На чем стоим, а также Ликбез для «понаехавших»

топ 100 блогов kabzon64264211.02.2012 После легкой дискуссии в боле у Толкачева вот тут я спросил у людей так сильно не принимающих идею изучения башкирского языка, что готовых собрать чемоданы:
 Всё так близко к сердцу? Эти люди всёрьёз могут уехать? Вот так собрать вещи, загрузить их в газель и уехать? Только из за того что их сын не хочет изучать Башкирский? Или это аллегория какая? Как можно так выстроить свою жизнь, что бы принять такое ответственное решение, из за такого пустяка. Или это не пустяк?
Я обратился к женщине, написавшей что ей придется уехать: "Оставайтесь! Не уезжайте. Тысячи людей так поступили и могут вам посоветовать сделать то же".
И вот, спустя несколько дней получаю интерактивный ответ:

Оригинал взят у На чем стоим, а также Ликбез для «понаехавших» [info]lina_seregina в На чем стоим, а также Ликбез для «понаехавших»
Небольшая такая дискуссия развернулась с блогером Кабзоном  http://kbtolkachov.livejournal.com/24633.html?thread=616249#t616249, из которой мне вновь стало ясно, что многие товарищи не понимают ни глубины, ни широты проблемы с изучением башкирского языка.

Поэтому считаю необходимым озвучить свою позицию по данному вопросу, а в моем лице позицию многих родителей школьников общеобразовательных школ Башкирии.

Ключевая фраза здесь - "родители школьников общеобразовательных школ Башкирии". Потому что только родители школьников (и то – не все) наиболее полно погружены в эту проблему, а, значит, и наиболее в курсе данной проблемы.
Остальные - или не в курсе, или не считают это проблемой и относятся достаточно легко.



Сначала объясню, так сказать, "идейную платформу" нашего неприятия сложившейся ситуации с обязательным изучением башкирского языка в наших школах.

Что отторгает нормальная человеческая личность, живущая в нормальном человеческом мире? - Насилие.

Что произошло четыре года назад, когда всех школьников, независимо от национальности и желания, вдруг, в приказном порядке, стали обучать башкирскому языку - языку нашего коренного народа, компактно проживающего далеко не по всей территории Башкирии?
(Оговорюсь сразу: к башкирскому языку и башкирскому народу, как и к другим языкам и другим народам нашей России отношусь ровно. Для меня все люди – братья.)

Произошло то, что люди (имеются в виду , говоря совсем по-умному. «участники образовательного процесса» - учителя, ученики и их родители) стали дружно протестовать. потому что это была самая первая и самая естественная реакция на произошедшее.

Кто не посещал в то время родительские собрания и ни разу не общался с учителями, завучами и директорами школ, - можете мне поверить на слово, - люди были растеряны, в шоке, практически все – просто возмущены. Завучи и директора ломали голову над новой проблемой: куда, в какое место расписания вставлять уроки башкирского языка, какие уроки сократить, где взять часы? Часы, конечно, нашлись, об этом речь ниже.

На каждом, НА КАЖДОМ родительском собрании родители спрашивали: "А нельзя ли отказаться от башкирского языка?". Народ возмущался, роптал.
Но Закон был принят без участия народа, поэтому шум этот был пустым, и родителей быстро затыкали буквой Закона о языках народов РБ.

Надо сказать, что и сейчас, спустя четыре года, родители каждый год с надеждой поднимают этот вопрос . Родители постоянно глухо ропщут, но на них никто внимания не обращает. Изучением обстановки по этому вопросу так никто и не занимается, анкетирования не проводит.

Так чем же возмущены и обеспокоены родители? - насилием.

Потому что ТАК такие вещи не делаются: "Мы тут без вас посовещались и решили, что нам необходимо, для таких-то целей, чтобы ваши дети изучали такой-то национальный язык" И тут не важно, какой язык - башкирский, испанский, удмурдский... - неважно это.
Важно то, что нас, как быдло какое-то, ставят перед фактом, и, не спрашивая ни о потребностях наших, ни о желаниях, - просто законодательно принуждают!
Вот это возмущает.

И при этом говорят, что мы сами выбрали суверенитет, мы сами голосовали за такое к нам отношение, мы обязаны, раз тут предки наши "понаехали" 400 лет назад, чтить язык коренного народа изучением.

Реакция нормального российского человека какой должна быть?
Правильно - полное неприятие предлагаемого! Полное!
Потому что, принимая подобные вещи, мы:

1. Обязаны теперь чувствовать себя здесь пришлыми, не коренными
2. Обязаны теперь чувствовать себя обязанными своим землякам, с которыми до этого жили на равных
3. Обязаны теперь откуда-то взять чувство, что наши русские и русскоязычные дети ОБЯЗАНЫ теперь изучать башкирский язык в течение 11 лет практически без перспективы его где-то применить: ведь компактно башкиры проживают далеко не везде. Ну, нет у меня такого чувства! И ни у кого не было никогда! Потому что язык изучается не по обязанности и не из-за уважения, а  исключительно для общения.
4. Самое главное – мы обязаны ТЕПЕРЬ понимать, что здесь – не Россия, здесь – «суверенная Республика Башкортостан в составе России», поэтому здесь нельзя изучать только русский язык.

А откуда у нас возьмутся вдруг такие чувства? Такие чувства, если это вдруг кому-то понабилось, надо достаточно долго взращивать, а не законодательно вдруг их внедрять!

Что еще очень напрягает русское население Башкирии (а русских в Башкирии – большинство), это то, что нас даже обязывают поменять наше родное название малой родины - «Башкирия», с которым жили 450 лет наши предки на этой земле, на «Башкортостан». Наших детей в школе обязывают говорить «Башкортостан», а не «Башкирия», а я категорически против этого! Любой русский человек от Пушкина и Толстого до наших современников называл наш родной край – «Башкирия»! И никто не может обязывать нас называть его иначе!

У меня, например, до ввода всей этой новой политики в нацрегионах с детства были такие чувства:
1. Я живу у себя на Родине, в Башкирии, в России. Я здесь родилась и выросла, моя Родина - здесь.
2. Все люди - братья и все мы - равны. В России живет много национальностей, и в Башкирии проживает многонациональный народ, а когда-то, давным-давно, здесь жили башкиры. Примерно так же, как в Америке и Канаде когда-то давно жили одни индейцы, а на территории Турции - греки. Это все - наша история.
3. Мой родной язык - русский. Но я знаю, что есть люди других национальностей, которые между собой общаются на других языках, и это хорошо, потому что все люди - разные. А между собой люди всех национальностей общаются на русском.
4. Культура всех народов России - разная. Интересно изучать культуру народов России, особенно культуру соседних с тобой народов

Что нашим детям внушают в школах сейчас? Не в курсе, родители?
Их учат:
1. Вы живете в Республике Башкортостан, где есть коренные жители, а есть не коренные
2. Башкиры - коренные жители Республики Башкортостан
3. Чтобы оказать уважение народу, гостеприимно принявшему вас, всем необходимо изучать башкирский язык
4. Необходимо исключительно хорошо знать культуру башкир, гостеприимно принявших русских и другие народы на своей земле, поэтому мы изучаем культуру башкир 11 лет. (Культуру других народов, населяющих Башкирию, изучать не обязательно?)
Вот такие поучения как бы звучат (конечно, не таким прямым текстом) из учебников КБ, которые изучают наши дети.
То есть, нашим детям активно внушают, что есть коренной народ, который ты обязан уважать, есть язык коренного народа, который ты должен , обязан знать, если ты уважаешь этот коренной народ, а есть некоренные народы! А коренной народ надо уважать больше, чем остальные!

Оказывается, язык должен изучаться  из чувства уважения! Какой народ уважаешь, такой язык и учишь. Отказываешься? – Не уважаешь, значит!
Вот только как быть, если я, например, ВСЕ языки и ВСЕ народы уважаю?


А, может, все-таки, мы должны уважать каждого человека, независимо от того, к какому народу он принадлежит? К чему делать такие акценты в нашей современной жизни, когда у нас все народы по Конституции равны?

Я все это воспринимаю так, что меня и моих детей хотят заставить поменять свое мироощущение .
Вместо «Я живу в России, в ее крае, который зовется Башкирия. Я – гражданин России. Все люди – братья, все люди - равны» ,
мы должны ощущать себя так: «Я, русский – некоренной житель Республики Башкортостан. Я – некоренной гражданин Республики Башкортостан с ограниченными правами и возможностями. Башкиры – коренные жители Республики Башкортостан, поэтому их надо особенно уважать, а проявить особенное уважение можно только лишь выучив язык коренного народа. Башкирский язык необходимо учить, потому что мы живем в Республике Башкортостан, потому что башкиры – коренной народ»
Мое мироощущение хотят насильственно изменить, а я должна принимать это как дар свыше?

Именно поэтому меня и моих детей никто не заставит изучать никакой национальный язык!
Мы САМИ способны выучить любой национальный язык, как только это для нас станет нужным, станет необходимым!  И выучим язык совершенно добровольно!
И, если я живу в городе Уфе, где башкир проживает менее 15 процентов, и то я не могу их вычислить, потому что тут все общаются на русском, а в башкирскую деревню ни я, ни мои дети пока переезжать не намерены, - для чего нам изучать башкирский язык? С кем и где общаться?

А пока такое чувство, что меня хотят убедить в том, что Башкирия – не Россия.
Вы заставляете моих детей учить язык коренного народа не для общения с коренным народом (повторю:  мои дети САМИ выучат язык коренного народа, если это им будут нужно, если они вдруг попадут в место компактного проживания башкир) , а только для того, чтобы они знали, кто здесь «кореннее»?
Будете заставлять через суд – уедем  отсюда, как уезжают Мартинсы, но не поменяю свое убеждение в том, что мы живем в России, и каждый гражданин России волен сам выбрать и изучить ЛЮБОЙ национальный язык, что каждый гражданин России волен выбирать – учить или не учить ему язык любого народа России!

Про суверенитет.

Мне все время толкуют про суверенитет РБ. О том, что мы, дескать, сами когда-то проголосовали за суверенитет Башкирии.
Я – не голосовала. Я была тогда совершенно далека от политики, потому что тогда никого еще не принуждали изучать никакой национальный язык, - башкирский изучался добровольно. И в эту самую политику влезла сугубо из-за языкового вопроса.
Но я знаю из СМИ, что вопрос тогда ставился об ЭКОНОМИЧЕСКОМ суверенитете, т.е. о том, чтобы денежки наши нефтяные не в Москву все уплывала, а у нас в регионе оставались. Ни о каком политическом суверенитете тогда, насколько я в курсе, речи не было, или же эту сторону суверенитета просто скрывали от народа.
И я не знаю, - проголосовали ли бы тогда наши люди за суверенитет, если бы им было сказано, что «в рамках» суверенитета нашим общеобразовательным школам придется принимать учебные планы с сокращенным, на уровне национальных школ, изучением русского языка, что башкирский зык будут изучать не только в башкирских национальных школах и гимназиях и на факультативах – в общеобразовательных, но и во всех школах в обязательном порядке.

Что мы имеем сейчас?

Нефтяной комплекс наш ловко продан. То есть денег с того, за что тогда голосовал многонациональный народ, нет.
А вот изучение башкирского языка, за которое никто не голосовал, - есть!
Причем, те, кто убеждал народ, что суверенитет будет исключительно экономический, когда все, что питает башкирскую экономику, потеряли, - НИ ОДИН не вышел ни на митинг, ни на пикет, чтобы выразить свое возмущение и попытаться вернуть потерянное.
А вот когда отменили региональный компонент, «рычаг», с помощью которого наших детей могли обучать региональному языку до 30% учебного времени, причем в ущерб родному, русскому, - вот тут наши национальные башкирские организации показали, какой суверенитет им, на самом деле, нужен.

Причем люди, отстаивающие региональный компонент, совершенно бессмысленно утверждают, что отмена регионального компонента означает отмену изучения башкирского языка, эти люди даже не утруждают себя изучением закона об образовании, который изучение национальных языков по-прежнему поддерживает и защищает, и просто переводит его в рамки государственных стандартов.
Никому родные языки отмена регионального компонента изучать не запрещает, напротив, теперь в любой точке России очень легко и просто можно открыть национальную школу, а в любой общеобразовательной школе России можно изучать любые национальные языки и открывать национальные классы: хоть в Рязани, хоть в Питере, - было бы желание.

Что я, русский житель Башкирии, имею с этого суверенитета? – да кроме того, что моих детей принуждают теперь изучать башкирский язык, а родной язык – русский, сокращают, кроме того, что нам стали внушать, что мы – некоренные, пришлые, что мы что-то там должны и обязаны коренному народу, кроме того, что сейчас наши дети уже не понимают, в какой стране они живут, кроме этого – НИ-ЧЕ-ГО.
НИЧЕГО! АБСОЛЮТНО!

Поэтому мне лично в таком виде этот суверенитет не нужен. Если он нужен кому-то, то неужели нельзя сделать так, чтобы от этого суверенитета  большинству жителей региона, - не башкирам , -  хотя бы не было хуже? Неужели нельзя отменить принудиловку, оставив при этом все остальные «блага суверенитета»? Неужели нельзя понять, что суверенитет должен нести ВСЕМ проживающим в нашем регионе только позитив, -  только тогда ему будут рады люди?
Почему у нас нельзя обсуждать эти вопросы, кто мне это может объяснить?

В общем, резюмируя все вышесказанное, хочу сказать, что я против обязательного изучения башкирского (да любого) языка потому, что соглашаясь с этим, я должны согласиться с тем, что здесь – не Россия, а я с этим не согласна.

А теперь – практическая часть основания нашего неприятия настоящего положения с обязательным изучением башкирского языка или
Ликбез для тех, кто еще не в теме.

Знаете ли вы, что:

1. Пять лет назад наши общеобразовательные школы обучали наших детей по тем же планам, что и по всей России. Учебные планы назывались: «Для школ с русским родным языком обучения». То есть, в начальной школе у всех детей ежедневно были уроки русского языка (письма) , литературного чтения и математики.

2. Четыре года назад, в связи с принятием поправок к Закону о языках РБ и введением обязательного изучения башкирского языка, практически все наши общеобразовательные школы перешли на другие планы: с русским НЕРОДНЫМ языком обучения. По этим планам наши дети стали получать существенно меньше уроков русского языка и литературы.
Сравните данные по начальной школе:
- 15-20 лет назад в общеобразовательной школе Уфы дети получали по 11 уроков русского языка и литературного чтения в неделю (русский я зык – 6, литература – 5).

- 5 лет назад, до введения обязательного изучения башкирского языка, наши дети  получали 9 уроков русского языка и литературы в неделю (русский язык – 5, - -- литература – 4)

- 4 года назад, после введения обязательного изучения башкирского языка наши дети, почти во всех школах, стали получать по 5 уроков русского языка и литературы в неделю (3 урока русского языка и 2 урока литературы)
 Именно столько изучают русский язык учащиеся национальных школ.

(В последний год, правда, там, где родители проявили мужество и героизм и отстояли 1 вариант образовательных планов – с русским языком обучения, - русский язык изучается достаточное количество часов)

ВНИМАНИЕ! Наши дети, обучаясь в общеобразовательной школе, в сравнении с российскими школьниками, недополучают за 10 лет обучения более 1000 (тысячи) уроков русского языка!

3. До введения изучения башкирского языка все дети начальной школы учились на пятидневке. Сейчас практически все школы Москвы, например, до старших классов учатся на пятидневке.

4. После введения изучения башкирского языка школы (начальные классы) , желающие изучать русский язык более, чем 5 часов в неделю, а также изучать информатику, перешли на шестидневку.

5. Во многих школах, чтобы получить недостающие часы русского языка, вводятся дополнительные (факультативные) уроки русского языка. Платные.
То есть, ровесники наших детей в школах России получают бесплатно 9 уроков русского языка, а наши родители недостающие уроки должны оплачивать из своего кармана.

6. Практически во всех школах России дети изучают информатику со 2-3 класса, наши же дети, в большинстве школ, начинают изучать этот необходимый предмет часто после 6 класса. Или некоторые школы изучают его на платном факультативе. Причина: нет свободных часов, все свободные часы забиты нац.компонентом.

7. Родители могут участвовать в выборе варианта учебного плана и, теоретически, могут выбрать учебный план с русским языком обучения, но информацию о правах родителей , как участников образовательного процесса, школы не дают, потому что министерство образования РБ активно насаждает планы с изучением родных языков и сокращенным изучением русского языка, хотя любые родные языки в общеобразовательной школе можно изучать на факультативах, совершенно безболезненно для основной учебной программы.
А также у нас имеется масса национальных школ, где можно спокойно изучать национальные языки.

8. У учащихся школ, обучающих детей по плану с изучением родных языков, бывает такое расписание (начальные классы):
1. Русский язык
2. Математика
3. Башкирский язык
4. Английский язык
5. Родной язык (например, татарский, или башкирский, или русский) – дети разделяются на подгруппы по национальностям и идут в разные классы на урок родного языка.
(Это настоящее расписание ученика второго класса одной из уфимских школ, правда, прошлогоднее. )

Еще следует заметить, что на уроках «Родной русский язык» наши русские дети не изучают русский язык по основным учебникам, уроки родного русского языка являются, по сути, уроками развития речи, потому что русские дети не могут опережать в знаниях подгруппы детей, изучающих в это время родной башкирский или родной татарский язык.

9. Предметов «Родной язык» , «Башкирский язык» в аттестате, выдаваемом общеобразовательной школой России (а значит, и Башкирии) нет.

Для чего в общеобразовательной школе детей наших делить по национальностям, когда есть национальные школы, в которых все дети дружно изучают один язык и не разделяются?
Я думаю – для того, чтобы наши чиновники от образования могли хвалиться своими отчетами: вот, столько-то детей изучает родной язык!
А для чего же нам нужны национальные школы, как не для изучения родных языков? И почему родные языки нельзя изучать на факультативных занятиях?

Никто из здравомыслящих людей не против изучения национальных языков! Но давайте делать это не в ущерб русскому языку и не принудительно!

Даже Путин наконец-то «прозрел» и отметил важнейшее значение русского языка!

Часы русского языка и так уже сокращены – в сравнении с советской школой! Не надо школьников из Башкирии ставить в неравное положение в сравнении со школьниками «из России», урезая у них необходимейшие уроки русского языка в угоду  пусть даже очень хорошим  идеям!
Когда же прозреют наши чиновники от образования и дадут нашим детям нормально учиться, овладевать грамотой, а учителям учить спокойно?
Когда будут уважать наши человеческие права?

Я искренне надеюсь на понимание со стороны башкирских общественных организаций.
Земляки, поддержите нас,  русских и русскоязычных родлителей школьников, желающих обучать своих детей так, как мы считаем нужным!


Дававйте уберем искусственно созданные препятствия и будем жить и обучать наших детей спокойно!


Я же в свою очередь повторю свои вопрос...
Всё действительно  так серьёзно? Или это у группы людей обострение какое то?


View Poll: Все так серьёзно?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем известно, что погоныши самые скрытные и неуловимые птицы. Сделать хороший кадр любого погоныша - это большое везение для фотографа. А некоторые виды так и вовсе остаются самыми мало фотографируемыми птицами в мире. Взять того же белокрылого погоныша - он гнездится в России, но пока ...
Сегодня в транспорте ни один представитель ВЕЛИКОрусской народности старой бабушке места не уступил. Хоть одна женщина и напомнила, что места впереди вообще-то для пенсионеров и инвалидов (забыла, что в Великороссиянии вообще нет места престарелым и инвалидам), ВЕЛИКОрусская нация, у неё, ...
Альбертов Эйнштейнов было три: первый – величайший учёный, второй – гражданин, отвергший сделку с фашистами, третий – показывающий нам, всему человечеству, язык на известной фотографии. Первый Эйнштейн считал: Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, ...
Пришла пора порадовать и наших деток книжками! :) Книги совершенно разные и о разном, но, на удивление, будут интересны в любом возрасте :) Разыгрываем две книги! В книге по истории "Улица сквозь время" показано, как одна и та же улица менялась на протяжении веков. Автор иллю ...
Оригинал взят у: poltora_bobra в Гандон Иваныч цитирует Гандон Иваныч цитирует 27 июн, 2021 at 10:00 PM Гандон Иваныч решил, процитировав Гиляровского, указать на замечательную жизнь беднейших слоев населения в России, которую мы потеряли. Однако, по своей ...