На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.

топ 100 блогов youroker12.11.2016 Как и в любой сфере человеческой деятельности, в истории военной техники бытует огромное количество мифов. Какие-то из них распространены во многих странах, например миф о том, что немцы в период второй мировой войны изобрели всё что можно, а весь мир потом у них только копировал, но об этом я уже говорил не раз. Другие легенды свойственны отдельным странам. Не избавлена от этого конечно и Россия. Один из наиболее популярных мифов – происхождение американского истребителя F-35 от нашего Як-141. Якобы американцы в 90-ых у нищей РФ купили все технологии и на основе их и построили свою машину. Для обывателя не в теме это объяснение логично, ведь и правда, в США один только британский "Харриер" был из СВВП, а тут из ниоткуда появляется F-35. Но вот если присмотреться повнимательнее, вдруг оказывается, что США прошли все этапы исследования и создания машин вертикального взлёта и посадки – набили немало шишек, но и всё необходимое для F-35 создали сами. И вот об одном таком "недостающем звене" мне и хочется поговорить.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.

В конце 60-ых годов перед флотом США встала проблема недостатка авиационной поддержки. Возрастающее влияние СССР в странах третьего мира требовало резкого усиления контроля над мировым океаном. Кроме того росла угроза от советских субмарин, и в случае войны конвои из США в Европу требовалось от них защищать. Увеличить программу постройки суперавианосцев не представлялось возможным, даже бюджет США не был безграничным, и адмиралы решили возродить концепцию эскортных авианосцев, но уже под новым названием - Sea Control Ship (SCS). Появление СВВП позволило оснастить даже небольшие авианесущие корабли реактивной авиацией, а значит сделать их вполне конкурентоспособными в современных условиях. По расчетам, за ту сумму, что стоил один атомный многоцелевой авианосец, можно было построить восемь SCS, что позволило бы использовать их там, где нужна авиаподдержка, а авиагруппа суперавианосца будет избыточной. Параллельно проектированию SCS стартовала и программа разработки многоцелевого самолёта для них.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Convair Model 200 на фоне одного из вариантов SCS.

Практически все крупные авиастроительные фирмы США и несколько западноевропейских приняли участие в конкурсе объявленным флотом США. Основным условием было создание самолёта вертикального взлёта и посадки способного развивать сверхзвуковую скорость, вести полноценный воздушный бой и иметь полезную нагрузку аналогичную AV-8A Harrier. По этим требованиям в компании Convair был разработан проект Model 200. Это был самолет, выполненный по схеме утка с дельтовидным крылом и развитым дельтовидным передним оперением, что по расчётам позволяло достичь манёвренности, превосходящей советский МиГ-21. Особое внимание было уделено обзору из кабины пилота и устойчивости на малых скоростях полёта для достижения лучших результатов при атаке наземных и наводных целей.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Выбор аэродинамической схемы для Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Convair Model 200.

Силовая установка состояла из подъемно-маршевого турбореактивного двигателя Pratt & Whitney JTF22A-30A (вариант F401), расположенного в задней части фюзеляжа и имевшего поворотное сопло из трёх шарнирно соединённых сегментов. За кабиной пилота размещались два подъемных двигателя Allison XJ99, воздух для которых подавался через расположенные на верхней части фюзеляжа створки. На нулевой и низкой скорости обеспечивался отбор воздуха от подъемных двигателей к соплам, расположенным у законцовок крыла и в носовой части фюзеляжа, для распределения подъёмной силы. По расчётам Model 200 должен был развивать скорость до 2 Мах, и иметь возможность совершать вертикальный взлёт при полезной нагрузке в две тонны. При горизонтальном взлёте полезная нагрузка составляла 5 тонн. Максимальная дальность с нагрузкой в две тонны и без ПТБ - 450 километров.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Внутреннее устройство Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Схема размещения двигателей в Convair Model 200.

Масса пустого самолёта – девять тонн. Вооружение – 20-мм автопушка М61 Vulcan, две точки подвески для ракет Sidewinder на законцовках крыла и шесть универсальных точек, четыре под крылом и две под фюзеляжем (использовались только при горизонтальном взлёте). Авионика самолёта была адаптирована под использование ракет Sidewinder и Sparrow, а так же всего набора бомбового вооружения, в том числе ядерных бомб B61, блоков неуправляемых ракет и пушечных контейнеров. Самолёты могли использовать как для завоевания превосходства в воздухе, так и для выполнения ударных задач. Кроме того было возможно осуществление базовых противолодочных функций при использовании специального подвесного оборудования.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Масштабная модель Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Модель Convair Model 200 для продувки в аэродинамической трубе.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Convair Model 200 взлетает с палубы SCS.

Параллельно прорабатывался вариант Model 201 - самолёт укороченного взлёта и посадки для использования на больших авианосцах. Он был на 80% унифицирован с Model 200, отличался от него в основном двигательной установкой, вспомогательные подъёмные двигатели были убраны, вместо них размещался дополнительный запас топлива, двигатель JTF22A-30A заменялся на JTF22A-26A, чуть более мощный и без поворотного сопла. В итоге полезная нагрузка самолёта возросла до 6 тонн, а дальность полёта без ПТБ до 700 километров. В остальном ЛТХ самолёта соответствовали Model 200. Model 201 предполагалось использовать в связке с более тяжёлыми F-14, помогая им в ближнем манёвренном бою и выполняя ударные задачи.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Отличия Convair Model 201 от Convair Model 200.

На базе Convair Model 201 так же разрабатывался двухместный вариант для обучения пилотов как Model 201 так и Model 200. В других модификациях двухместный вариант мог выполнять задачи противолодочной борьбы или носителя высокоточного управляемого вооружения. В таком случае второй пилот исполнял роль оператора вооружения.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Convair Model 200, одноместный и двухместный варианты Convair Model 201.

В конце лета 1972 года среди всех представленных проектов флот выбрал предложение от Convair и проект XFV-12 от Rockwell. Вариант Rockwell выглядел более приемлемым, из-за большего опыта фирмы в создании СВВП и меньшей цены, при тех же характеристиках. Тем не менее, Model 200 хоть и находился на роли запасного, всё равно планировался к постройке в 1975 году, потому Convair получила дополнительное финансирование в размере 300 тысяч долларов на дальнейшую проработку проекта. Проявил интерес флот и к Model 201 - после анализа проекта Convair было обещано приоритетное право участия в конкурсе на лёгкий палубный истребитель, который должен был стартовать в 1974 году.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Посадка Convair Model 200 на палубу SCS.

В 1974 году в Сенате прошли слушания по выделению финансирования на постройку XFV-12 и Model 200. На них концепция Sea Control Ship была подвергнута серьёзной критике, поскольку такие корабли не могли выполнять задачи вблизи побережья Советского Союза и, следовательно, были во много бесполезны в условиях глобальной войны. Поэтому получить деньги на постройку обоих прототипов не удалось, так что флот отдал предпочтение XFV-12 и отозвал финансирование у Convair. Но, как и было обещано ранее, Model 201 всё же стал участником стартовавшего конкурса VFAX.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Масштабная модель Convair Model 201.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Компьютерная модель Convair Model 201.

В конце 1974 года General Dynamics, владельцы Convair, решили, что отныне Model 201 будет проходить под обозначением General Dynamics Model 218. Для дальнейшего участия в VFAX произошла незначительная доработка авионики, так как в остальном Model 218 соответствовал требованиям конкурса. Сложно сказать, какая судьба ждала бы этот проект, но в 1975 году в General Dynamics отозвали Model 218 с конкурса, заменяя её палубной версией YF-16, что, по их мнению, помогло бы значительно сэкономить за счёт унификации. На этом история Convair Model 200 и самолётов на его базе заканчивается.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
General Dynamics Model 218.

На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
Взлёт General Dynamics Model 218.

Тем не менее, идеи и наработки Model 200 не пропали бесследно. В 90-ых годах Lockheed Martin выкупило у General Dynamics все их авиационные подразделения, в том числе и Convair. Вся информация и результаты, полученные в ходе работ над Model 200, были использованы в последующих проектах, в том числе и в F-35. Так что именно Model 200 следует считать предком F-35, в то время как Як-141 послужил лишь подтверждением, что направление взятое ещё в 70-ых верно и работоспособно. Интересно отметить, что многие любители истории американской авиации считают, что выбор XFV-12 был не верен, и если бы Model 200 сопутствовал успех, США могли бы получить сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта ещё в 80-ых годах.

Источники:
Air International 10-1974
up-ship.com
Air Enthusiast 03-1973
USE OF FLY-BY-WIRE TO OBTAIN PERFORMANCE IMPROVEMENTS IN A DELTA-CANARD DESIGN
General Dynamics F-16. William G Holder
San Diego Air & Space Museum Flickr photostream

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Раз в год в мае на севере Лондона проходят таксомоторные гонки собак с моторчиками в попе. Под катом много картинок о том, как это происходило в этот раз, какие все были красавцы и энерджайзеры несмотря на дождь и ветер.. Сначала - знакомства, ...
Каждый раз после достаточно длительного перерыва в написании текстов для ЖЖ, я долго собираюсь с мыслями – с чего бы начать, о чем таком интересном написать? Вроде и мыслей разных хватает, но – как же возобновить прервавшийся «диалог» с вами, ...
Если вдруг Виктор Суворов решит посетить Россию - грозит ли ему что-нибудь со стороны современной юстиции? Я не имею в виду "разгневанных патриотов" и т.п. Закон ему предъявит что-то? ...
Компания AOI Marine начала продажи в Японии двухместной мини-подлодки Japang. Субмарина длиной 4,87 метра весит 4,2 тонны, может погружаться на глубину до 80 метров и, теоретически,её может купить любой желающий, способный раскошелиться на 160 миллионов йен или почти 1,5 миллиона ...
Профсоюз граждан России  (организатор Н. Стариков) провёл серию одиночных пикетов против ВТО: http://nstarikov.ru/blog/10061 Поздравляю членов ПГР с первой уличной акцией! На самом деле, несмотря на малочисленность - это  судьбоносное начинание: ...