Музыка. ВИА. Краяны.


Созданный при Полтавской областной филармонии вокально-инструментальный ансамбль "Краяны" (в переводе на русский - "Земляки") появился на эстраде в начале 1974 года. Его первое название - "Дивертисмент", ведь музыканты именно этой группы составили основу ансамбля. В первый состав вошли четверо музыкантов: клавишник Владимир Линьков, гитарист Николай Явир, басист Александр Сиренко и ударник Олег Рагулин.

В концертах "Дивертисмента" принимали участие вокалисты Татьяна и Ольга Бондарчук, а также Владимир Щербаченко. Полноправный член ансамбля - звукооператор Владимир Бовкун. В середине того же года к ним присоединились трубач Анатолий Каляников и саксофонист Олег Шеременко. "Краянами" они стали называться в начале 1975 года. Впоследствии вместо Олега Рагулина в ансамбль приходит Валентин Приходько и появляется трубач Николай Лепский - вокалист с ярким лирическим тенором, голос которого дал новую окраску звучанию "Краян".
Основу репертуара ансамбля составили эстрадные обработки украинских народных песен. Многоголосое пение, использование полифонии и современное инструментальное сопровождение делали его звучание колоритным и неповторимым, а выступления "Краян" стали весьма желанными не только среди украинской публики, но и на территории всего Советского Союза. В августе 1975 года "Краяне" впервые выезжают на гастроли в Чехословакию.

В этом же году "Краяны" знакомятся с будущим руководителем группы Анатолием Пащенко. Это произошло во время гастролей в городе Горький, где Анатолий учился в консерватории. О талантливом и способном студенте знали в музыкальных кругах города. Его родители были из Кременчуга, поэтому, узнав, что приехал коллектив из Полтавы, Анатолий не мог не пойти на его выступление. После концерта он подошел к музыкантам и рассказал, что сам занимается народными песнями, мечтает вернуться в Полтаву и попросил поговорить с директором филармонии относительно того, чтобы она прислала ему распределение в этот город. В начале 1976-го он приезжает в Полтаву на прослушивание, репетирует несколько сольных номеров программы выступлений и договаривается о направлении его в Полтавскую филармонию после получения диплома консерватории.
Летом 1976 г. происходит изменение состава "Краян". Ансамбль покидает его лидер и руководитель Владимир Линьков и переходит в "Червону руту" Софии Ротару. Анатолий Каляников выезжает в Кривой Рог, а Николай Явир с Александром Сиренко устраиваются в ресторан "Театральный". "Краяне" же пополняются гитаристом из Иваново Александром Лебедем, а с Сахалина возвращается в родную Полтаву Марк Айзикович, который становится солистом ансамбля. Приезжает в Полтаву также и Анатолий Пащенко, которого назначают художественным руководителем, он берет в руки бас-гитару и даже работает солистом.

Вот в таком составе "Краяны" существуют до конца 1977 года, приобретая все больше и больше своих сторонников. Успешное выступление в Москве приносит ансамблю славу и приглашение к сотрудничеству с композитором Максимом Дунаевским. Но именно это и стало причиной конфликта музыкантов с руководством филармонии и раскола коллектива. Собственно, в филармонии остался только Анатолий Пащенко, а остальные полтавские музыканты, снова объединившись с Н. Явором, А. Сиренко и пригласив из группы "Сирена" басиста и кларнетиста Виталия Зайкова, образовали новый ВИА, который впоследствии назвали "Фестиваль". Он стал работать от Белгородской филармонии.
Анатолий Пащенко набрал новых музыкантов и продолжил работу. Начались полноценные репетиции, руководитель подбирал репертуар, расписывал партии для каждого музыканта. На первый план Пащенко поставил профессионализм. Первой песней, которую он предложил сыграть коллективу, была "Туман яром" в непревзойденной авторской обработке. Собственно она и определила весь дальнейший стиль ансамбля. Это была первая песня, где использовались голоса птиц, звуки природы - настоящий шедевр. Обработки народных песен получались столь впечатляющими, что не оставляли равнодушными никого.
"Краяны" нередко попадали в различные экстремальные ситуации: часто приходилось лопатами отбрасывать снег, чтобы машина тронулась с места, но никогда не сорвали ни одного концерта. Анатолий Пащенко был невероятным трудолюбом, мог работать и днем, и ночью. И музыкантов приучал работать профессионально. Будучи эстрадниками, они привыкли играть не по нотам, а на слух, импровизируя. Анатолий же требовал, чтобы все было сыграно, как в партитуре. Он был сам не просто хорошим музыкантом, но и прекрасным преподавателем вокала, поэтому "Краяны" никогда не работали как солист и группа, там пели все. Анатолий был амбициозным организатором и хорошо понимал, что только через участие в конкурсах можно получить популярность. Сразу же включился в эту работу, и на каких бы фестивалях "Краяне" не выступали, отовсюду привозили звание лауреатов. Даже на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где выполняли "Туман яром", жюри сказало о "Краянах", что впервые слышат по-настоящему украинский коллектив. И с первого конкурса "Песенный вернисаж" в Киеве "Краяны" привезли звание лауреатов, потом они становились его лауреатами еще одиннадцать раз, и до сих пор этот своеобразный рекорд никто из музыкантов не побил.

С 1978 года у "Краян" новый состав: гитарист Павел Богуш, клавишник Николай Кущ, ударник Владимир Яровинский, басист Анатолий Пащенко, звукооператор Владимир Бовкун, гитарист Сергей Подворчан-Нетудыхата. Но уже в следующем году "Краяны" изменились. Вместо полтавчан в коллектив приходят знакомые Анатолия Пащенко из Иваново. Некоторое время в "Краянах" играет Александр Пащенко - брат Анатолия. В 1981-м - новые изменения и состав приобретает следующий вид: клавишник Николай Кущ, гитарист Игорь Золотарев, клавишник Игорь Засульский, скрипачка Ирина Цыбульник, трубач и флейтист Юрий Гусев, гитарист Андрей Бабич, ударник Сергей Ракецкий, басист Анатолий Пащенко. Все, кроме Гусева и Пащенко - полтавчане.
Зимой 1982 эти "Краяны" записывают на фирме "Мелодия" свой первый гибкий диск-миньон, куда входят песни: "Что тебе подарить?", "За літами", "Роксолана", "Стожари". А весной - съемки в музыкальном фильме "Улыбки Нечипоровки" и презентационных роликах (клипах) с другими песнями, в том числе "Что тебя подарить?". К концу этого же года состав "Краян" вновь меняется и начинается поиск новых музыкантов. Наконец филармония приглашает из Николаева сыгранную группу "Галактика", которую одевают в форму "Краян". Но и этим музыкантам не суждено долго быть в Полтаве. Как-то во время поездки на один из концертов загорелся автобус гастролеров. Музыканты спаслись, но сгорели почти все инструменты. Убытки были очень большими, а Анатолий Пащенко получил ожоги рук, спасая от огня свою гитару. Шок от пережитого был таким большим, что вскоре снова началась миграция музыкантов и в ансамбль попадают басист Николай Жовницкий из Карловки Полтавской обл. и гитарист-левша из Стрыя Степан Василишин с уникальной техникой игры флажолетами.
Следующий период "Краян" связан с постепенной заменой этих музыкантов музыкантами из Днепропетровска. Сначала в ансамбль попадают саксофонист и флейтист Сергей Прокопишин, клавишник Игорь Рыбальченко и гитарист Владимир Колесник, а где-то с 1985 года, когда коллектив оставили М. Жовницкий, Ю. Нечаев и С. Василишин, в "Краянах" играют басист Игорь Семендяев и барабанщик Андрей Новинский.
"Мое первое знакомство с "Краянами" было не из приятных, - вспоминает поэт-песенник Виктор Герасимов. - Я пришел на их концерт в киевский Октябрьский дворец и был потрясен. Слушать то, что они поют, было невозможно. Написал тогда разгромную статью, после которой... сдружился с Анатолием Пащенко. Он ловил все с полуслова. "Краяны", как и Пащенко, учились на песнях Володи Ивасюка. Мы написали с Толей несколько песен, но самой удачной из них считаю "Берегиню". Поезд из Полтавы в Киев приезжал в шесть утра. Толя сразу звонил мне. "Я написал новую песню!" - слышалось в трубке. Он, вечный романтик, мне чем-то напоминал Евгения Мартынова. Сейчас даже трудно вспомнить, кто в нашей эстраде был похожим на Пащенко. Жаль, что так быстро ушел. Он - яркая звезда нашей эстрадной песни, которая никогда не сгорит. Толя будет всегда пылать своим особым огнем".
Записанный в 1985 году диск-гигант "Краян" "Что тебе подарить" с русскоязычными шлягерами не смог составить конкуренцию московским китам этого жанра, которые уже овладели новыми стилями и аппаратурой. Лучшая судьба у второго гиганта под названием "Украинский сувенир" - две фольклорные нон-стоп-диско сюиты и супер-хит "Чого квіти не в'януть" вывели "Краян" в лидеры украинской поп-музыки. В 1987 году "Краяне" стали дипломантами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но настало время перемен - "Краяне" тоже начали осваивать новые модные стили, в частности - хард-н-хэви (песни "Ночной мотоциклист" , "Ты делаешь деньги"), но после очередных изменений в составе вернулись к традиционному ВИА-жанру: магнитоальбомы "Цього разу я надовго" , "Очищення", "Над дніпровським краєм". Все шло успешно и многообещающе. Анатолий Пащенко много искал песен по селам, общаясь со старыми людьми. Свою знаменитую теперь на весь мир "Калину", которой позже сделал грандиозную аранжировку, нашел в Лубнах.
Но 26 июля 1990 года стало последним днем в жизни А. Пащенка - он погиб в ужасной автокатастрофе на 38- м году жизни. Во время сильного тумана УАЗик филармонии, в котором Анатолий вместе с водителем возвращался из Киева в Полтаву, врезался в Камаз, перевозивший металлические прутья. После этого трагического случая звезда "Краян" быстро угасла. Года два коллектив не мог полноценно работать. В нем остались молодые музыканты, успевшие поработать с Анатолием менее года. Они играли старый репертуар, а затем коллектив помог возродить Валерий Соколик, хорошо знавший Пащенко (Анатолий неоднократно звал Валерия к себе). Группа продолжила функционировать как филармоническая единица (руководители - заслуженные артисты Украины певец и клавишник Валерий Соколик и гитарист Сергей Старченко) и была одним из самых консервативных профессиональных ВИА в Украине. В конце 1995 года музыканты группы основали в Полтаве собственную полупрофессиональную студию звукозаписи. В конце лета 2000-го "Краяне" напомнили о том, что они все еще существуют, двухчасовым "живым" эфиром на Первом национальном телеканале, а немного позже засветились на бенефисе примадонны украинской эстрады Раисы Кириченко. Со временем Валерий Соколик покинул коллектив. По обработке и аранжировке нынешние музыканты "Краян" в полной мере продолжают традиции Анатолия Пащенко. У них такие же песни в украинском народном стиле.
Коллектив переживал разные времена, в середине 2000-х годов был вынужден уйти из филармонии и даже отстаивать право на свое имя. Когда в филармонии при новом руководстве создали группу и назвали ее "Краяны", участники группы стали юридически защищать свое право называться "Краянами". Благодаря вмешательству Антимонопольного комитета, "Краяны-2" прекратили свое существование, а Полтавская филармония была оштрафована.

На данный момент "Краяны" это: солист и руководитель группы, поэт, композитор Сергей Бацман, гитарист Александр Климовский, бас-гитарист Вячеслав Третяк, барабанщик Сергей Малиновский и клавишник Олег Ярошевский.
Источники:
http://sssrviapesni.info/krayany.html
http://sssrviapesni.info/krayany_gal.html