­
­
рейтинг блогов

Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.

топ 100 блогов maximus10108.01.2023 Период поздней античности в музее Шанлыурфы представлен на удивление очень незначительной коллекцией артефактов. Здесь еще нужно учитывать, что собрание Урфы пополнялось предметами не только из самой Эдессы, но и со всей округи, а главное, из древнего Харрана. Удивительно, что два древнейших мировых центра культуры - Харран и Эдесса дали всего несколько десятков артефактов (меньше коллекция только в Диярбакыре, там почти вообще ничего, кроме неолита).
Роскошными коллекциями в музеях юго-востока Турции представлен только неолит. Видимо, именно на него, плюс бронзовый век, направлены все старания турецких археологов. Исключение здесь - большие собрания мозаик познеримского времени, но их как правило добывали при очень интенсивных и целенаправленных раскопках древних городов, уходивших под воду при строительстве плотин (например, Зевгмы).

При этом в музее есть и шедевры. Например, барельеф ниже с ворот средневекового Харрана. Это наверное самый древний в мире мифический сюжет - "Господин зверей", он известен еще со времен Гебекли-тепе и докерамического неолита. В ветхозаветные времена этот сюжет получил раскрытие в образе святого Даниила во рву со львами.
Сам здешний рельеф на музейной табличке уклончиво датируется исламским временем. Я бы предположил, что этот человек в двумя львами был создан во времена тюркской династии Артукидов (12 век), правившей в этих краях. Они любили подобные сюжеты.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.


К сожалению, рельеф сильно поврежден, поэтому о детализации судить сложно. В сущности, неизвестна даже половая принадлежность героя, ведь "госпожа зверей" была не менее популярна. Тем более если рельеф связан с тюркской династией - для тюрок связь животных с их богиней Умай была бы более уместна. Человек сидит по-турецки, что у него на голове не очень ясно, возможно, что это волосы заплетенные в косы. Как ни странно, но я нашел этому харранскому персонажу сходную позднеримскую аналогию из музея Коньи.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_9250.JPG

Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.

Колонны из Эдессы. К сожалению, ни один архитектурный элемент в музее не имеет точной локализации. Везде написано - Шанлыурфа, центральная часть.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.

Ниже, интереснейший архитектурный элемент с христианской символикой. Мы видим крест на голове льва и двух рыбок. При этом абсолютно вся символика здесь связана с культом древнейшей Богини Матери. Лев - символ Кибелы и Иштар, сама ниша (наиск) символизировала Кибелу даже отдельно от ее статуи. Рыбы - символ богини Атаргатис, особенно в контексте древней Эдессы с ее священными бассейнами с рыбами, посвященными Атаргатис. И сам крест символ Богини Матери еще с неолита. Впоследствии, символика льва стала важнейшей в образе главного шиитского святого - Али ибн Абу Талиба, которого звали Асадулла «Лев Аллаха».
Льва здесь использовали как фонтан для подачи воды, правда неизвестно с какого времени.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4057.JPG

Богиня Ника, Вираншехир, первые века н.э.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. imgonline-com-ua-2to1-vGBvUU8Dl1gR.jpg

Плохая сохранность многих статуй в музее говорит о том, что почти все они долго находились в открытом доступе. Как правило, статуи выкопанные из земли имеют лучшую сохранность. Видимо раскопки в Урфе почти не велись, и почти все здешние статуи это случайные находки. Хотя, последнее время в Урфе стали активно исследоваться многочисленные некрополи города. Но результаты этих исследований пока не дошли до музейной экспозиции. За исключением некоторых объектов.

Ниже, две статуи из гробницы некрополя Кызылкоюн. Они относятся ко временам династии Абгаридов в Осроене. Эта династия правила в Эдессе в 132 г. до н. э. — 242 г. н. э. Абгариды были этническими арабами, но испытали на себе сильное парфянское влияние. Статуи воинов из гробницы № 51 одеты в парфянские одежды и имеют характерные кочевнические пояса. Изображать умерших предков фронтально и в полный рост - характерная парфянская черта.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. imgonline-com-ua-2to1-EZJ5FLSryDcn.jpg

Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4037.JPG

Гипсовые модели "парфянских" воинов при входе в склеп гробницы № 51 некрополя Кызылкоюн. Именно здесь их и обнаружили.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4282.JPG

Из центра Шанлыурфы происходят несколько каменных блоков со скульптурными украшениями римского времени. Где их нашли конкретно мне неизвестно.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4021.JPG

Тритон и наверно Психея на каменных блоках из центра Шанлыурфы, римское время.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.

Еще одна погребальная статуя воина времен Осроены. Облик воина можно охарактеризовать как римско-парфянский.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. imgonline-com-ua-2to1-mlnWsopBVR0lFX.jpg

Слева, воин с характерной для парфян гривой волос, на шее у него украшение похожее на гривну.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. imgonline-com-ua-2to1-h5I8XppJnKIyKfE.jpg

Детали парфянского одеяния погребальной статуи.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. imgonline-com-ua-2to1-pVj6na9pSRYdqv4u.jpg

Погребальная стела братьев, север Шанлыурфы.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4092.JPG

Типичный портрет парфянина. Но в римское время мода на пышные прически и усы с бородой распространилась по всей империи.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4071.JPG

Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4069.JPG

Ниже, женский погребальный портрет времен Осроены с надписью на сирийском языке. Этот женский портрет по сути единственный в музее, больше женских портретов нет. И этот как видно сильно поскребли. При этом нужно помнить, что в Эдессе проживало население схожее с пальмирским. Элита была преимущественно арабо-арамейской как и в Пальмире. Понятие "пальмирский погребальный портрет" хорошо известно, ибо эти портреты есть почти во всех музеях мира. Но из Эдессы, получается, мы имеем всего один подобный портрет. Удивительно. Хотя мозаичные портреты из Эдессы известны хорошо.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4078.JPG

Керамические статуэтки богинь из Эдессы римского времени.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4028.JPG

Терракотовые гробы-оссуарии римского времени.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4023.JPG

Средневековые кресты из Урфы.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4090.JPG

Купель для крещения из Харрана византийского времени.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4094.JPG

Колона мечети из Харрана. Эта мечеть была построена омейядским халифом Марваном II в 744–750 годах, когда город стал столицей Халифата.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4100.JPG

Архитектурные фрагменты мечети Харрана, 8 век.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века. IMG_4107.JPG

Два поздних туркменских или курдских надгробия в виде каменных баранов из окрестностей Шанлыурфы.
Музей Шанлыурфы. Поздняя античность и средние века.

Читайте также:
Турецкие провинциальные музеи. Как они выглядят?
Пещера Авраама, Святая София и могила апостола Фомы - история культовых мест Эдессы
Водный мир Эдессы. Священные пруды Авраама
Византийские мозаики Эдессы в музее Шанлыурфы

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Оказывается, подготовку наших спортсменов к Ванкуверу-2010 курировал ...
Днесь у жены списали с зарплаты энную сумму. По кагбэ исполнительному производству. В приложении банка в телефоне указан номер данного исполнительного производства. Но производство давно закрыто. По причине исполнения. Ладно, пошли в банк. Узнать кто взыскатель. Узнали. Охуеть. Не ...
После того, как дорогие френды так трудно и мучительно разгадывали тайну польской народной иконыкартины про элементарное обручение Марии с Иосифом, я прямо боюсь когтеточки вешать. Особенно такие трудные, как эта. Опять всем наверняка известный сюжет. Ну уж по крайней мере с ...
Российские военные нанесли удар по центральной площади Харькова. Ракета упала прямо возле здания Областной государственной администрации, расположенной на площади Свободы Площадь Свободы в Харькове, одна из крупнейших площадей в Европе, она в 5 раз крупнее Красной площади в Москве ...
sukan13: "Кирилл лжец, это является фактом. Нужно не его защищать, а Бога, которого он оскорбил своей ложью. Сегодня Улицкая на Дожде вспомнила ту историю, когда турецкий террорист Агджа совершил покушение на Главу Римской Католической церкви. Иоанан ...