На Дерибасовской хорошая погода
nicolaitroitsky — 18.02.2023Или На Брайтон-Бич опять идут дожди. Леонид Гайдай, его последний фильм. Когда-то я смотрел, помню "Кац предлагает сдаться", так это там едва ли не единственная удачная фраза. Таки мне говорили, что это по-настоящему смешно, не то что прочие поздние фильмы Гайдая. Но нет, увы. Местами, конечно, смешно, но в целом довольно унылый фарс.
Хотя сам сюжет давал возможности для искрометной комедии, для подлинной сатиры - и якобы "дружба взасос" СССР с США, КГБ с ЦРУ, и известная "шуточка" Бакатина, сдавшего американцам схемы подслушивающих устройств, и вообще пресловутая перестройка с гласностью и открытостью.
Однако не получилось. Вроде бы актеры профессиональнее некуда, да и режиссер с оператором, а смотрится, как самодеятельность в Доме культуры. И Волынцев с Виторганом с их щелбанами, и переодевания Мягкова в Ленина-Сталина-Брежнева-Хрущева. Идея хорошая, но выполнена топорно. Не актером, он-то четко работает, а вот текст мог быть остроумнее, и не только в этих сценах. Инин как сценарист в данном случае слабоват.
Хотя не в этом дело, и не надо всё валить на Инина. Или на Гайдая. Или еще на кого-то. Вся картина с начала до конца - натужная, юмор как будто выдавливается, словно паста из тюбика, нет легкости, естественности. Как только всё стало можно и написать, и снять, и сыграть - выяснилось, что художники слова и кинокамеры (да и все остальные) полностью исчерпаны. Нет у них за душой ничего, кроме примитивных "шуток юмора" типа "бах по морде - гы-гы-гы" (как я писал еще в своем дневнике советской поры) или чего-то в этом роде. Но ни иронии, ни истинной смеховой культуры.
Так что мнения своего о полном художественном провале позднего Гайдая я не изменил, к сожалению. Его не убудет, он достаточно шедевров сотворил.
Да, кстати, и песни примитивные донельзя, Зацепин с Дербеневым "сливаются со средой".
Впрочем, фильм представляет определенную историческую, я бы даже сказал археологическую ценность. Как музейный экспонат.
Еще
Мое кино
|
</> |