Музыка. Weather Report
uctopuockon_pyc — 14.09.2023Широко трепещет туманная нива,
Вороны спускаются с гор.
И два тракториста, напившихся пива,
Идут отдыхать на бугор.
Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане,
И этим сознанием горд;
Другой же играет порой на баяне
Сантану и «Weather Report».
Аквариум
Weather Report - американская джаз-фьюжн-группа, выступавшая с 1970 по 1986 год. Группа была основана в 1970 году австрийским клавишником Джо Завинулом, американским саксофонистом Уэйном Шортером, чешским басистом Мирославом Витушем, американским барабанщиком Альфонсом Музоном, а также американскими перкуссионистами Доном Элиасом и Барбарой Бертон. Первоначально группой руководили со-фронтмены Джо Завинул и Уэйн Шортер, но впоследствии, по мере развития в 1970-х, Джо Завинул в значительной степени стал единственным музыкальным лидером группы. Другими выдающимися участниками группы в разные периоды ее существования были Жако Пасториус, Альфонсо Джонсон, Виктор Бейли, Честер Томпсон, Питер Эрскин, Айрто Морейра и Алекс Акунья. На протяжении большей части своего существования группа представляла собой квинтет, состоящий из Завинула, Шортера, бас-гитариста, барабанщика и перкуссиониста.
Группа начинала как свободная импровизирующая джазовая группа с авангардными и экспериментальными электронными наклонностями (пионером которой был Завинул); когда Витуш покинул Weather Report (в основном из-за творческих разногласий), Завинул все больше склонял группу к фанковому, острому звучанию, включающему элементы R& B и аутентичной музыки со всего мира. Завинул использовал новейшие разработки в области синтезаторных технологий, а также большое разнообразие звуков и цветовых оттенков, чтобы выделить группу. В течение первой половины своей карьеры Weather Report считались одним из определяющих коллективов в современном джазе, пять раз подряд получая премию DownBeat в номинации "Лучший альбом".
Наряду с такими группами, как Mahavishnu Orchestra, Return to Forever и Headhunters Херби Хэнкока (все участники вдохновлены творчеством Майлза Дэвиса в эпоху фьюжн и частично ответственны за него), Weather Report широко считается одной из определяющих групп жанра джаз-фьюжн.
Джо Завинул и Уэйн Шортер впервые встретились и подружились в 1959 году, когда играли в биг-бэнде Мейнарда Фергюсона. Завинул продолжал играть с группой Cannonball Эддерли в 1960-х годах, в то время как Шортер присоединился к Jazz Messengers Арта Блэйки, а затем, в 1964 году, ко второму великому квинтету Майлза Дэвиса. В течение этого десятилетия оба музыканта сделали себе имена как одни из лучших композиторов в джазе.
Позже Завинул присоединился к Шортеру, внеся свой вклад в первоначальные записи музыки Майлза Дэвиса в стиле фьюжн, и оба мужчины были частью студийных групп, которые записали ключевые альбомы Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970). Изначально Weather Report был создан для изучения более импрессионистического и индивидуалистического стиля музыки (или, как выразился Завинул, "подальше от всего этого дерьма в восемь тактов, а потом ты идешь на бридж...").
Существует некий спор о том, как изначально формировался Weather Report. По словам Завинула, все началось с того, что он и Шортер наняли еще одного партнера Майлза Дэвиса, классически обученного басиста чешского происхождения Мирослава Витуша, который ранее играл с каждым из них по отдельности (а также с Херби Манном, Бобом Брукмейером, Стэном Гетцем и Чиком Кориа). По словам самого Витуша, именно он и Шортер на самом деле основали Weather Report, а Шортер впоследствии привел Завинула. Какая бы история ни была правдивой, именно эти три музыканта – все композиторы – составили первоначальное ядро проекта.
Чтобы дополнить состав группы, Завинул, Шортер и Витуш пригласили бывшего барабанщика McCoy Tyner Альфонса Музона и начали записывать свой дебютный альбом, одновременно подыскивая штатного вспомогательного перкуссиониста. Первыми новобранцами были сессионный перкуссионист Дон Элиас и перкуссионистка симфонического оркестра Барбара Бертон. Во время записи Элиас поссорился с Завинулом (предположительно, из-за того, что Завинул был слишком диктатором в отношении перкуссии), и для завершения записи был привлечен бразильский перкуссионист-новатор Айрто Морейра (еще один ученик Дэвиса). Гитарист Джон Маклафлин также был приглашен присоединиться к группе, но вместо этого решил продолжить свою сольную карьеру.
Дебютный одноименный альбом Weather Report отличался более мягким звучанием, чем последующие альбомы, в нем преимущественно использовался акустический бас, а Шортер играл исключительно на сопрано-саксофоне. Он был основан на авангардных экспериментах, которые Завинул и Шортер впервые провели вместе с Майлзом Дэвисом на Bitches Brew. Журнал DownBeat описал этот альбом как "музыку за пределами категории".
В 1972 году Weather Report выпустили свой второй альбом "I Sing the Body Electric". На первой стороне были представлены новые студийные записи, в то время как вторая сторона была взята из концертных записей в Токио, в которых участвовал полный состав группы: Завинул, Шортер, Витуш, Эрик Граватт и Дом Ум Роман (позже был полностью доступен в виде двойного альбома 1972 года, выпущенного только в Японии Live in Tokyo). Студийная сторона содержала расширенную версию группы, включая различных приглашенных исполнителей, предполагая, что Weather Report не обязательно был замкнутым джазовым коллективом, но допускал возможность, что это будет расширяемый проект, созданный для воплощения музыки трех его композиторов. На альбоме также впервые Завинул использовал синтезатор (инструмент, с которым он стал ассоциироваться в джазе) и звуковые эффекты.
I Sing the Body Electric также продемонстрировал первые признаки изменения баланса сил внутри группы в сторону от коллективного подхода, присущего дебютному альбому. В течение следующего года эта тенденция будет развиваться и дальше.
На альбоме Sweetnighter 1973 года Weather Report начали отказываться от преимущественно акустического группового формата импровизации, и группа начала двигаться в новом направлении. Главным образом по наущению Завинула, Weather Report стал больше ориентирован на джаз-фанк и грув, в большей степени опираясь на влияние R & B и плотную работу с электрическими клавишными, добавляя больше структуры как в заранее написанные, так и в импровизационные разделы.
Граватт плохо воспринял свою замену на студийных сессиях и покинул группу в конце записи, переехав в Миннеаполис, чтобы присоединиться к группе Natural Life. Много лет спустя Завинул отдал должное мастерству Граватта и заявил, что он был лучшим из барабанщиков "чистого джаза", а также "со стороны джаза... моим любимым из них всех". Поскольку Граватт ушел, а бывший барабанщик Хершел Двеллингем был недоступен для гастролей, бывший барабанщик Sly & the Family Stone Грег Эррико сыграл в туре Sweetnighter, но впоследствии не остался с группой.
На этом этапе Витуш и Завинул оказались в творческом конфликте, поскольку первый предпочел оригинальный подход Weather Report, а второй пожелал продолжить путь к фанку. Оглядываясь назад, Завинул обвинил Витуша в неспособности убедительно играть фанк (что подтвердил Грег Эррико) и заявил, что он не обеспечил группу достаточным количеством музыки. Витуш возразил, что на самом деле он принес композиции, но Завинул не смог их сыграть. Витуш также обвинил Завинула в том, что он был "первоклассным манипулятором", в первую очередь заинтересованным в коммерческом успехе. Со своей стороны, Завинул позже вспоминал, что Витуш планировал сконцентрироваться на большем количестве смычковых соло и попросил группу нанять второго басиста для исполнения стандартных басовых партий, на что Завинул ответил: "Почему бы нам не нанять одного басиста, который может делать все это?" Завинул утверждал, что "в этом не было ничего неуважительного... мы должны были сделать этот шаг. И история доказала, что мы были правы".
Когда Шортер перешел на сторону Завинула, первоначальное партнерство из трех человек резко распалось, и Витуш покинул Weather Report, перейдя к сольной карьере композитора и лидера группы. Его последним вкладом в Weather Report стала игра на басу в единственном треке, который появился на альбоме группы 1974 года Mysterious Traveller ("American Tango", написанное им в соавторстве с Завинул). Уход Витуша ознаменовал окончание первого этапа Weather Report и переход общего творческого руководства группой к Йозефу Завинулу, хотя Шортер оставался неотъемлемой, влиятельной и жизненно важной частью проекта. Впоследствии Витуш обвинил Завинула и Шортера в том, что они использовали нечестную игру, чтобы вытеснить его из группы, отрицать масштаб его вклада в историю Weather Report и творческий подход, а также обманом лишить его вознаграждения.
Заменой Витуша стал филадельфийский электробас-гитарист Альфонсо Джонсон (ранее он был сайдменом у поп-фьюжн-музыканта Чака Манджоне). Нанятый Шортером, Джонсон был гибким игроком, более чем способным привнести элемент фанка, которого желал Завинул. Он также был одним из первых сторонников стика Чапмана, игру на котором можно услышать на некоторых живых записях Weather Report того периода.
По словам Завинула, новый барабанщик Ишмаэль Уилберн, по-видимому, "пал духом" во время тура (несмотря на то, что хорошо выступал в студии). Чтобы усилить музыку, группа наняла другого барабанщика, Дэррила Брауна. В конце тура и Уилберн, и Браун покинули группу (как и Дом Ум Роман), и Weather Report снова остались без барабанщиков.
Для следующих студийных сессий Weather Report добавили нового бразильского перкуссиониста (Алирио Лима) и нового барабанщика – Чака Бейзмора из Delfonics.
Новый альбом, Tale Spinnin', был выпущен в 1975 году. Это был первый альбом Weather Report, в котором с момента их дебюта присутствовала постоянная ритм-секция (а не разнообразный набор барабанщиков, перкуссионистов и басистов). Альбом также добился дальнейших успехов в использовании технологических усовершенствований в синтезаторах, даже использовав гигантский студийный массив TONTO.
В том же году Шортер также записал альбом Native Dancer под своим собственным именем (совместно с бразильским композитором и вокалистом Милтоном Насименто). Tale Spinnin' получил премию DownBeat за лучший альбом 1975 года (третий альбом Weather Report, получивший эту награду), а Native Dancer занял второе место.
Альбом Black Market 1976 года был, пожалуй, самой рок-ориентированной работой, которую группа выпустила на сегодняшний день. Музыка Weather Report эволюционировала от открытых фанк-джемов к более мелодичным, лаконичным формам, которые также были более привлекательны для массового рынка. Завинул еще больше укрепил свое использование клавишных синтезаторов, в то время как Шортер экспериментировал с ранней формой духового синтезатора Lyricon.
Однако альбом был записан во время очередного периода перемен в группе, сопровождавшегося многочисленными кадровыми перестановками. Хотя Алирио Лима играл на перкуссии в одном треке, во время сессий его заменили Дон Элиас (его первое появление в группе после выхода провального дебютного альбома) и Алекс Акунья (перуанский барабанщик и игрок на конге из Лас-Вегаса, который играл, в частности, с Элвисом Пресли и Айком Тернером). Альфонсо Джонсон также был измотан частой сменой барабанщика в группе. Во время перерыва в работе в середине записи Black Market Джонсон решил покинуть Weather Report, чтобы поиграть с группой Билли Кобэма/Джорджа Дьюка (в которой на гитаре играл молодой Джон Скофилд).
Перед своим уходом Джонсон сыграл на всех треках нового альбома, кроме двух. Его заменил Джако Пасториус, виртуозный безладовый бас-гитарист из Флориды, который поддерживал связь с Zawinul в течение нескольких лет и который пришел, чтобы сыграть на "Cannon Ball" и его собственной композиции "Barbary Coast". Завинул и Шортер предполагали, что новый барабанщик Честер Томпсон уйдет вместе со своим другом Джонсоном, и для второй серии сессий они заменили его (по рекомендации Пасториуса) бывшим барабанщиком Mahavishnu Orchestra Нарадой Майклом Уолденом. Хотя Уолден сыграл на нескольких треках альбома, в конечном счете он не подошел. Томпсон вернулся на заключительные сессии Black Market, но снова ушел после того, как не смог подключиться к ритм-секции с Пасториусом (чей стиль был намного более насыщенным, чем у Джонсона). Впоследствии Томпсон присоединился к Genesis в качестве их гастролирующего барабанщика.
Black Market продолжил успех Weather Report, хорошо продаваясь и став четвертым альбомом группы, получившим награду "Альбом года" от журнала DownBeat. В последующем туре Алекс Акунья перешел с перкуссии на ударную установку, а Дона Элиаса заменил молодой пуэрториканский перкуссионист Маноло Бадрена, который ранее играл с различными латиноамериканскими рок-группами и с Артом Блэйки. Выступление группы было очень хорошо встречено в июле 1976 года на джазовом фестивале в Монтре, который был снят для будущего релиза.
Привлечение Жако Пасториуса помогло подняться Weather Report на вершину популярности. Пасториус, уже сам по себе восходящая звезда, привнес в игру на басу очень музыкальное, мелодичное качество. Он мог играть мускулистые, молниеносные грувовые партии под влиянием R & B или фанка, а также демонстрировать экстраординарный сольный контроль тона и струнных гармоник, часто звуча больше как валторнист. Пасториус также был мультиинструменталистом (участвовал в записи последних сессий с барабанами, стальными барабанами и мандочелло), одаренным композитором (в конечном итоге ответственным за несколько фирменных композиций Weather Report, таких как "Teen Town" и "Three Views of a Secret") и полезным продюсером Zawinul благодаря его знаниям студий звукозаписи и технических приемов. Наконец, сценическое мастерство Пасториуса и агрессивное шоу помогли группе привлечь новую аудиторию.
Следующим альбомом группы стал нашумевший "Heavy Weather" 1977 года, который оказался самой успешной записью группы с точки зрения продаж, сохранив при этом широкое признание критиков. Он содержал самый большой хит группы, энергичную и танцевальную "Birdland" (подчеркивающую вокальные партии Пасториуса и синтезированные духовые Завинула), которая стала поп-хитом, а позже стала джазовым стандартом. Weather Report появился в сериале "The Midnight Special", спродюсированном Бертом Шугарменом, исполнив как "Birdland", так и "Teen Town". Heavy Weather доминировала на дисковых премиях Weather Report, включая награду DownBeat "Альбом года".
В этот период прочная профессиональная связь Пасториуса с Джони Митчеллом (у которого он играл на бас-гитаре во второй половине 1970-х) привела к еще одной музыкальной связи. В течение следующих нескольких лет Митчелл нанимал состав Weather Report (хотя в каждом случае без Завинула) для записи своих студийных альбомов Don Juan's Reckless Daughter (1977) и Mingus (1979).
В августе 1978 года группа присоединилась к лейблу Мориса Уайта ARC в Колумбийском университете. В то время у них снова не было ни штатного барабанщика, ни перкуссиониста: Алекс Акунья вернулся в Лас-Вегас для карьеры студийного музыканта, а Маноло Бадрена был уволен по "немузыкальным причинам". Шортер сосредоточил большую часть своего внимания и композиционных идей на своей сольной работе, в то время как Завинул набрасывал идеи для собственного сольного альбома, который предполагал отказ от живого звучания группы в пользу создания гораздо сильнее оркестрованной и экспериментальной студийной записи с многочисленными наложениями. Однако контракт Weather Report и график работы требовали еще одного альбома, поэтому сольная работа Завинула была включена в то, что стало восьмым альбомом Weather Report — Mr. Gone (1978).
На студийных сессиях играли самые разные барабанщики – Пасториус
сыграл на двух треках, а дальнейший вклад внесли Тони Уильямс, Стив
Гэдд и Питер Эрскин (последний был бывшим барабанщиком Стэна
Кентона/Мейнарда Фергюсона, привлеченным к проекту Пасториусом).
Эрскин стал полноправным участником группы на время следующего тура
и оставался в Weather Report до 1982 года. В записи альбома также
приняли участие Дэнис Уильямс и лидер Earth Wind and Fire Морис
Уайт.
Альбом поднялся до 1-го места в чарте джазовых альбомов
Billboard.
Печально известно, что Mr. Gone (1978) получил всего одну звезду в
рецензии от DownBeat после серии релизов группы, все из которых
получили пятизвездочный рейтинг. Группа организовала опровергающее
интервью журналу, чтобы правильно показать свои усилия. Завинул и
Пасториус были дерзки в своих ответах интервьюеру, Шортер более
философичен, а Эрскин был самым сдержанным из четверых.
К концу 70-х Weather Report представляли собой квартет из Завинула, Шортера, Пасториуса и Эрскина, и (впервые) отказались от перкуссиониста, который был неотъемлемой частью группы с момента ее основания. Вместо этого все четверо участников удваивали ударные в разные моменты живых выступлений. Завинул прокомментировал, что этот более изящный, менее насыщенный звук обеспечил больший диапазон прослушивания и сделал музыку менее хаотичной теперь, когда группа больше сосредоточилась на мелодии и гармонии.
Более масштабные и мультимедийные постановки туров группы (в комплекте с рабочими сцены, лазерными и кинопроекционными установками) начали выглядеть как вступления рок-звезд, по большей части неизвестные в джазовых кругах. Двойной концертный альбом 1979 года "8:30" (получивший в том году награду за лучшее исполнение в стиле джаз-фьюжн) был записан во время тура Mr. Gone и отразил непосредственную мощь и энергетику этого состава Weather Report. Позже Завинул описал этот состав как "одну из величайших групп всех времен! Эта группа была настоящим хаммером!"
Со 2 по 4 марта 1979 года Weather Report отправились в Гавану, Куба, для участия в историческом фестивале Havana Jam, который стал перерывом во взаимной кубино-американском политическом противостоянии, в котором приняли участие такие американские артисты, как Стивен Стиллс, CBS Jazz All-Stars, Бонни Брамлетт, Крис Кристофферсон, Рита Кулидж, и Билли Джоэл играют бок о бок с такими кубинскими артистами Иракере, Пачо Алонсо, Тата Гуинес и Оркестр Арагона. Еще одним показательным выступлением было трио Doom (недолговечное объединение Пасториуса с Джоном Маклафлином и Тони Уильямсом). Выступление Weather Report было показано в документальном фильме Эрнесто Хуана Кастельяноса "Havana Jam '79", посвященном этому событию.
В начале 1980 года Пасториус нанял в группу барабанщика Роберта Томаса-младшего (товарища Флоридана, с которым он ранее джемовал). Томас появился на альбоме 1980 года Night Passage. Более плотная и традиционная запись, чем предыдущие релизы, пластинка отличалась более заметной ролью Шортера, сильным элементом бибопа и отсылкой к золотому веку джаза с помощью скоростной кавер-версии песни Дюка Эллингтона "Rockin' in Rhythm" (демонстрирующей новаторский и постоянно растущий стиль Завинула — способность создавать синтетические звуки биг-бэнда на своих синтезаторах).
К этому времени у Пасториуса проявлялись признаки психической нестабильности и проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, которые в конечном итоге разрушили его карьеру; и близкие отношения, которые он ранее поддерживал с Завинул, становились напряженными, поскольку Завинул устал от "зрелищности" Пасториуса на сцене (начинал чувствовать, что это отвлекает от музыки). Ближе к концу года Пасториус начал работать над своим долгожданным вторым сольным альбомом (Word of Mouth) (1981) в Нью-Йорке, в то время как Завинул работал над новым материалом Weather Report в Калифорнии.
Следующий альбом Weather Report (1982) – их второй одноименный релиз после дебюта в 1971 году – был записан в 1981 году, хотя и не был выпущен еще год. Доминирование Завинула как инструменталиста и композитора (а также руководителя группы) стало еще более заметным на этом альбоме. Большая часть музыки группы все чаще была заранее написана, а не импровизирована. На этом диске Пасториус отвлекся и уделил больше своего творческого внимания проекту Word of Mouth: его единственной работой для альбома "Weather Report" был вклад в одно произведение, сочиненное группой. Шортер (который внес всего одну композицию в альбом 1982 года) уже придерживался более философского подхода. Позже он прокомментировал это так: "Долгое время в Weather Report я воздерживался. Я решил ничего не делать".
Собственная приверженность Эрскина Word of Mouth (и последующее обязательство "Steps Ahead") означали, что его тоже пришлось заменить, в то время как Роберт Томас-младший был просто уволен. Сведенные до дуэта и с надвигающимися гастрольными обязательствами, Завинул и Шортер были вынуждены быстро собрать новую группу.
По рекомендации Михала Урбаняка Завинул и Шортер наняли 23-летнего барабанщика Омара Хакима, талантливого сессионного музыканта и мультиинструменталиста, который играл с самыми разными музыкантами, включая Майка Майньери, Дэвида Боуи и Карли Саймон. Хакиму сразу же было поручено набрать остальную часть нового состава. Не сумев заполучить Маркуса Миллера в качестве бас-гитариста, он выбрал Виктора Бейли (недавнего выпускника музыкального колледжа Беркли, с которым Хаким играл, когда помогал Мириам Макебу). Хаким также нанял перкуссиониста Хосе Росси, с которым он работал в Labelle.
Новый Weather Report сразу же отправился в турне. Музыка, созданная во время тура, позже была записана для альбома Procession 1983 года, который показал, что группа начинает в некотором роде возвращаться к подходу "world music", который она впервые использовала в середине 1970-х, и включал эпизодическое появление в The Manhattan Transfer.
Продолжая работать в том же составе, Weather Report записали альбом Domino Theory в 1984 году, при этом Хаким занял прежнюю должность сопродюсера Завинула Жако Пасториуса. Альбом стал первым альбомом Weather Report, в котором использовались драм-машины и сэмплеры (Emulator), что углубило знакомство группы с передовыми музыкальными технологиями, а также включал вокал приглашенного Карла Андерсона.
Перкуссионист и певец Мино Чинелу заменил Росси весной 1984 года и появился в видеоклипе группы Live in Japan (переизданном на DVD в 2007 году). Тот же состав играл на альбоме Sportin' Life 1985 года, который включал кавер-версию песни Марвина Гея "What's Going On" и выступления певцов Бобби Макферрина и Карла Андерсона. В соответствии с технологическим любопытством Завинула, альбом возвестил о появлении MIDI, что позволило ему быстро и недорого сочинять, демонстрировать и записывать музыку с помощью набора синтезаторов.
И Завинул, и Шортер начинали понимать, что освежающий характер других проектов приносит больше удовлетворения, чем работа с Weather Report, и оба в целом чувствовали, что группа исчерпала себя.
В феврале 1986 года газета San Diego Union-Tribune объявила, что Шортер покинул группу, чтобы сконцентрироваться на сольной работе. Неохотно согласившись с Шортером, что он больше не будет использовать название группы, Завинул закончил "Weather Report". Последний альбом под названием The Weather Report, This is This!, был выпущен в июне 1986 года и выполнил контракт группы с Columbia Records. В двух его треках звучали гитарные партии Карлоса Сантаны, а также ознаменовалось возвращение Питера Эрскина за барабаны, причем Хаким появился только на одном треке.
Распустив группу, Завинул незамедлительно попытался реформировать ее – в некотором роде – в качестве Weather Update. Для этого проекта он воссоединился с недавними участниками Weather Report Виктором Бейли, Мино Чинелу и Питером Эрскином, но заменил Шортера гитаристом Джоном Скофилдом. Этот состав просуществовал недолго: сессионный гитарист из Лос-Анджелеса Стив Хан и бывший перкуссионист Weather Report Роберт Томас-младший заменили Скофилда и Синелу перед концертными выступлениями. Weather Update гастролировали в 1986 и 1987 годах, прежде чем Завинул распустил группу. Начиная с 1988 года, Завинул продолжил успешную девятнадцатилетнюю карьеру, возглавляя джазовый ансамбль The Zawinul Syndicate (который после смерти Завинула продолжился как The Syndicate).
Вместо того чтобы создавать другую группу, Уэйн Шортер сосредоточился на своей сольной карьере и на работе в качестве лидера группы, которая продолжалась до его кончины 2 марта 2023 года.
Несмотря на непреходящую популярность группы, воссоединение Weather Report так и не состоялось. Ближе всего группа подошла к воссоединению, когда Завинул и Шортер сыграли вживую с Майлзом Дэвисом 10 июля 1991 года в Париже (единственный раз, когда Завинул, выступал на одной сцене с Дэвисом). Запланированный на середину 90-х реюнион-диск Verve так и не материализовался; по словам Завинула, разочаровывающие продажи диска Шортера 1995 года High Life, возможно, сыграли здесь свою роль.
С тех пор шестеро участников группы умерли. Сам Завинул умер 11 сентября 2007 года в Вене от рака кожи. Его опередил басист Джако Пасториус, который умер 21 сентября 1987 года после избиения в своем родном городе Форт-Лодердейл, штат Флорида. Преемник Пасториуса на бас-гитаре, Виктор Бейли, скончался 11 ноября 2016 года. Альфонс Музон, первый барабанщик, скончался 25 декабря 2016 года от остановки сердца. Дом Ум Роман, барабанщик группы с 1971 по 1974 год, умер в 2005 году в возрасте 79 лет. Уэйн Шортер скончался 2 марта 2023 года в возрасте 89 лет.
|
</> |