музыкальная революция отменяется?
inkpoint — 08.10.2024 Мы тут с друзьями-меломанами заспорили: легко ли год записи музыки опознать по звуку? Вот просто по аранжировке, по тембру инструментов, по сведению, по каким-то типичным для того или иного времени «фишкам»? Позагадывали друг другу загадок, «слепых прослушиваний», и пришли к интересным выводам.Почти весь поп/рок прошлого века крепко привязан к своему времени; даже ни разу не слышав песню, год записи можно распознать с погрешностью в несколько лет. Есть характерные маркеры: вот ранний бит 60-х, вот психоделические годы, вот отполированный звук середины 70-х, вот нью-вэйв с характерными синтами, вот диско, вот металлюги 80-х, вот звук 90-х, трип-хоп и гранж конца столетия. Примерный год записи можно не угадать, а услышать.
Каждое новое поколение рождало свой характерный звук, новую музыкальную моду, и каждые несколько лет в музыкальном ландшафте что-то ощутимо менялось. Скажем, в 75-м году звук ранних Битлов был уже полным ретро, между 75-м и 85-м – тоже пропасть, это разные звуковые миры, а в середине 90-х “Modern Talking” был уже явно не «модерн», поп-старьём из 80-х. А затем звук постепенно начал нивелироваться, приходить к какому-то единому стандарту.
И кажется, что музыка нового века слабо привязана ко времени. Мы слышим какой-то трек и понимаем, что звук «современный», сделано в новом веке. Но это может быть хоть 2004-й, хоть 2024, нам зачастую очень сложно различить и за что-то зацепиться. Четверть века прошло – но внутри этого нового времени нет радикальных перемен в саунде.
Очень странная штука: шоу-бизнес не устаёт генерировать новых звёзд, но музыкально эти звёзды не так уж отличаются от того, что было лет 10, а то и 20 назад. Всяческие новые инди-артисты собирают паззлы из осколков прошлого, из каких-то референсов и стилизаций к тому, что давно уже было найдено в прошлом веке, как бы переосмысливают. А у нашего времени как будто нет своего нового звука. Что случилось, почему так?
Есть простой ответ: «Новая музыка – говно, это вообще не музыка». Мне такое упрощение не нравится.
Есть другой простой ответ: мы (возрастные меломаны, вскормленные XX-м веком) просто старые, не слышим новый язык поп-музыки и не врубаемся в нюансы. А любой нынешний подросток, услышав трек из 2014-го, уверенно различит и скажет: «Старьё, вообще древняя тема».
Но в этом я тоже сомневаюсь.
Конечно, новая музыка совсем уж на месте не стоит. Есть тренды, новые звучки, биты, приёмы, - мы всё это с друзьями тоже поизучали, и теперь я знаю, что такое рэггетон и трэп )). Но какой-то радикальной перемены стиля и звука, какой-то явной революции в музыке нового века не случилось.
Есть версия, что поп-музыка прошла путь, подобный любому другому течению в искусстве: скандальное пришествие, фаза бурных поисков и открытий, массовый интерес и признание, стадия классицизма, увядание жанра и исчерпание себя. Можно сравнить с авангардной живописью: сколько было супрематистов и футуристов, как это было ново, как шокировало и притягивало людей, и несколько десятилетий оставалось актуальным модным искусством, породило мастеров и классиков жанра, затем упёрлось в собственный потолок и свернулось.
А может быть, отсутствие новых муз-революций как-то связано с пришествием массово доступного интернета в начале нулевых? Временной рубеж совпадает, но пока не понимаю, есть ли прямая связь.
Буду рад мыслям-комментам.
|
</> |