
Музей истории железной дороги на вокзале Дербента

Сегодня отправляясь на электричке из Дербента в Самурский лес, мы неожиданно попали в музей истории железной дороги прямо в здании псевдорусского вокзала Дербента. Здание было построено в самом начале XX века при прокладке Петровско-Бакинской ветви Владикавказской железной дороги. Приятно было видеть такое красивое здание в немного тусклом, хоть и историческом городе Дербент.
Мы зашли в вокзал, чтобы пройти на платформу, прокатили мой рюкзак через ленту досмотра, и тут я увидела эту потрясающую винтовую лестницу. Начала крутиться, чтобы сфотографировать её, а охранники мне говорят: «Вы сюда заходите, бесплатно». У нас было меньше 10 минут, но мы прошмыгнули в указанную дверь.
И я застыла, глядя на красочную лепнину и старинную люстру. Никак не ожидала такого. Это и был один из двух залов Музея истории железной дороги, открытого тут в 2017 году.
Богдан сразу залез на дрезину, а я стала рассматривать макеты поездов, вспоминая шикарный музей таких макетов в Питере, созданный ещё при Александре I. К нам вышел смотритель, включил свет (который окрасил всё невыгодным жёлтым цветом), пытался что-то рассказать, но времени было совсем в обрез. Например, показал паровоз, который ребёнком смастерил один местный, а теперь он выучился на железнодорожное дело и работает уже в этой сфере. Или показал фотографию единственного в мире памятника железнодорожным рельсам где-то в дагестанских горах. Не смогла найти его в сети.
В основном зале было собрано (буквально напичкано) около 200 разных экспонатов, рассказывающих об истории становления железных дорог на юге России от 1898 года до сегодняшних дней. Мы завтра, кстати, предположительно будем ещё раз на станции. Если получится, зайдём и поглазеем дополнительно. Мы оба с Сыном любим паровозное дело.
Во втором крохотном зале оборудован тематический уголок, повествующий о работе начальника станции. Прототипом начальника послужил Иван Озолин со станции Астапово, тот, который разместил у себя в квартире Льва Толстого, которому стало худо по причине воспаления лёгких на пути следования из Козельска в Ростов-на-Дону. Там Толстой и скончался. Та станция и посёлок с тех пор называются Лев Толстой. Такие неожиданные истории всплыли по пути нашего следования в Самурский лиановый лес.
Смотритель этого крохотного, но наполненного музея ехал с нами в электричке. Подошёл и подарил газетку «Семафор» за декабрь 2021 года, которая с 2011 года издаётся энтузиастами «Комнаты трудовой и боевой славы Дербентского железнодорожного узла». На обратном пути я читала незамысловатые статейки и стихи в этой газетке. Есть нечто трепетное во всё этом.
Ещё по теме: Музей железных дорог России в Питере
|
</> |
