Музей истории железнодорожной техники в Москве
soviet_life — 04.08.2013 4 августа работники стальных магистралей отмечают свой профессиональный праздник - День железнодорожника. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I, который затеял строительство железных дорог в России. В советское время дата праздника, естественно, изменилась, труженики рельс и колёс теперь гуляют сразу после голубых беретов - в первое воскресенье августа (скромно, без купания в фонтанах). Пользуясь случаем, поздравляю всех железных дорожников (машинистов, проводников, шпалоукладчиков, билетных кассиров и даже контролёров) с праздником. За исключением персонажей, причастных к формированию тарифной политики РЖД. А для пассажиров сегодня виртуальная прогулка по Музею железнодорожной техники.Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги расположен под открытым небом на территории Рижского вокзала, в его экспозиции около 70 экспонатов: паровозы, электровозы, вагоны, специальная техника. Территория музея занимает площадь 1,5 гектара справа за зданием Рижского вокзала, на этих путях раньше был отстойник для багажных вагонов. Музей открылся для посетителей 31 июля 2004 года.
Режим работы: с 10 до 16 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника. Каждое воскресенье в 12:00 (по предварительному заказу также по средам, пятницам и субботам) проводится групповая экскурсия, самой зрелищной частью которой является паровозная прогулка на ретро-поезде до станции Подмосковная.
Паровоз Ов 841
Паровозы серии О («Основной грузовой паровоз») с машиной двойного расширения («Компаунд») насыщенного пара строились с 1897 г. по 1929 г. на всех паровозостроительных заводах России. "Овечки" эксплуатировались в СССР до 1960-х годов. В музее представлен экземпляр 1903 года, это самый старый экспонат представленной коллекции.
Паровоз Эм 740-57
Грузовые паровозы серии Э строились с 1912 по 1957 гг. на всех отечественных паровозостроительных заводах и заводах других стран. Всего выпущено более 11 тысяч паровозов, по численности и продолжительности постройки представляют мировой рекорд. Во время Великой Отечественной войны эти паровозы обеспечили большинство фронтовых перевозок, использовались до 1980-х годов.
Паровоз ФД 21-3125
Паровозы серии ФД («Феликс Дзержинский», нагрузка на ось 21 т) разработаны в 1930 году на основе мирового опыта локомотивостроения и являлись самыми мощными серийными грузовые паровозами в Европе. Локомотив сталинской эпохи, символ своего времени. Строились с 1931 г. по 1941 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 3211 паровозов ФД. Работали с тяжелыми товарными поездами на основных грузонапряженных магистралях до 1960-х годов.
Тепловоз 2ТЭ10Л-3621
Двухсекционные грузовые тепловозы серии 2ТЭ10Л («Тепловоз с электропередачей Луганский») строились на Ворошиловградском (Луганском) тепловозостроительном заводе с 1961 по 1977 гг. Всего выпущено 3509 тепловозов 2ТЭ10Л. Они работали на многих дорогах, заменяя менее мощные тепловозы ТЭЗ.
Тепловоз ТЭП10-186
Тепловозы серии ТЭП10 («Тепловоз с электроприводом пассажирский») строились с 1960 по 1968 гг. на Харьковском заводе тяжелого машиностроения. Всего выпущено 335 тепловозов ТЭП10. Работали до начала 1990 гг. на Октябрьской, Приволжской, Среднеазиатской, Горьковской и Южной железных дорогах. Замещались тепловозами ТЭП60.
Тепловоз ЧМЭ2-120
Тепловозы серии ЧМЭ2 («Чехословацкий маневровый с электропередачей») строились в Чехословакии с 1958 по 1963 год по заказу СССР. Всего выпущено 522 тепловоза. Они работали на Московской, Горьковской, Северной, Юго-Западной, Львовской, Одесско-Кишиневской, Приднепровской, Закавказской и Приволжской железных дорогах в основном до 1986-88 гг.
Электровоз ВЛ8-1694
Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ8 («Владимир Ленин», восьмиосный) строились с 1956 по 1967 гг. на Новочеркасском и Тбилисском электровозостроительных заводах. Всего выпущено 1724 электровоза ВЛ8.
Тепловоз ТЭП60-1200
Тепловозы серии ТЭП60 («Тепловоз с электропередачей, пассажирский») строились с 1960 г. по 1985 г. на Коломенском тепловозостроительном заводе. Всего выпущено 1240 тепловозов ТЭП60. Широко использовались на неэлектрифицированных магистралях для тяги всех видов пассажирских поездов.
Автодрезина служебная АС-1А № 1412
Предназначена для доставки аварийно-восстановительных и обслуживающих бригад к месту работ в хозяйствах пути, СЦБ, связи и других, а также для выезда на линию для комиссионных осмотров пути и сооружений. Построена в 1972 г. на Великолукском локомотиво-ремонтном заводе.
Двухосный крытый вагон с тормозной площадкой «теплушка»
Вагон № 310044 построен в 1930 г. Мытищинским вагоностроительным заводом. Предназначался для людских перевозок. Внутреннее оборудование состоит из чугунной печи, фонарей освещения и досчатых полок.
Снегоочиститель плуговой 2-путный системы ЦУМЗ
Предназначен для очистки путей от снега небольшой высоты. Управление пневматическое от локомотива. Построен в 1930-е гг. на Тульском заводе железнодорожного машиностроения.
Кран МК5-083
Краны на железнодорожном ходу предназначены для подъема и перемещения штучных и сыпучих грузов. Построен в 1950 году на Кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая. Первоначально кран был оборудован вертикальным паровым котлом, который впоследствии был заменен дизелем ЯМЗ-204.
Моторвагонная секция ЭР22-38
Электросекции ЭР22 («Электропоезд рижский») состояли из двух моторных и двух прицепных трехтамбурных вагонов с выходом на высокие платформы. Строились с 1964 г. по 1968 г. на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 66 секций.
Паровоз ТЭ-5415
Паровоз серии ТЭ («Трофейный, эквивалентный серии Э») был разработан в Германии во время II мировой войны как военный локомотив (немецкая серия 52). В 1942-1944 гг. строился многими заводами Европы. Всего выпущено более 6700 таких паровозов.
Паровоз Еа-2450
Паровозы серии Еа («американский») поставлялись в СССР из США по Ленд-лизу, в 1944-1947 гг. (всего 2047 паровозов серии Еа и Ем). Работали в грузовом движении на многих дорогах, например, на Московско-Киевской в 1944-49 гг. По мере поступления паровозов Л и Эр перемещались в Сибирь и на Дальний Восток.
Паровоз СО 17-2211
Серия грузовых паровозов СО («Серго Орджоникидзе», нагрузка на ось 17 тонн) создана для средних нагрузок и работы на линиях с легкими рельсами. Строились с 1934 г. по 1951 г. на Харьковском, Брянском, Ворошиловградском, Красноярском и Улан-Удэнском паровозостроительных заводах. Всего выпущено 3049 паровозов СО.
Тепловоз ТЭ3-5151
Двухсекционные грузовые тепловозы серии ТЗЗ («Тепловоз с электропередачей») строились с 1953 г. по 1973 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, Луганском (Ворошиловградском) и Коломенском тепловозостроительных заводах. Всего выпущено 6809 тепловозов ТЭЗ. В 1970-е годы они стали самыми распространенными тепловозами в СССР. Использовались и в пассажирском движении (в том числе одной секцией).
Электровоз ЧС2К-712
Пассажирские электровозы серии ЧС2 («Чехословацкий») строились с 1958 по 1973 гг. для СССР в рамках сотрудничества стран СЭВ на электровозостроительном заводе «Шкода» в г. Пльзень. Всего выпущено 944 электровоза ЧС2. В 1970-80 гг. были на сети самими распространенными пассажирскими электровозами, работали практически на всех дорогах. После исчерпания ресурса с 2002 г. электровозы ЧС2 стали проходить полную модернизацию на Ярославском электровозоремонтном заводе, после чего получали серию ЧС2К с продлением срока эксплуатации на 15 лет.
Тепловоз ТЭ2-125
Двухсекционные грузовые тепловозы серии ТЭ2 («Тепловоз с электропередачей») строились с 1948 г. по 1955 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Всего выпущено 528 тепловозов ТЭ2. Направлялись в первую очередь на железные дороги Средней Азии, а затем и другие, в том числе Московско-Окружную.
Тепловоз ТЭМ2-1592
Капотные тепловозы серии ТЭМ2 («Тепловоз с электропередачей, маневровый») строились в 1960-1984 гг. на Брянском машиностроительном и Ворошиловградском тепловозостроительном заводах. Всего выпущено 6224 тепловозов ТЭМ. Тепловозы серий ТЭМ были основными маневровыми тепловозами отечественной постройки. Широко использовались на сети дорог МПС и в промышленности.
Моторвагонная секция СР3Н-11775
Моторвагонный подвижной состав («электричка») предназначен для перевозки пригородных пассажиров. Трехвагонные секции СР3(«Тип Северных железных дорог, Рижские»), включающие один моторный и два прицепных вагона, строились с 1952 года по 1958 год на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 648 секций.
Паровоз ЛВ-0441
Серия наиболее совершенных грузовых паровозов ЛВ («Лебедянский Ворошиловградский») завершила эпоху отечественного паровозостроения. Паровозы ЛВ строились в 1955-1956 гг. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 522 паровозов ЛВ. Работали до 1970-х годов, не исчерпав своего ресурса.
Паровоз 9П-17347
Паровоз серии 9П (9 тип промышленного паровоза) строились с 1936 г. по 1957 г. на Коломенском, Новочеркасском и Муромском зародах. Всего выпущено более 3500 паровозов 9П. Использовались на вывозной и маневровой работе в промышленности, на станциях и в депо вплоть до конца 1980-х годов.
Паровоз Л-2342
Паровозы серии Л (по имени Л. С. Лебедянского, главного конструктора Коломенского паровозостроительного завода) строились с 1945 г. по 1955 г. на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах. Всего выпущено 4199 паровозов Л. Они являлись наиболее распространенными грузовыми паровозами послевоенной отечественной постройки. Иногда использовались и в пассажирском движении. Эксплуатировались до 1980-х годов.
Электровоз ЧС3-045
Пассажирские электровозы серии ЧС3 («чехословацкий») строились в 1961 г. на электровозостроительном заводе «Шкода» в г. Пльзень. Всего выпущено 87 электровозов ЧС3.
Электровоз ВЛ23-131
Грузовые электровозы серии ВЛ23 («Владимир Ленин», нагрузка на ось 23 т) строились с 1956 по 1961 гг. на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего вылущено 489 электровозов ВЛ23. Считались самыми надежными электровозами постоянного тока в СССР. Эксплуатировались до середины 1990-х годов.
Электровоз ЧС4-025
Пассажирские электровозы серии ЧС4 («Чехословацкие») строились по заказу СССР в 1964-1972гг. на заводе «Шкода» в г. Пльзень. Всего выпущено 230 электровозов ЧС4.
Моторвагонный электропоезд ЭР9П-132
Моторвагонные электропоезда серии ЭР9П («Электропоезд Рижский») строились с 1963 по 1975 годы как вариант поезда переменного тока электропоездов постоянного тока ЭР1 и ЭР2, строившихся с 1957 года по 1975 год. Поезд состоял из головных, моторных и прицепных вагонов. Всего выпущен 331 состав поезда ЭР9П. Моторные вагоны ЭР9П в восьми- и десятивагонном вариантах строились из Рижском вагоностроительном заводе, а головные и прицепные вагоны на Калининском вагоностроительном заводе.
Электровоз ВЛ22м-2026
Грузопассажирские электровозы серии ВЛ22м («Владимир Ленин», нагрузка на ось 22 т, модернизированный) строились с 1947 по 1958 гг. на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего выпущен 1541 электровоз ВЛ22м.
Дизель-поезд Д1-538
Четырехвагонные дизель-поезда серии Д1 строились по заказу СССР на заводе Ганс-Маваг (Венгрия) с 1964 по 1976 гг. Выпущено более 608 поездов. Дизель-поезда работали на многих железных дорогах, на участках, не подлежащих электрификации, для замена пригородных паровых поездов.
Автомотриса АМД3-001
Дизельная дефектноскопная автомотриса — самоходный реверсивный механизированный комплекс для сплошного скоростного контроля железнодорожных рельсов типа Р50, Р65, Р75, уложенных в путь. Автомотриса оснащена специальным оборудованием и автоматизировано-кюмпьютерной системой регистрации, визуализации обработки и хранения сигналов с использованием ультразвукового и магнитного методов с повышенной чувствительностью к выявлению наружных и скрытых дефектов рельсов. В кузове автомотрисы имеется аппаратный салон, купе и кухня-столовая.
Паровоз П-0001
Первый экземпляр послевоенных мощных грузовых паровозов, разработанных на Коломенском паровозостроительном заводе 1945 году. Паровозы серии П («Победа») строились до 1947 г. когда были переименованы в серию Л в честь главного конструктора завода Л. С. Лебедянского (включая ранее выпущенные). Всего Коломенским, Брянским и Ворошиловградским паровозостроительными заводами выпущено 4199 паровозов Л.
Электровоз ЭП200-001
Первый отечественный восьмиосный односекционный пассажирский скоростной электровоз переменного тока. Два опытных образца построены в 1997 г. на ОАО «Коломенский завод». Электровоз предназначен для вождения пассажирских поездов составностью 20-24 вагона с максимальной скоростью 200 км/час на дорогах электрифицированных переменным током 25 кВ. В процессе опытной эксплуатации выяснилось, что аналоговая система управления тяговыми двигателями несовершенна в условиях высоких скоростей. Работы по установке цифровой системы управления и общей доработке электровоза были приостановлены в 2005 г.
Электровоз ВЛ10-98
Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ10 («Владимир Ленин») строились с 1961 по 1975 гг. на Новочеркасском и Тбилисском электровозостроительных заводах для грузового и пассажирского движения. Всего выпущено 1 799 электровозов ВЛ10.
Электропоезд-экспресс ЭР200
Первый отечественный скоростной электропоезд серии ЭР200 создавался в 1965-1974 гг. на Рижском вагоностроительном заводе в кооперации с Рижским электромашиностроительным заводом. В нем впервые были применены такие технологические новинки, как кузова из легких алюминиевых сплавов, аэродинамическая форма головных вагонов, подвагонные фальшборта, двухступенчатое рессорное подвешивание, тиристорные регуляторы тяговых двигателей. Вагоны снабжены мягкими сидячими сиденьями самолетного типа. Электропоезд ЭР200 состоял из 14 вагонов - двух головных и двенадцати моторных. Головные вагоны бизнес-класса на 24 места с баром. Моторные вагоны рассчитаны на 64 места. Половина моторных вагонов имела токосъемники. Всего построено три таких электропоезда. С 1984 г. они регулярно использовались как экспрессы исключительно на главном скоростном ходу страны - маршруте Москва-Ленинград (Санкт-Петербург), преодолевая расстояние 650 км за 4 часа 45 минут.
|
</> |