На подходе к разговору о «Фаусте». Что такое эпоха Модерна?
teterevv — 08.07.2016Поговорив об Эпохе как понятии, о Проектах, составивших содержание эпохи и о связи понятия Эпоха с историческими периодами, мы в следующем докладе рассмотрели Модерн. Рассмотрели и как эпоху и как проект.
Опять-таки, это имеет косвенное отношение к «Фаусту» Гете. Но позволяет нам задать тот историко-философский ракурс, который мы заявляли при обращении к великом произведению Гете.
Доклад нашего товарища Леонида Я.:
Оригинал взят у svao_eot в На подходе к разговору о «Фаусте». Что такое эпоха Модерна?
* * *
Определение и определивание.
Википедия: «Эпоха модерна – понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу постмодерна.
В широком смысле Модерн может означать всё относящееся к послесредневековой истории Европы».
Кургинян: «Модерн – Это социокультурная категория. Это явление, начавшееся примерно 500 лет назад, в значительной степени.
Само явление Модерна возникло тогда, когда одни из идеологических соображений, а другие – из соображений научных, стали критиковать теорию формаций Маркса, противопоставляя этим многочисленным формациям (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.д.) две суперформации: премодерн или традиционное общество, и Модерн, то есть переход от традиционного общества в общество современное. Тогда же были охарактеризованы черты этого общества. Это общество, в котором церковь отделена от государства, это общество, где господствует рациональная культура, это общество, где сформировалось новое понятие "нация" (нация есть продукт Модерна и его субъект одновременно), где возникла новая форма внерелигиозной идентичности, национальное государство на ее основе, буржуазный рационализм, зрелая рыночная экономика и т.д., и т.п. В этом смысле, конечно, Модерн достаточно тесно связан с буржуазностью как таковой или, точнее, с фазами перехода из феодализма в буржуазность, с развертыванием этой буржуазности и с ее закреплением на последнем этапе. Вот это все и есть Модерн, Модернити его еще называют».[1]
«Модерн – это определенная картина мира, которая была создана Ньютоном и т.д. и перемещена на социальные вещи, и в двух словах – это главное – что благо должно получаться из зла. Благо прогресса должно получаться из зла. Вот когда каждый из вас станет индивидуалистичен, эгоистичен и будет грызться с другим, то будет благо, потому что всё начнёт развиваться – теория рынка. Так вот, русские никогда не верили, что из зла может получиться что-нибудь, кроме зла».[2]
Принципы Модерна[3]:
Первый принцип. Человек плох, и его надо приковывать цепью закона.
Зверя – приковывать цепью закона. Этот принцип сумел организовать великие дела на протяжении нескольких веков. Техническая (искусственная) среда в которой человек обитает, начала развиваться по экспоненте. Мы получили все, что сейчас имеем. Но человек не стал развиваться. Он остановился, потому что принцип Модерна – есть принцип отказа от возвышения человека каким-либо проектным способом. Нельзя заниматься возвышением человека! Нельзя бросать силы на возвышение человека! Человек – константа! Возвышать надо искусственную среду. Возвышать надо регулирование общества. Да, конечно, человек, получивший компьютеры и все прочее, понемножку разовьется. Он получит другие базы данных, он получит сокрушительные возможности. Что-то в нем понемножку куда-нибудь изменится. Но, вообще-то говоря, наплевать на человека, – говорит Модерн. Человек – это константа. Главное – это рост производительных сил и рост форм организации общества: институтов, рынка, политической демократии и всего остального.
Этот принцип подошел к барьеру Питерса, то есть к барьеру, когда разрыв между качествами человека и полученными человеком возможностями просто ликвидирует цивилизацию. Уже первый принцип, фундаментальный гиперпринцип Модерна, исчерпан. Надо останавливать развитие. Или переходить на русскую (по сути своей) модель. Модель ускоренного развития и человека, и технической среды. Модель согласования темпов развития человека с темпами развития технической среды, т.е. модель резко большего внимания ко всему, что связано с развитием человека.
Второй принцип Модерна, который тоже находится в стадии исчерпания – это принцип безутешительности.
Модерн проводит секуляризацию, он выводит трансцендентное, т.е. Бога, за скобки. Он говорит, что все имманентное безблагодатно, что в нем нет ничего такого, чтобы было местом обитания Бога. Бог обитает в потусторонних мирах. Он не спускается на землю. Его благодать не пронизывает собой земную жизнь. На Земле нет блага, здесь есть рацио. Здесь можно что угодно мять как угодно, потому что все оно – безблагодатное, потому что это – безблагодатное место.
Модерн сказал основное слово: жизнь – безутешительна. Ну, хотите – верьте, это – ваше личное дело. Но мы (т.е. Модерн) строим все на основе безутешительности. Мы здесь живем и умрем. Смерть – фатум!
Третий принцип – это социальная атомизация.
Четвертый принцип – ломка сословных перегородок.
Это прекрасный принцип. Сословные перегородки надо сломать. Но они же были не доломаны. Остались буржуазные, которые теперь превратились в ново-феодальные. Конечно, открытость капитализма лучше, чем открытость феодализма. Деньги дают большее равенство, чем сословные перегородки. Но этого недостаточно! Эта динамика недостаточна!
Пятый принцип – так называемая «топка Модерна».
Все работает за счет того, что полунищего крестьянина выдергивают из традиционного общества, кидают на завод, где он за малые деньги (но гораздо большие, чем он получает в своем крестьянском труде) счастлив отпахивать по 12 часов в день. Это китайский принцип. Это вьетнамский принцип. Это индийский принцип. Но это уже не может стать русским принципом. Все это давно уже использовано. Наша "топка" сожжена. И западная "топка" сожжена. И рано или поздно будет сожжена индийская "топка", китайская "топка", вьетнамская "топка". И тогда все остановится.
Шестой принцип – это принцип закона, как главного регулятора общественной жизни.
Седьмой принцип – это принцип поощрения многообразия – при наличии синтеза, точки схода. Если в традиционном обществе многообразие не поощрялось, потому что традиционное общество понимало, что оно не может справиться с этим разнообразием, то Модерн говорит – будьте многообразными, но давайте сойдемся в некоторых точках.
В точках рациональности. В точках разума.
Нация – такая точка схода.
Закон – такая точка схода.
То есть – все сначала расходится, а потом сходится. Сейчас эти точки схода разваливаются.
|
</> |