Музей семьи Рерихов
liubov_zla — 18.01.2024Вчера сходили с мужем в музей семьи Рерихов, расположенный в центральной части Васильевского острова, на углу 18 линии и набережной лейтенанта Шмидта. Поводом для посещения музея стала выставка Щекотихиной-Потоцкой, которая работает в музее последние дни. Фотографии с выставки должны быть в самом конце поста, их сложно перепутать с фотографиями основной экспозиции.
Из-за работы мы несколько раз не доходили до музея и в итоге собрались идти именно в среду вечером, так как каждую среду в музее проходит обзорная экскурсия, входящая в обычную стоимость билета. Надо сказать, что мне экскурсия понравилась. Я в музее второй раз, а в первое своё посещение я к данному музею отнеслась куда более скептически, чем сейчас.
Дело в том, что музей Рерихов - один из самых молодых в Петербурге. Он был создан уже в 2000-е годы на базе коллекции семьи Митусовых, состоящей с Рерихами в близком родстве и тесной дружбе (на которую внезапно не повлияли ни время, ни расстояния, ни всевозможные перемены власти).
Но вот выбор здания для музея не то, чтобы вызывает вопросы, но и особо не радует. Именно с этим выбором и связано моё прошлое скептическое отношение.
В этом доме Рерихи никогда не жили. Но часто бывали. Сам Николай Константинович родился на Васильевском острове. На острове же учился. Одновременно в двух ВУЗах: на юрфаке СПбГУ и на факультете живописи Академии Художеств. А домом, в котором теперь расположен музей, владела семья художника, мецената и деятеля культуры вообще Михаила Петровича Боткина, брата врача Боткина. Он возглавлял музей при Императорском Обществе поощрения Художеств, одним из преподавателей и активных деятелей которого стал Николай Константинович Рерих.
Дом Боткина был отделан хозяином в модном в начале ХХ века псевдорусском стиле. От интерьеров осталось мало что: прежде всего это шикарная деревянная отделка дверей, лестниц и зеркал. А так же несколько печей и каминов. В экскурсии нам было сказано, что, не смотря на то, что Боткин и Рерихом были приятели, М.П. Боткин очень скептически относился к новомодным тогда веяниям в искусстве. В частности, к стилю модерн, кругу Мира искусства и т.д.
Правда сам он, в отличие от Рериха, был художником третьего ряда о чём сам прекрасно знал и поэтому предпочитал быть скорее чиновником от искусства, чем собственно художником.
Лектор нам рассказывала в первую очередь о семье Рериха, о его жизни. Это и логично: Рерих был одной из самых крупных фигур в мировом искусстве ХХ века. Попав в струю развития русского стиля, взяв всё лучше у своего учителя Куинджи, он смог создать свою самобытную творческую манеру.
Он внёс большой вклад в развитие отечественной археологи, вервык в мире разработал систему охраны памятников истории и культуры. Это всё я знала и ранее.
Но вот на что обратила внимание музейная девушка - а тут хочется отметить, что с экскурсоводом нам повезло - так на влияние Рериха на американскую живопись, в частности на Роккуэла Кента.
Да, можно говорить, что здание выбрано не совсем удачно - оно не принадлежало Рерихам. В советское и современное время оно не входило в состав худфонда и ради создания музея пришлось подвинуть районный суд. Зато, дом имеет отношение к эпохе. И на этом фоне можно говорить о культуре России, о художниках второго ряда, о том как было устроено художественное образование в царской России.
И да, конечно. Можно говорить об Изваре, как собственном доме Рерихов. Но, туда ехать.. . А тут почти центр города. А когда рядом откроют метро Горный, так совсем просто станет.
По понятным причинам свои коллекции у музея не очень большие. Но они активно сотрудничают с другими музеями страны.
Так что, мои одомбрям-с и всяческие рекомендации.
|
</> |