Музыка. Stevie Ray Vaughan

В принципе я его "взрослую" историю неплохо помню, а вот, как он к этому пришел — мне стало вдруг очень интересно...

Стивен (Стиви) Рэй Вон (Stephen (Stevie) Ray Vaughan, 3 октября 1954, Даллас, Техас, США — 27 августа 1990, Ист-Трой, Висконсин, США) — американский гитарист-виртуоз и певец. Один из самых известных и влиятельных гитаристов в мире. В 2003 году журнал Rolling Stone наградил Стиви Рэй Вона седьмым номером в списке ста величайших гитаристов, а журнал Classic Rock поместил его на третье место в списке «100 самых крутых героев гитары» в 2007 году.
Стиви Рэй Вон наиболее известен как гитарист и фронтмен блюз-рок-трио Stevie Ray Vaughan and Double Trouble. Хотя его основная карьера длилась всего семь лет, он считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории блюзовой музыки и одним из величайших гитаристов всех времен.
Родившийся и выросший в Далласе, Стиви начал играть на гитаре в возрасте семи лет, первоначально вдохновленный своим старшим братом Джимми Воном. В 1972 году он бросил среднюю школу и переехал в Остин, где начал завоевывать поклонников выступлениями в местном клубе. Вон объединил усилия с Томми Шенноном на басу и Крисом Лейтоном на барабанах в составе группы Double Trouble в 1978 году и сделал её частью музыкальной сцены Остина; вскоре группа стала одним из самых популярных коллективов в Техасе. Он выступал на джазовом фестивале в Монтре в 1982 году, где Дэвид Боуи увидел его игру. Боуи связался с ним для студийного концерта, в результате которого Вон сыграл блюзовую гитару на альбоме Let's Dance (1983), прежде чем его обнаружил Джон Хэммонд, который заинтересовал крупный лейбл Epic Records в подписании контракта с Воном и его группой. В течение нескольких месяцев они добились массового успеха благодаря дебютному альбому Texas Flood, получившему признание критиков. Благодаря серии успешных выступлений на сетевом телевидении и обширным концертным турам Вон стал ведущей фигурой в возрождении блюза 1980-х годов. Играя на гитаре за спиной или перебирая струны зубами, как это делал Джими Хендрикс, он снискал известность в Европе, что позже привело к прорывам таких гитаристов, как Роберт Крей, Джефф Хили, Роббен Форд и Уолтер Траут, среди прочих.
Большую часть своей жизни Вон страдал от алкоголизма и наркомании. Он также боролся с личным и профессиональным давлением славы и своего брака с Ленорой "Ленни" Бейли. Он успешно завершил реабилитацию и снова начал гастролировать с Double Trouble в ноябре 1986 года. Его четвертый и последний студийный альбом In Step достиг 33-го места в Соединенных Штатах в 1989 году; это был один из самых критичных и коммерчески успешных релизов Вона и включал его единственный хит номер один "Crossfire". Он стал одним из самых востребованных блюзовых исполнителей в мире и был хедлайнером Мэдисон-сквер-Гарден в 1989 году и музыкального фестиваля на Бил-стрит в 1990 году.
27 августа 1990 года Вон и еще четверо человек погибли в результате крушения вертолета в Ист-Трое, штат Висконсин, после выступления с Double Trouble в музыкальном театре Альпийской долины. Расследование пришло к выводу, что причиной аварии стала ошибка пилота, и семья Вона позже подала иск о причинении смерти по неосторожности против Omniflight Helicopters, который был урегулирован во внесудебном порядке. Музыка Вона продолжала добиваться коммерческого успеха благодаря нескольким посмертным релизам, и только в Соединенных Штатах было продано более 15 миллионов альбомов. В 2003 году Дэвид Фрике из Rolling Stone назвал его седьмым величайшим гитаристом всех времен. Вон был посмертно введен в Зал славы рок-н-ролла в 2015 году вместе с коллегами по группе Double Trouble Крисом Лейтоном, Томми Шенноном и Ризом Уайнансом.
...Дедушка Вона, Томас Ли Вон, женился на Лоре Белль Ларю и
переехал в округ Рокуолл, штат Техас, где они жили за счет долевого
участия.
Отец Стиви, Джимми Ли Вон, родился 6 сентября 1921 года.
Джимми Вон, также известный как Джим или Большой Джим, бросил школу
в возрасте шестнадцати лет и завербовался в Военно-морской флот США
во время Второй мировой войны. После увольнения из армии он женился
на Марте Джин (урожденной Кук; 1928-2009) 13 января 1950 года. В
1951 году у них родился сын Джимми. Стиви родился в Методистской
больнице 3 октября 1954 года в Далласе. Большой Джим устроился на
работу асбестовщиком. Семья часто переезжала и жила в других
штатах, таких как Арканзас, Луизиана, Миссисипи и Оклахома, прежде
чем в конечном счете переехать в район Оук-Клифф в Далласе.
Застенчивый и неуверенный в себе мальчик, Вон был глубоко тронут
своими детскими переживаниями. Его отец боролся со злоупотреблением
алкоголем и часто терроризировал свою семью и друзей своим плохим
характером. Позже Вон вспоминал, что стал жертвой насилия со
стороны своего отца. Его отец умер 27 августа 1986 года, ровно за
четыре года до самого Вона.
В начале 1960-х годов восхищение Вона своим братом Джимми привело к тому, что он попробовал различные инструменты, такие как барабаны и саксофон. В 1961 году, на свой седьмой день рождения, Вон получил свою первую гитару, игрушечную гитару от Sears с западным звучанием. Учась на слух, он усердно занимался, подпевая песням the Nightcaps, в частности "Wine, Wine, Wine" и "Thunderbird". Он слушал блюзовых исполнителей, таких как Альберт Кинг, Отис Раш и Мадди Уотерс, а также рок-гитаристов, включая Джими Хендрикса и Лонни Мака, а также джазовые гитаристы, включая Кенни Баррелла. В 1963 году он получил свою первую электрогитару, Gibson ES-125T, в качестве подарка от Джимми.
Вскоре после того, как он заимел электрогитару, Вон присоединился к своей первой группе Chantones в 1965 году. Их первое выступление состоялось на конкурсе талантов, проходившем в далласском Hill Theatre, но, поняв, что они не могут исполнить песню Джимми Рида полностью, Вон покинул группу и присоединился к Brooklyn Underground, профессионально играющей в местных барах и клубах.Он получил радиоприемник Джимми Fender, который позже обменял на Epiphone Riviera. Когда Джимми ушел из дома в возрасте шестнадцати лет, одержимость Вона гитарой вызвала отсутствие поддержки со стороны его родителей. Чувствуя себя несчастным дома, он устроился на работу в местный киоск по продаже гамбургеров, где мыл посуду и выбрасывал мусор за семьдесят центов в час. После падения в бочку с жиром он устал от этой работы и уволился, чтобы посвятить свою жизнь музыкальной карьере.
В мае 1969 года, покинув Brooklyn Underground, Вон присоединился к группе под названием Southern Distributor. Он выучил песню Yardbirds "Jeff's Boogie" и исполнил ее на прослушивании в группе. Майк Стейнбах, барабанщик группы, прокомментировал это так: "Парню было четырнадцать. Мы прослушали его на "Jeff's Boogie", действительно быструю инструментальную гитару, и он сыграл ее нота в ноту". Хотя они играли каверы на поп-рок, Вон выразил свой интерес к включению блюзовых песен в репертуар группы; ему сказали, что он заработает на жизнь, играя блюзовую музыку, и его пути с группой разошлись. Позже в том же году басист Томми Шеннон зашел в далласский клуб и услышал, как Вон играет на гитаре. Очарованный искусной игрой, которую он описал как "невероятную даже тогда", Шеннон одолжил бас-гитару, и они вдвоем сыграли джем. Через несколько лет они начали выступать вместе в группе под названием Krackerjack.
В феврале 1970 года Вон присоединился к группе под названием Liberation, которая состояла из девяти человек с секцией духовых инструментов. Проведя последний месяц, недолго играя на басу с Джимми в Texas Storm, он первоначально и проходил прослушивание в качестве басиста. Впечатленный игрой Вона на гитаре, Скотт Фарес, оригинальный гитарист группы, скромно стал басистом. В середине 1970 года они выступили в отеле Adolphus в центре Далласа, где ZZ Top попросили их выступить. Во время перерыва в Liberation Вон спел с ZZ Top песню Nightcaps "Thunderbird". Позже Фарес описал это представление так: "Они снесли дом. Это было потрясающе. Это был один из тех волшебных вечеров. Стиви сидел как перчатка на руке".
Стиви посещал среднюю школу Джастина Ф. Кимбалла в начале 1970-х годов, ночные шоу Вона приводили к тому, что он пренебрегал учебой, включая теорию музыки; он часто засыпал во время занятий. Его стремление к музыкальной карьере не одобрялось многими школьными администраторами, но многие люди, включая его учителя рисования, также поощряли его стремиться к карьере в искусстве. На втором курсе он посещал вечерние занятия по экспериментальному искусству в Южном Методистском университете, но ушел, когда это вступило в противоречие с репетициями. Позже Вон говорил о своей неприязни к школе и вспоминал, что ежедневно получал от директора записки о его уходе.
В сентябре 1970 года Вон сделал свои первые студийные записи с группой Cast of Thousands, в которую входил будущий актер Стивен Тоболовски. Они записали две песни, "Red, White and Blue" и "I Heard a Voice Last Night", для сборника A New Hi, в котором приняли участие различные подростковые группы из Далласа. В конце января 1971 года, чувствуя себя ограниченным исполнением поп-хитов с Liberation, Вон сформировал свою собственную группу Blackbird. Устав от музыкальной сцены Далласа, он бросил школу и переехал с группой в Остин, штат Техас, где была более либеральная и терпимая аудитория. Там Вон первоначально поселился в клубе Rolling Hills, местном блюзовом заведении, которое позже стало салуном Soap Creek. Blackbird играл в нескольких клубах Остина и открывал концерты для таких групп, как Sugarloaf, Wishbone Ash и Zephyr, но не смог сохранить постоянный состав. В начале декабря 1972 года Вон покинул Blackbird и присоединился к Krackerjack; он выступал с ними менее трех месяцев.
В марте 1973 года Вон присоединился к группе Марка Бенно Nightcrawlers, познакомившись с Бенно на джем-сейшне много лет назад. В группе был вокалист Дойл Брэмхолл, который познакомился с Воном, когда ему было двенадцать лет. В следующем месяце Nightcrawlers записали альбом в студии Sunset Sound Recorders в Голливуде для A&M Records. Несмотря на то, что альбом был отклонен A&M, в него вошли первые попытки Вона — песни "Dirty Pool" и "Crawlin'". Вскоре после этого он и Nightcrawlers вернулись в Остин без Бенно. В середине 1973 года они подписали контракт с Биллом Хэмом, менеджером ZZ Top, и отыграли различные концерты по всему югу Соединенных Штатов, хотя многие из них были неудачными. Хэм оставил группу застрявшей в Миссисипи без какой-либо возможности вернуться домой и потребовал от Вона возмещения расходов на оборудование; Хэму так и не было возмещено.
В 1975 году Вон присоединился к группе из шести человек под названием Paul Ray and the Cobras, в которую входили гитарист Денни Фримен и саксофонист Джо Саблетт. В течение следующих двух с половиной лет он зарабатывал на жизнь еженедельными выступлениями в популярном заведении города Soap Creek Saloon и в конечном счете, там открылся ресторан Antone's, широко известный как "дом блюза" в Остине. В конце 1976 года Вон записал с ними сингл "Other Days" на стороне "А" и "Texas Clover" на стороне "Б", играя на гитаре в обоих треках. Сингл был выпущен 7 февраля 1977 года. В марте читатели Austin Sun признали их группой года. В дополнение к игре с Cobras, Вон джемовал со многими из тех, кто повлиял на него в Antone's, включая Бадди Гая, Хьюберта Самлина, Джимми Роджерса, Лайтнина Хопкинса и Альберта Кинга.
Вон гастролировал с Cobras большую часть 1977 года, но ближе к концу сентября, когда они решили стремиться к мейнстримному музыкальному направлению, он покинул группу и сформировал Triple Threat Revue, в которую вошли певица Лу Энн Бартон, басист У.С. Кларк и барабанщик Фредди "Фараон" Уолден. В январе 1978 года они записали четыре песни в Остине, включая композицию Вона "I'm Cryin'". Тридцатиминутная аудиозапись является единственной известной студийной записью группы.
В середине мая 1978 года Кларк ушел, чтобы создать свою собственную группу, а Вон переименовал группу в Double Trouble, взяв название из песни Отиса Раша. После найма басиста Джеки Ньюхауса Уолден уволился в июле и был ненадолго заменен Джеком Муром, который переехал в Техас из Бостона; он выступал с группой около двух месяцев. Затем Вон начал искать барабанщика, и вскоре после этого он познакомился с Крисом Лейтоном через Саблетта, который был его соседом по комнате. Лейтона, который недавно расстался с Greezy Wheels, Вон научил играть ритм. Когда Вон предложил Лейтону эту должность, он согласился. В начале июля Вон подружился с Ленорой Бейли, известной как "Ленни", которая стала его девушкой и, в конечном счете, женой. Брак продлился шесть с половиной лет.
В начале октября 1978 года Stevie Ray Vaughan and Double Trouble обеспесили себе место жительства, выступая в одном из самых популярных ночных заведений Остина, Rome Inn. Во время выступления Эди Джонсон, бухгалтер Manor Downs, заметил Вона. Он вспоминал: "Я не специалист в музыке — это все, что меня заводило, — но это заводило". Он порекомендовал его владельцам Manor Downs и генеральному менеджеру Чесли Милликину, которые интересовались управлением артистами и увидели музыкальный потенциал Вона. После того, как Бартон уволился из Double Trouble в середине ноября 1979 года, Милликин подписал с Воном контракт на управление. Вон также нанял Роберта "Каттера" Бранденбурга в качестве дорожного менеджера, с которым он познакомился в 1969 году. Обращаясь к нему как "Стиви Рэй", Бранденбург убедил Вона использовать его второе имя на сцене.
В октябре 1980 года басист Томми Шеннон посетил выступление Double Trouble в рокфеллеровском клубе в Хьюстоне. Шеннон, который в то время играл с Аланом Хейнсом, принял участие в джем-сейшне с Воном и Лейтоном в середине их сета. Шеннон позже прокомментировала: "Я спустился туда в ту ночь, и я никогда этого не забуду: когда я вошел в дверь и услышал, как они играют, это было похоже на откровение. "Вот где я хочу быть, вот где мое место, прямо там". Во время перерыва я подошел к Стиви и сказал ему об этом. Я не пытался улизнуть и скрыть это от басиста [Джеки Ньюхауса] — я не знал, слушает он меня или нет. Я просто действительно хотел быть в этой группе. Я присутствовал в тот вечер, и это звучало великолепно". Почти три месяца спустя, когда Вон предложил Шеннону эту должность, он с готовностью согласился.
5 декабря 1979 года, когда Вон находился в гримерке перед выступлением в Хьюстоне, офицер полиции арестовал его после того, как стал свидетелем того, как он употреблял кокаин возле открытого окна. Ему было официально предъявлено обвинение в хранении кокаина, и впоследствии он был освобожден под залог в размере 1000 долларов. "Double Trouble" была вступительной песней Мадди Уотерса, который сказал о злоупотреблении Воном психоактивными веществами: "Стиви, возможно, мог бы стать величайшим гитаристом, который когда-либо жил, но он не доживет до 40 лет, если не оставит в покое этот белый порошок". В следующем году, он должен был вернуться 16 января и 29 февраля для явки в суд.
Во время последнего судебного заседания 17 апреля 1980 года Вон был приговорен к двум годам условно и ему было запрещено покидать Техас. Наряду с условием прохождения лечения от злоупотребления наркотиками, от него требовалось "избегать лиц или мест с заведомо сомнительной репутацией или вредных привычек"; он отказался выполнять оба этих приказа. После того, как был нанят адвокат, его сотрудник службы пробации пересмотрел приговор, чтобы разрешить ему работать за пределами штата.
Несмотря на популярность в Техасе в то время, Double Trouble не удалось привлечь внимание всей страны. Известность группы улучшилась, когда музыкальный продюсер Джерри Векслер порекомендовал их Клоду Нобсу, организатору джазового фестиваля в Монтре. Он настаивал на том, что блюзовый вечер фестиваля был бы великолепен с Воном, которого он назвал "драгоценностью, одной из тех редкостей, которые встречаются раз в жизни", и Нобс согласился записать Double Trouble 17 июля 1982 года.
Вон открыл выступление попурри-аранжировкой песни Фредди Кинга "Hide Away" и своей собственной быстрой инструментальной композицией "Rude Mood". Double Trouble исполнили "Texas Flood" Ларри Дэвиса, "Give Me Back My Wig" Хаунд Дога Тейлора и "Collins Shuffle" Альберта Коллинза, а также три оригинальные композиции: "Pride and Joy", "Love Strike Baby" и "Dirty Pool". Выступление закончилось одобрительными возгласами зрителей. Джеймс Макбрайд из People написал: Казалось, он появился из ниоткуда, фигура типа Зорро в шляпе речного игрока, с ревом ворвавшийся на фестиваль в Монтре в 82-м году со Стратокастером 59-го года на бедре и двумя огнеметными помощниками, которых он называл Double Trouble. У него не было ни альбома, ни контракта на запись, ни имени, но он превратил сцену в груду дымящегося пепла, и после этого все хотели знать, кто он такой.
По словам роуд-менеджера Дона Оппермана: "Насколько я помню, Стиви был сильно разочарован. Стиви отдал мне свою гитару и ушел со сцены, а я такой: "Ты вернешься?" Там сзади был дверной проем; зрители не могли видеть парней, но я мог. Он вернулся в раздевалку, обхватив голову руками. В конце концов я вернулся туда, и это был конец шоу". По словам Вона: "Это была не вся толпа [которая освистывала]. Это было всего лишь несколько человек, сидевших прямо впереди. Помещение там было построено для акустического джаза. Когда пять или шесть человек освистывают тебя, ух ты, это звучит так, будто весь мир тебя ненавидит. Они думали, что мы слишком громкие, но, черт возьми, у меня на усилителе было четыре армейских одеяла, и уровень громкости был на 2. Я привык играть на 10!" Спектакль был снят на пленку и позже выпущен на DVD в сентябре 2004 года.
На следующий вечер в лаундже казино Монтре был представлен "Double Trouble" с участием Джексона Брауна. Браун выступал с Double Trouble до раннего утра и предложил им бесплатно воспользоваться своей личной студией звукозаписи в центре Лос-Анджелеса. В конце ноября группа приняла его предложение и записала десять песен за два дня. Пока они были в студии, Вону позвонил Дэвид Боуи, который встретился с ним после выступления в Монтре, и пригласил его принять участие в записи его следующего студийного альбома Let's Dance. В январе 1983 года Вон записал гитару для шести из восьми песен альбома, включая заглавный трек и "China Girl". Альбом был выпущен 14 апреля 1983 года и разошелся тиражом более чем в три раза больше копий, чем предыдущий альбом Боуи.
В середине марта 1983 года Грегг Геллер, вице-президент по A&R в Epic Records, подписал контракт с лейблом Double Trouble по рекомендации звукозаписывающего продюсера Джона Хэммонда. Вскоре после этого Epic профинансировала музыкальное видео на песню "Love Strike Baby", которое было снято в Cherry Tavern в Нью-Йорке. Вон вспоминал: "Мы изменили название места в видео. Четыре года назад я женился в клубе, где мы раньше постоянно играли, который назывался "Rome Inn". Когда они закрыли его, владелец дал мне табличку, так что в видео мы повесили ее позади меня на сцене".
После успеха Let's Dance Боуи пригласил Вона в качестве приглашенного инструменталиста для предстоящего тура Serious Moonlight, понимая, что он является важным аспектом ошеломляющего успеха альбома. В конце апреля Вон приступил к репетициям перед туром в Лас-Колинасе, штат Техас. Когда переговоры о пересмотре контракта в отношении гонорара за его выступление провалились, Вон отказался от тура за несколько дней до даты его открытия, и его заменил Эрл Слик. Вон прокомментировал: "Я не мог сосредоточить все внимание на чем-то, что меня на самом деле не очень волновало. Это было довольно рискованно, но мне действительно не нужны были все эти головные боли". Хотя факторы, способствующие этому, широко оспаривались, вскоре Вон получил широкую известность именно за то, что покинул тур.
9 мая группа выступила в The Bottom Line в Нью-Йорке, где они открылись с участием Брайана Адамса, в присутствии Хэммонда, Мика Джаггера, Джона Макинроя, Рика Нильсена, Билли Гиббонса и Джонни Уинтера. Бранденбург описал выступление как "безбожное": "Я думаю, Стиви играл каждый удар так громко, так сильно и с такой интенсивностью, как я когда-либо его слышал". Выступление принесло Вону положительный отзыв, опубликованный в New York Post, утверждающий, что Double Trouble превзошли Адамса. "К счастью, Брайан Адамс, канадский рокер, который собирает стадионы, записывается на Journey, не слишком часто появляется в заголовках", - написал Мартин Портер, который утверждал, что после выступления группы сцена была "превращена в пепел благодаря самому взрывоопасному оригинальному шоу, которое когда-либо украшало нью-йоркскую сцену".
Осуществив запись в студии Брауна, Double Trouble приступили к сборке материала для полноформатного альбома. Альбом Texas Flood открывается треком "Love Striked Baby", который был написан для Ленни в их лучшие дни. Он сочинил "Pride and Joy" и "I'm Cryin" для одной из своих бывших подруг, Линди Бетел. Хотя обе они музыкально похожи, их тексты представляют собой две разные точки зрения на отношения. Наряду с каверами на песни Howlin' Wolf, Isley Brothers и Buddy Guy, в альбом вошла кавер-версия Вона на песню Ларри Дэвиса "Texas Flood", с которой он стал прочно ассоциироваться. "Lenny" послужила данью уважения его жене, которую он сочинил в конце их отношений.

Обложку "Texas Flood" нарисовал иллюстратор Брэд Холланд, известный своими работами для Playboy и New York Times. Первоначально предполагалось, что Вон будет сидеть на лошади, но Холланд нарисовал его, прислонившегося к стене с гитарой. Выпущенный 13 июня 1983 года, Texas Flood достиг 38-го места и в конечном счете разошелся тиражом в полмиллиона копий. В то время как редактор Rolling Stone Курт Лодер утверждал, что Вон не обладал характерным голосом, по словам старшего редактора AllMusic Стивена Томаса Эрлевайна, релиз произвел "монументальное впечатление". Billboard описал это как "восторг любителей гитарного буги-вуги". Агент Алекс Ходжес прокомментировал: "Никто не знал, насколько громким будет этот альбом, потому что гитаристы не обязательно были в моде, за исключением некоторых, которые были настолько известны, что их нельзя было отрицать... он был одним из немногих артистов, которые окупались на каждой пластинке за короткий промежуток времени".
16 июня Вон дал выступление в ночном клубе Tango в Далласе, посвященное выходу альбома. На выступлении присутствовали различные важные персоны, в том числе Тед Ньюджент, Сэмми Хагар и участники The Kinks и Uriah Heep. Джек Чейз, вице-президент Epic по маркетингу, вспоминал: "Вечеринка в честь выхода в свет в Tango была очень важной; она была абсолютно грандиозной. Приехали все руководители радиостанций, ди-джеи, программные директора, все владельцы розничных музыкальных магазинов и важные менеджеры, пресса, все руководители из Нью-Йорка — около семисот человек". The Dallas Morning News рассмотрели выступление, начав с риторического вопроса: "Что, если бы Стиви Рэй Вон устроил вечеринку по случаю выхода альбома и все пришли? Это случилось в четверг вечером в "Танго". ... Адреналин, должно быть, бурлил в жилах музыкантов, когда они выступали с редким изяществом и мастерством".
После непродолжительного турне по Европе Ходжес организовал ангажемент для Double Trouble в качестве разогревающей группы The Moody Blues во время двухмесячного турне по Северной Америке. Ходжес заявил, что многим людям не понравилась идея открытия Double Trouble для Moody Blues, но утверждал, что общей чертой обеих групп был "альбомно-ориентированный рок". Томми Шеннон описал тур как "великолепный": "Наш альбом еще не стал настолько успешным, но мы играли перед залами, полными людей. Мы просто вышли и поиграли, и это подошло как нельзя лучше. Звук разнесся по этим большим колизеям подобно чудовищу. Люди сходили с ума, и они понятия не имели, кто мы такие!" После появления в телесериале Austin City Limits группа отыграла аншлаговый концерт в нью-йоркском Beacon Theatre. Variety писало, что их девяностоминутный сет в Beacon "не оставил сомнений в том, что этот молодой техасский музыкант действительно является "гитарным героем нынешней эпохи"".