На дне рождения Александра Городницкого.
grigoriyz — 10.08.2023
С творчеством Александра Городницкого я
познакомился в 6 летнем возрасте, когда "отдыхал" в летнем детском
саду в Болшево. Как-то нас посадили всех на поляне возле
корпуса, одна из воспитательниц , села на стул, взяла в руки
аккордеон и лихо заиграла песню "Атланты держат небо на каменных
руках". Получилось очень даже прикольно, особенно учитывая
скучную повседневную жизнь того заклятого заведения. В общем как-то
проняло. Это было чем-то наподобие диафильмов, которые нам
показывали в дождливые дни.
Когда уже в 10 летнем возрасте я ходил с
родителями в поход на байдарках, там была очень популярной песня
"Перекаты". Но автора никто почему-то не знал, а потому она
считалась как бы народной. Потом уже позже я узнал кто автор
этой песни, он начал всё больше и больше периодически мелькать на
экранах телевизора. Ещё одной очень известной песней того времени
была "Над Канадой небо синее". Хотя по-настоящему уже
познакомился с его творчеством где-то года в 22: мой студенческий
друг им в то время увлекался. Слушая катушечные (бобинные)
записи, я узнал такие замечательные песнями как "Острова в океане",
"Чистые пруды", "Арбатские старушки", "А в донском монастыре",
"Снег", "Предательство". В общем прямо целый набор умных
лирических песен спетых твёрдым решительным голосом с едва заметным
рычанием. Однако, когда друг мне дал сборник его стихов, то
сразу выявились огрехи текста скрашенные музыкальным ритмом. Всё же
поэт песенник и просто поэт - профессии суть разные. Как упомянул
потом сам Городницкий в одной из песен, "Нас не вспомнят в
избранном - мы писали плохо". Хотя позже я заметил, что автор стал
всё больше переходить в поэзию, а потому тщательно следить за
строем и рифмой.
Где-то лет наверное 25 назад в Филадельфию
приезжал ныне покойный Виктор Берковский со товарищами , как часть
недавно созданного проекта "Песни нашего века". Среди прочего
каким-то образом там на сцене вдруг появился Городницкий. Он толком
ничего не спел, но сказал что-то хорошее, поклонился и ушёл. Вот
так мы почти и познакомились вживую. Мне он тогда показался старым:
ему уже было лет эдак 65. Подумалось, что петь он уже
,наверное, не может. Но видеть его было всё равно приятно.
И тут вдруг говорят, что в Фистервилле (под
Филадельфией) всё у той же гостеприимной хозяйки будет банкет по
случаю 90-летия Городницкого. Вот это да! Однако получилась
накладочка: тёща у меня аккурат в этот день из Латвии возвращается,
а её встречать надо. Короче, облом. Ну я подумал, что значит не
судьба. Обидно ,конечно, но всё же я его раз в жизни пусть и
мельком видел. Так что пережить всё же можно. Но
главное: мне как-то очень хотелось нашу младшую Вику с
Городницким сфотографировать: это было бы символично. Как
какая-то связь времён и пространств: маленькая дочка
советского 6-летнего мальчика встречается со знаменитым советким
бардом в США. Однако я напомнил себе одну поговорочку своей подруги
из далёкого прошлого: "Не очень -то было и нужно!".
Но, как часто бывает, человек предполагает, а Бог
располагает. Вдруг раз и тёща не успела с одного самолёта на
другой. В итоге осталась в отеле Франкфурта. Случайность? Кто верит
в случайности, не верит в Бога! Одна проблема: на этот банкет все
хотели попасть и билеты на все 120 мест были уже распроданы.
Однако, когда жена связалась с хозякой, та сказала, что для таких
людей как мы места всегда найдутся: приезжайте всё устроим.
Мы так и сделали.
Приезжаем опять в то же самое место, где были
вечером вчера. Ещё и суток не прошло: начало банкета определили в
3:30 дня. Там уже полно какого-то народа (в основном
незнакомого) и на всех почти столиках лежит надпись: "забито"
("Reserved"). Мне прямо вспомнилось как когда -то в советское
время на югах люди уже с утра занимали место на пляже, положив свою
подстилку, закреплённую камешками. В общем с большим трудом
но мы нашли -таки один столик, где два места оказались свободными.
И люди там сидели вполне себе приветливые, даже странно. На столах
везде стояла газированная и обычная вода, лежали салфетки и
красивые пластиковые тарелки, их стали делать прямо похожими на
царский сервиз.
На сцене уже организовывался какой-то
ансамбль из неизвестных мне ранее людей. Там наблюдались
скрипки, гитары и даже баян. Я сказал Вике: "Пошли на баян
посмотрим?". Но она что-то стала стесняться. Тогда мы - вредные
родители почти пенками её погнали к сцене. Когда подошли к
музыканту, я сказал: "Вот девочка хочет Вас спросить: это
баян, аккордеон или вообще гармошка?". И тот сразу так
обрадовался, что на него обратили внимание, стал нам всё объяснять,
показывать , рассказывать. Потом спросил Вику: "Вот
тебе сколько сейчас лет?". Она честно ответила, что пока 8
лет. Тогда он продолжал: "Я начал играть на этом инструменте,
когда мне было 9 лет и вот учусть чему-то до сих пор".
Инструмент у него был солидным, он рассказал, что привёз его ещё из
Союза. Играл он на нём действительно хорошо и легко: от
классической музыки, до народных песен.
Короче пока людей держали на
разогреве то хорошим баянистом, то очень даже неплохим оркестром с
двумя скрипками и всеми остальными. А потом вдруг какое-то
шевеление обнаружилось, народ как-то зашумел, стали аплодировать. Я
смотрю идёт какой-то седой такой интеллигентный пожилой человек.
Хотел уже было броситься ему на шею и закричать "Александр
Моисеевич, дорогой, как я рад Вас видеть!". Но ,
присмотревшись обнаружил, что Городницкий не мог настолько
измениться даже за те долгие десятилетия , которые я его не видел.
Однако человек мне показался всё равно очень как-то знакомым.
Немного сосредоточившись на нём, я понял, что это сам Сергей
Никитин. Вот это да! То есть прямо два в одном! Ничего себе!
А через какое-то короткое время действительно
пришёл сам Городницкий, вполне себе узнаваемый, с таким его
характерным твёрдым профилем. А под локоток его аккуратно вела
такая нестарая ещё совсем брюнетка. Тут все зааплодировали опять, я
уже было снова хотел броситься на шею, но слишком много между нами
оказалось народа.
Наконец народ как-то успокоился,
рассосался, оставил метров в покое, они спокойно себе сели за один
стол посередине, и начали какую-то беседу. Тут я быстренько
сходил за нашей Викой, подошёл к ним и попросил: "А можно с
вами моя дочка сфотографируется?" (Я хотел было снова сказать
"девочка", но потом вовремя вспомнил, что Вике такое отчуждение не
нравится). И те так по доброму хорошо сразу же закивали:
"Конечно, пусть идёт суда!". Вика наша немного стеснялась, но
они её как-то расслабили своим добрым нравом. Никитин спросил
как её зовут . Я рассказал, что Виктория. В общем всё очень мило
получилось. Так как я и хотел.
Между тем народ всё ещё прибывал. Вернее
сказать, они начали садиться за заранее занятые столы. Странно, что
,прожив здесь немало лет, и ходя на разные здесь мероприятия, я
почти никого из присутствующих не знал. Хотя, на самом деле,
я их наверняка всех где-то видел много- много лет назад в
очереди за бесплатной едой. Но сейчас в большинстве это были
какие-то уже пожилые потрёпанные люди. Жена моя сперва была в
некотором оцепенении от местечковости некоторых из присутствующих,
но потом как-то свыклась. Дело ещё и в том, что иммигранты - народ
несколько другой. Люди, приехавшие суюда, как моя жена по
учебной визе или ещё лучше уже по какому-нибудь научному статусу -
дело другое. А вот такие ребята как "извините за выражение я"
, прошли путь с нуля, а потому им просто пришлось стать наглыми:
иначе с низов не выбьешься. Хотя, жена говорит, что во мне никакой
наглости нет. Надеюсь, что так оно и есть.
Опять было много
всяких одиноких, желающих познакомиться женщин. Впрочем место
вполне себе для этого подходящее. Эти женщины несмотря на
немалый возраст всегда выглядят достойно: и фигура у них
есть, и одеты соответственно, и ухожены. В общем хоть сейчас замуж
выдавай. Они в общем-то все безобидны, хотя временами
назойливы. Мне вообще не нравится, когда я только вхожу куда-то и
вдруг какая-то тётка ко мне сразу подходит и горовит: "Здравствуйте
, я - Марина". Я про себя ей в ответ говорю: "Мне пофиг кто
ты - я на концерт пришёл!". Но снаружи интеллигентно улыбаюсь.
Может быть я просто стал занудным.
Среди публики выделялся
один человек, напоминающий Карабаса Барабаса. Он ходил в
большой кожаной шляпе из под которой в разные стороны торчали
волосы и полуседая борода. В руках у него была не трость, но палка.
А значит ноги уже не так хороши. Сколько ему реально было лет
сказать сложно: за этой бородой почти лица не видно. Но наверное
хотя бы лет 55 было. А рядом с ним была молодая ещё,
полноватая и достаточно симпатичная женщина лет скорее всего до
40. Она однако тоже выглядела как-то несколько странно,
отдалённо напоминая своим видом амишей. Мужчина за нашим
столом, похожий чем-то на актёра Александра Яковлева в поздние годы
(там все на кого -то были похожи, даже я на Ленина) сказал, что он
этого Барабаса знает: тот многие годы организовывает местные КСП.
Интересно как он это с такой бородой делает?
Днём было ещё жарко, жена принесла веер и
обмахивала им почти всех сидящих, поэтому все на неё смотрели
благодарными глазами. А Вика наша на время вообще ушла к бассейну.
Ей стало скучно без собаки (как Маленькому Принцу без своей розы),
которую (как оказалось) заперли.
(Продолжение следует)
Вика между двух легенд:
А вот так они выглядели до встречи с Викой: