На острие

Так же глупо жаловаться на жизнь человеку, который добровольно стал играть в шпионские игры, и был на этом пойман. Каждый год спецслужбы различных стран мира ловят сотни шпионов: нелегалов и дипломатов, а также собственных граждан, развернувших войну против страны из материальных, идеологических или других соображений. Те, кто не имеют дипломатического иммунитета, обычно приговариваются к длительным срокам заключения, а то и к смертной казни. Жаловаться на жизнь в подобной ситуации никому и в голову не приходит.
Но помимо охоты за государственной тайной в арсенал спецслужб входит организация на территории других государств провокаций, ведение информационно-психологической войны и сбор информации, не являющейся секретной, но в тоже самое время не находящейся в свободном доступе. Ноу-хау стран Запада на этом фронте – использование так называемых некоммерческих организаций. Особенно на этом поприще преуспели США. Достаточно активны также Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и некоторые другие европейские государства. Спецслужбы и разведывательные подразделения министерств иностранных дел этих стран вырабатывают специальный «соцзаказ»: систему проектов, реализация которых «в комплексе» позволит получить с минимальными затратами нужную информацию или направить в выгодном для себя русле общественное мнение. Деньги на эти нужды передаются либо «нейтральным» госструктурам типа Агентства по международному развитию США (USAID), либо формально независимым (а фактически входящим в их структуру) благотворительным фондам и научно-исследовательским организациям (NDI, IRI, NED). Те, в свою очередь, проводят конкурсы и перенаправляют финансы уже непосредственно НКО интересующей их страны. В самих грантовых проектах прописываются формально невинные задачи типа «мониторинга соблюдения прав человека», «защиты окружающей среды», «методической помощи в организации избирательного процесса». В то же самое время «подрядчики» прекрасно понимают, что информация должна быть подана тенденциозно. К примеру, если деньги будут выделены на мониторинг нарушения законов в какой-то сфере, а нарушения выявлены не будут, то в следующий раз не видать им денег, как своих ушей. Поэтому, если нарушений и не будет, то их следует придумать. Естественно, такие моменты оговариваются устно, при личной встрече. Вот и летают видные «гражданские активисты» типа мадам Чириковой на секретные инструктажи в Вашингтон, которые они тщательно скрывают.
Ряд международные скандалов показал, что иностранные разведки «имеют с фондов двойной профит». USAID, NDI и прочие IRI – прекрасная крыша для кадровых разведчиков, которых не способны вместить посольства и консульства. В этом случае они используют на территории страны пребывания полный набор приемов спецслужб. Именно поэтому западные страны, рассылающие «мизантропов» по всему миру, практически заблокировали возможность для работы иностранных благотворителей на своей территории. Двойные стандарты – на лицо. Поэтому, поставив работу иностранных структур на территории России в определенные рамки, власти «не изобрели велосипед», а лишь адаптировали для наших условий уже существующий международный опыт.
Вообще, с финансирование НКО из-за рубежа сложилась забавная ситуация. Президент огласил информацию, согласно которой только за четыре месяца заграница влила в российское «гражданское общество» МИЛЛИАРД долларов. Некоторые либеральные политики призвали НКО обнародовать свою отчетность и опровергнуть слова главы государства, если он не прав. И тут произошло самое удивительное. НКО потупили глаза и отмолчались. Это значит, что им есть, что скрывать? Что на самом деле на их счета могли прийти еще большие суммы? Но с какой такой радости? На этом фоне проверки контролирующих органов – еще очень мягкий и лояльный способ наведения порядка в «общественном секторе». Ведь, допустим, обычных субъектов хозяйственной деятельности контролирующие органы проверяют годами – и ничего, живы, спокойно работают и развиваются. Почему это тогда так мешает жить НКО? В чем заключается их исключительность? Да в том, что для влияния на умы людей им выгоден образ бедных, честных бессребреников-альтруистов. Люди на захотят верить «жирным котам», проедающим за год по несколько миллионов долларов иностранных денег каждый. И в таком качестве они уже не будут полезны своим иностранным спонсорам. На этом фоне, лавочку с попытками откровенного влияния на российскую политическую сферу через сеть подконтрольных НКО придется хотя бы частично свернуть. А это для иностранных спецслужб – большая потеря.

|
</> |