Н-209. Выживание экипажа.


Прочтение книжки про канадскую экспедицию в Арктику заставило меня призадуматься о том какие шансы были на выживание у экипажа Н-209 в случае нештатной ситуации. А шансов то и не было практически...
С одной стороны — перелет был подготовлен не так уж и плохо как принято считать. Сам Н-209 был оборудован по типу ПНТ-6 Авиарктика которые высаживали папанинцев на полюс. А аварийное оснащение было даже лучше чем у уже совершивших перелет АНТ-25. Но проблема крылась в том что Н-209 совершал перелет немного по другому...
При полете надо льдами в случае аварии шансов на выживание у экипажей что АНТ-25, что Н-209 фактически не было. Лыжными шасси они не располагали, да и летчики которые их пилотировали опыта посадки на лед не имели. При такой посадке шансы у АНТ-25 были бы побольше — он имел убираемое шасси и при посадке на брюхо имел шанс получить сильные повреждения, но уцелеть. У Н-209 колеса убирались в штаны, но сами штаны оставались на месте. Так что скорее всего он при посадке бы скапотировал и сгорел. Тут практически без шансов. И в том и в другом случае летчики могли бы выпрыгнуть с парашутами и благополучно опуститься на лед. И умереть уже на нем. Аварийная рация и другое снаряжение оставались на самолете , а без ни шансов не имелось.
То есть от аварийного снаряжения пользы не было? А не совсем. У Самолетов Чкалова и Громова была большая дальность полета и после Арктики они летели в США через Канаду без посадки. А там уже шансы на выживание и при аварийной посадке и при прыжке с парашутом были не нулевые.
А вот дальность полета Н-209 позволяла долететь только до Аляски и там производилась дозаправка. То есть через Канаду он полетел бы уже потом и собственно на Аляске можно было бы взять и аварийный запас. Но понятно дело никто бы им без аварийного снаряжения полет бы не разрешил, пусть и шансы на спасение малы.
Еще одно различие в перелетах АНТ-25 и Н-209 было в той же дальности полета этих самолетов. АНТ-25 пользуясь большой дальностью мог обходить зоны плохой погоды. У Н209 такой возможности не было и эти зоны собирались обходить сверху — набирая высоту. Так собственно в реале и делали. То есть в случае аварии мотора АНТ -25 скорее всего оказывался в зоне относительно хорошей погоды и соответственно видимости. Н-209 как и произошло в реале был бы вынужден опускаться в плотную облачность с неизвестной глубиной. То есть облачность и туман могли бы простираться до самого льда.
То есть можно сказать что шансы аварийной посадки на лед у АНТ-25 был малыми, но не нулевыми. У Н-209 шансов удачно сесть на лед не было вообще, а потому от авариного снаряжения на самолёте пользы не было. Шансы уцелеть у экипажа были бы в случае парашутного прыжка, если бы снаряжение для выживания тоже сбрасывалось на парашуте.
В принципе Н-209 переделали из бомбера, и отсек для укладки подобного снаряжения с парашутом можно было бы предусмотреть . Но все делалось в спешке и об этом не подумали.
Любопытно , а вообще Н-209 испытывали на возможность покидания его с парашутом? На первый взгляд он не слишком удобен для этого был. Там было бы важно выпрыгнуть всем вместе с как можно меньшем зазором по времени между прыжками. Пожалуй наиболее удобно это было сделать штурману и радисту. Судя по фото у них был люк в полу. Мотористам надо было или открывать люк сверху и соскальзывать с крыла стараясь не попасть под оперение. Или переходить за крыло и прыгать через люк внизу. Пилоты могли или веред к штурману или назад к мотористам перебраться. Это привело бы большому разбросу и встретились ли они бы внизу — вопрос.
Так что доработка самолета в плане его покидания в воздухе явно требовалась. Как и установка специальных парашутных контейнеров. Но этого сделано не было. В итоге шансов на спасение в случае отказа в воздухе над Арктикой не было. Как и произошло в реале. Скорее всего они даже выпрыгнуть не смогли и разбились вместе с самолетом. Хотя если бы и успели — погибли бы уже на льду...