИли, про помочи, и мало кто вспомнит, что это такое… Разве что знатоки скажут, что так подтяжки брючные назывались.
А ведь раньше деды и прадеды наши, не мыслили без них себе жизни ни в городе, ни в деревне. И это я не про подтяжки…

Помочи – это совместный труд. Когда вся семья собиралась вместе, ближние и дальние родственники, да что там родственники, и соседи. и просто знакомые, приходили помогать, выполнять какую-либо сложную, трудоёмкую работу.
Так, собравшись большим коллективом, строили дом, забивали скотину, рубили и щипали птицу, поля-огороды обрабатывали и много другой работы выполняли, как говорится, всем миром.
Без звонка, без просьб, узнавая глядя за забор или через сарафанное радио.
Жаль, сейчас как работать, так и отдыхать миром мы почти разучились.
А у меня родительский дом в Пятигорске так ставили, из самана.
Всей роднёй и всей улицей. Я рос в нём и знал, что все окна двери, всю столярку делал дед Антон, ему помогал подмастерьем дядя Сейран (сосед армянин).
Фундамент каменный клал дядя Гриша Песоцкий, а его сыновья Шура и Валера, на подводах, камень тот с реки Подкумок привозили. А дядя Ляля и дядя Арам ворочали булыжники по его команде перед укладкой.
Дядя Костя Бондаренко стены клал уже из свежего, но подсохшего самана. А крёстный мой дядь Коля Бекетов, стропила ставил и крышу крыл шифером. А тётушки, тётя Валя, тётя Рая и тётя Сима, стены мазали глиной снутри и снаружи.
Баба Саша, тётя Наташа и баба Марта, на всех во дворе, на костровой печи, сложенной из того же самана, еду готовили. Соседка тётя Соня(армянка) мать Сейрана каждый день в своём тандыре, пекла лаваш с дочкой Сильвой и приносили к столу на всех.
Да много кто ещё помогал, не мастеровым, а просто руками. Я ещё и не всех перечислил, только бригадиров, а там на повесть хватит.
Всех ведь не упомнишь, особливо, когда мне и вспоминать то нечего, мне тогда до рождения ещё два года было. И всё, что я перечислил, я не сам видел, а по рассказам знаю.
А почему так знаю, да потому что, когда родился и подрос уже и сам в помочах участвовал и всех упомянутых в них видел, и проникнуться успел.
Вот такими были предки наши, их традиции, их воспитание, совсем не далёкое прошлое, века не прошло, но уже нами подзабытое, к несчастью.
Два рода, один казачий, другой ассирийский, да со всех улиц соседи были, греки, армяне, евреи, курды, те с кем прежде рядом жили и те, кто рядом строился.
С мая по сентябрь 1962 года дом и поставили всем гуртом, да на помочАх...
Ещё папаха была.
Камень, глину сами добывали у реки, а вот древесину нужно было закупать.
Папаху дядя Ёхан держал (ассирийский набольший). Народ с руками
приходил, поработать и кто полтинник, кто рупь в папаху клал, на
древесину, да на соль, так говорили.
Если в папахе вдруг недоставало для дела, то за общим столом, за
обедом, набольший опробовав борща громко, чтобы все слыхали
выговаривал стряпухам:
«Что-то борщец, недосоленный сегодня. Ох и кисло работать будем».
И мужчины сразу хлопали себя по карманам, да по кисетам и кто чем мог…
Вот такие деревянные рубли были, их курс крепче любой валюты.
А Васька Бекетов, крёстного сын, Нуна Авдыш (сын дяди Ёхана) и Сурен Епремян трио концертировали для всех, один на гармошке играл, другой на доула(барабан), третий на зурне. И всё в их репертуаре было и «Снежочки», и «Лезгинка», и «Кто-то с горочки спустился», и «Враги сожгли родную хату» …
Так и жили… и строили вместе, и пели, и плакали.
|
</> |