На крыло из небытия

И внезапно стал очевидцем исторического события в рамках речного флота отдельно взятой Самарской области.

Спустя 13 лет берегового отстоя и откровенного забвения один из трех оставшихся в регионе крылатых теплоходов совершил первый самостоятельный рейс. Совсем недавно было трудно поверить, что Восход-02 когда-либо вообще пойдет по Волге своим ходом.
И больше того - сейчас это единственное в здешних краях судно на подводных крыльях, которое реально эксплуатируется, а не стоит обездвиженно на суше.
Собсна, попал я как раз на ходовые испытания после долгого капитально-восстановительного ремонта.

Процедура эта ответственная, потому и народа вокруг "ноль второго" суетится много:

В ходе испытательного рейса заказчик восстановительных работ и будущий экипаж проверяют качество ремонта, надежность узлов и агрегатов.

Из когда-то немаленькой и разномастной флотилии скоростных теплоходов Самары и Тольятти только три "Восхода" (02, 07 и 08) смогли хоть в каком-то виде пережить непростые для флотских 90-е. В последние же лет 10 (плюс-минус) на ходу оставался лишь одинокий Восход-08. Два других судна "сушились" в затоне, причем их дальнейшие перспективы выглядели сильно мутными, выражаясь мягко. В лучшем случае им светила продажа в Москву или Питер, где такой флот очень востребован, ну а печальных вариантов там и вовсе был целый набор, один другого хуже.

Но чудо, на которое почти не надеялись даже поклонники крылатых машин, таки случилось. Осенью прошлого года оба неходовых "Восхода" (02 и 07) доставили на барже из Самары в Тольятти, под восстановление силами Тольяттинского судоремонтного механического завода. Юридически там конечно давно уже не цельное предприятие, а несколько ОООшек. Третий "Восход" (08) пришел на ремонт туда же, и поскольку он был рабочим, то перегонный рейс выполнил самостоятельно.
Как сообщали тогда местные СМИ, к концу текущего лета на линию предпологалось выпустить все три скоростных теплохода. При неблагоприятном развитии событий - два. "Ноль восьмой" (ибо ходовой) вернулся в Самару довольно быстро, на его же систершипах ремонт все еще продолжался.

Планы, к несчастью, рухнули в середине минувшего июля. Во время очередного рейса Восход-08 столкнулся с катером, пересекавшим Волгу. В результате - два трупа (девочка на месте, а ее дедушка чуть позже в больнице). Так как СПК в тот момент шло на крыле, то в него, в крыло, и пришелся основной удар. Оценив повреждения, судно вывели из эксплуатации и наш единственный рабочий теплоход на подводных крыльях снова увели на ремонт в Тольятти.
Таким образом вместо анонсированных в прошлом году трех рабочих "Восходов" и "долгожданного возрождения скоростных водных перевозок в Самарской губернии" случилась печаль: область вообще осталась без ходовых СПК. Все три машины стояли на берегу, за забором Тольяттинского судоремзавода.
Вон на заднем фоне желтеет Восход-08, попавший в аварию с катером:

В связи с трагическим форс-мажором пришлось ускорять темп восстановления какого-то одного из двух других неходовых СПК (02 и 07). "Ноль второй" был в большей готовности, на нем и сосредоточили силы.
13 лет холодного отстоя и вот по воде пройдена первая сотня метров:

И первый подъем на крыло:

Подходит к нижним шлюзам гидроузла, чтобы выйти в Саратовское водохранилище на более основательные испытания:

Через пару часов Восход-02 вернулся к стенке Тольяттинского судоремонтного завода для окончательного оформления приемочных документов:

А вечером машина уже насовсем ушла из Тольятти в Самару дорабатывать скромный остаток навигации-2016:

Такие подводные крылья.
|
</> |