Музей Курортной моды в Зеленоградске
nash_dvor — 18.10.2022
Помните, я прошлой весной рассказывала, что в Зеленоградске
открылся Музей Курортной моды?
Открылся первый в России Музей курортной моды
К сожалению, фотографий интерьера в то время никаких не было, кроме
фотографий с установки некоторых инсталяций. Так вот этот музей
стал одним из архитектурно-реставрационных достижений России этого
года, в связи с чем был сделан очень хороший репортаж, которым я
поделюсь.
Зеленоградск в Калининградской области в бытность свою частью
Пруссии носил название Кранц, имел гордый титул Королевского
курорта и вид имел хоть камерный, но самый светский. От этой
атмосферы осталось не так много, но все же целые улочки в
историческом центре напоминают о прошлом, неспешных променадах
нарядной публики, дамах в шляпках и с парасолями и очаровании
старого города. Одна из этих улиц сегодня носит название Курортный
проспект. И приятно, что именно здесь, в бывшем Кранце, на уютной
улице, украшенной историческими домами и старинным Курхаусом,
появился Музей курортной моды, в основу которого легла личная
коллекция историка моды Александра Васильева, который, к слову,
очень любит Зеленоградск и проводит в нем много времени.
Расположился музей, впрочем, не в немецкой постройке, а в
здании бывшего кинотеатра "Янтарь", построенном в 1967-м году по
типовому модернистскому проекту, многократно повторявшемуся в
небольших городках Союза: кирпичный корпус самого кинотеатра
дополняет белоснежная входная группа с лихого вида овальным
козырьком, нависающем смелой консолью.
После строительства он смотрелся по курортному свежо и романтично,
а навес придавал ему футуристичный характер, но уже в постсоветское
время здание утратило этот легкий образ и обаяние: в нем
разместилась спортшкола, белоснежный вход покрасили цветной
масляной краской, а козырек получил дополнительные опоры, видимо
"от греха подальше". В 2010-х спортивная школа закрылась, а бывший
"Янтарь" превратился в бестолковый вещевой рынок с запущенным
фасадом, откровенно портящим переживающий возрождение Курортный
проспект.

В 2020 году строение было выкуплено частным инвестором,
взявшимся перестроить его под Музей Курортной моды, который вместил
бы замечательную коллекцию Александра Васильева, и пригласил для
этого московскую студию BURO и архитектора Дарью Басанец. "Мы
приехали осматривать объект под снос с кипой эскизов совершенно
нового здания. Бывший кинотеатр был совсем плох: старые
коммуникации, частично сгнивший пол и лаги, отваливающиеся куски
штукатурки, искорёженные временем ступени входа, - рассказывает
Дарья. – Но увидев прекрасный козырек в стиле космического
футуризма 1960-х годов, мы сходу поменяли концепцию: это здание
нужно было не сносить, а восстанавливать".

Входной группе вернулся белоснежный вид, так удачно
перекликающийся с темой музея и курортным настроением самого
городка. Силуэт овального козырька был восстановлен, хотя
дополнительные опоры все же остались и смотрятся на удивление
удачно: словно колоннада, неотъемлемая часть любого традиционного
музея. Напротив входа встречает рецепция, где можно купить билеты и
взять аудио-гид, в котором Александр Васильев лично, своим
"фирменным" неспешным и кокетливым тоном рассказывает о коллекции и
смене модных тенденций.
Справа – сувенирная лавка, слева кафе, с чуть ироничным
ретро-налетом: здесь и старомодные конусы под соки и сиропы, и чай
в фарфоровой посуде советского общепита.

В этой части сохранился оригинальный пол тераццо 1960-х годов –
неброская, но очень настроенческая деталь.

Экспозиция разместилась в основном объеме здания, который был
сперва кинотеатром, потом спортзалом. "Мы сохранили практически
все, что было возможно: законсервировали существующие деревянные
полы, вскрыли обветшалый потолок, обнажив металлические балки", -
делится архитектор.
В результате пространство раскрылось, став достаточно просторным
для музея. От спортшколы на полу осталась характерная разметка, как
прекрасное и тонкое напоминание о прошлом здания.
Пол вообще выглядит замечательно: два слоя краски – желто-зеленый
внизу и протертый голубой сверху – придают пространству с одной
стороны историческую аутентичность, а с другой – такую игру цвета,
которую специально и не повторишь, не придумаешь.
Здесь видятся и деревянные мостки купален, и блеск солнца на воде,
и многочисленные годы спортивных мероприятий, которые этот зал
видел на протяжении своей долгой истории.

Основная часть коллекции размещена в стеклянных витринах по
периметру и по центру зала: манекены сперва в закрытых купальных
костюмах, затем все более вальяжных, в частности шелковых пижамах
ар деко и постепенно в привычных нам, но все равно безудержно
элегантных круизных коллекциях модных домов нашего времени.

Отдельные приподнятые на подиуме витрины занимают шляпки,
веера, булавки, солнечные очки – словом все то, что было необходимо
на курортах за последние полтора столетия. Все нужно осматривать
под неспешные истории Александра Васильева и музыкальный
аккомпанемент хитов курортов XX века.

А по центру висит большой экран, на котором крутятся отрывки из
культовых фильмов с фрагментами о курортной моде. "Брюки
превращаются… Брюки превращаются… в элегантные шорты".
Напротив расположен подиум для потенциальных показов мод:
небольшой, элегантный в окружении парящих "ныряющих" манекенов в
купальных костюмах. На фоне стилизованного под советскую эпоху
экспозиционного дизайна всего музея (витрины, манекены, уютное
бормотание аудиогида-Васильева) – это самая броская и нарядная
часть. Привет из нашего динамичного настоящего: когда купальный
костюм перестал быть сложным и многослойным, а отдых на море чаще
включает активный спорт, чем изысканный флирт в плетенных купальных
кабинках.
Отсюда