На границе у "Заставы Ильича".

Вчера весь вечер посвятил фильму этому (сначала передача о нём)
Марлена Хуциева, замечательному.
Большое получил удовольствие. С женой смотрели, вспоминая 60-е и
впечателениями делясь добрыми.
Фильм детства, вышедшего в 60-е как "Мне двадцать лет".
Мне с детства он и понравился, не могу сказать чем - духом,
наверное, тех лет.
Мы с женой вчера и произносили не раз это слово - "дух", дух
60-х.
Да, мы были детьми и не могли тогда понимать, но мы чувствовали,
ЧУЯЛИ.
Время было обнадёживающее, в год съёмок "Заставы Ильича"
объявили о "строительстве коммунизма".
На XXII съезде в октябре Хрущёв объявил: к 1980 году в СССР будет
построен коммунизм "в основном".
Обещали тогда, что к 80-му будет бесплатный общественный транспорт,
почему-то это запомнил особо.
В 6 лет я в коммунизм поверил, любимая книжка у меня была тогда про
детство-юность Ленина.
К Ленину я относился тогда "культово", даже фуражку носил "как
Ленин".
В 4 года в 1960-м я пошёл в детсад (очередь мамы на заводе
подошла), в городе, наверное, лучший.
И всё в жизни моей (нашей, семейной) развивалось тогда к лучшему,
купили мотоцикл "Ковровец", телевизор "Знамя"...
В 63-м мне купили к школе отличный письменный стол, за которым я
сейчас и стучу по клавишам, 50 лет ему стукнет.
В школе (на рабочей окраине) было ВСЁ замечательно, главное -
лучшая в городе (как теперь понимаю) учительница первая моя.
Мария Петровна Суворова, примерно ровесница моих родителей, умная,
и добрая, и суровая, но справедливая.
Отличные мои друзья-одноклассники, которых звали по сокращённой
фамилии: Костя (Костюк), Влас (Власов), Стёпа (Степанов)...
Я для друзей был Поля и оставлся им даже до 30 лет (хотя уже реже,
чаще - Вэл, Володя или даже Геннадьич).
Будущее представллось полным радости - ведь перед нами сто путей,
сто дорог - выбирай на вкус.
Летом 63-го я впервые приехал в Москву с любимой тётей Верой, жили
в Марьиной Роще, ходили в уголок Дурова и на "Три плюс два".
В 7 лет что я мог уловить из духа Москвы 60-х? Может, и уловил
что-то...
Но, когда я смотрел "Я шагаю по Москве" или "Июльский дождь",
столица казалась знакомой (может, Москву часто по ТВ
показывали?).
Летом 73-го я приехал документы задать на журфак МГУ как в город,
который и МОЙ - ибо столица МОЕЙ Родины, страны, СССР.
И жил я в Москве до марта 1982-го, но уже её не любя (потому легко
решился вернуться в родной районный центр к невесте).
К столице у меня быстро тогда отношение ухудшилось, хотя были и
возвраты к любви к ней, я, кстати, снимал квартиру в 78-м у заставы
Ильича.
Утром прочёл хорошую статью Олега Ковалова в "Искусстве кино":
"Четвёртый смысл. "Застава Ильича":
гипотеза прочтения кинотекста".
Там немало совпадающего с моими мыслями-оценками (но далеко не
всё!), она даёт много поводов для размышлений.
Фильм оказался ПОГРАНИЧНЫМ, рубежным - он вышел уже при Брежневе,
потому кадры с Хрущёвым вырезали перед самой премьерой.
Лента стала одним из символов эпохи "оттепели", о которой и её
символе Хрущёве и сейчас спорят, даже больше стали спорить.
В начале марта 63-го Хрущёв выступил с критикой фильма, из-за чего
выход его задержали, ибо передалали в "Мне двадцать лет".
"Трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей
замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить
и к чему
стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства
коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической
партии!"
Так ведь были показаны РЕАЛЬНЫМИ, а не картинно-пропагандистскими,
и жизнь в фильме показана действительной, а не лакировочной.
Да, вот примерно такими и были молодые, выросшие из детей войны,
такими были мои родители, родители жены...
Коммунистического фанатизма не было, Хрущёва ругали сильно - НО
ругать главу государства было тогда уже БЕЗОПАСНО!
Россия (СССР) тогда РАЗВИВАЛАСЬ, во всех сферах, побеждали
советские футболисты-хоеккеисты, и мы считали свою страну
ЛУЧШЕЙ.
Потому стало для меня буквально шоком, когда поступив в МГУ, я
обнаружил, что в Москве даже развивать социализм уже никто не
хотел.
Буквально за 9 лет при Брежневе страна сделала поворот от
строительства коммунизма к постоянному наращиванию Гедонизма.
И в авангарде строителей Гедонизма шли именно московские "дети
войны", такие, кто был в компании у Ани - Тарковский, Кончаловский
итп.
Они с юности мечтали жить "как на Западе", нацеливаясь на
"заграницу", потому шли в вузы, которые давали возможность работы
за границей.
Журналистами, агентами внешней торговли, спецслужб (не одно и то
же?), ездить туда как режиссёры, артисты, литераторы,
спортсмены...
На журфаке было много таких, особенно среди москвичей (детей
известных лиц), которые от нас, провинциалось, деражались
особняком.
Приходилось мне бывать и в компаниях, подобных той, что у Ани - у
"кунцевских, цэковских", учившихся в 711-й на Кутузовском с внуками
Брежнева.
Про картошку и репу уже не говорили (поколение выросло сытое), как
не говорили и о том, что для них серьёзно и во что они верят.
Верили в деньги, карьеру, успех, кайф (анекдот тех лет про студента
МГИМО, повторявшего: "Кайф". - "А что такое кайф?" -
"Мальборо!").
Мне тогда приятель (с 47-го) сказал: "Войдёт в силу это поколение,
в войну недополучившее игрушек - оно захочет все потери
компенсировать".
Да, дети войны к 93-му, к приватизации войдя в силу, поураганили
сильно, разделив накопленное дедами-отцами "по справедливости".
Московская элита получила в подарок квартиры на Тверской и
Кутузовском ценой в многие тысячи долларов, "деревенские" не
получили ничего.
И никто на эту тему не рассуждает, не спорит - как в двором
футболе: "ну и что, что было нарушение, судей нет - заиграно".
В гонке олигархической у всех были разные стартовые позиции -
первыми олказались те, кто стоял ближе к финишу.
Их объявили лучшими, талантливыми, умными, а главное - сильнейшими
и эффективными.
Всё поделено - все свободны. Молодёжь не говорит об обделённости
своих родителей в "прихватизацию" - не до того, дела надо
делать.
А как типажи главных героев - три товарища Сергей, Николай,
Слава?
Сергею там 23, значит, где-то с 1940-го, ему ныне 83, кончил МЭИ,
номенклатурный тесть (если жена Аня) мог помочь хорошо
устроиться.
Успокоиться мог в 70-е, и уже не так ценить Ленина, революцию,
Интернационал, картошку... Живя простой мещанской жизнью...
Николай? После того, как его попытались сделать сексотом, он
задумался серьёзно... Но тоже мог успокоиться до мещанства.
Работяга Слава? Да тоже та же судьба - строителю дали хорошее
жильё, хорошая зарплата, спорт по ТВ с пивком, сейчас живёт на
даче...
Да, были они в 60-е молодыми романтиками с иллюзиями, в 70-х
романтика ушла, в 80-х ушли окончательно иллюзии.
Началось в 90-е строительство развитого олигархизма. Который и
имеет нас сегодня.
|
</> |