Мужик сказал... ("О чем говорят мужчины")
ru_kino — 30.03.2010Посмотреть на Яндекс.Фотках
Может, у меня, как фаната «Дня выборов» и «Дня радио», были слишком высокие ожидания. Может, вообще не стоит смотреть хоть кино, хоть футбол, которые предваряются слишком мощной рекламной кампанией в стиле «круче некуда» и «мы их всех порвем». Но третий фильм «Квартета И» оставил кучу эмоций, из которых главной было разочарование.
Нет, никуда не исчез фирменный стиль, количество хороших шуток и смешных гэгов на уровне, актеры и перемежающиеся с ними киношные личности играют в меру возможностей (для «Квартета» это означает – хорошо, как всегда), но такого ощущения абсолютно свободного, ничем не скованного творчества на грани фола, как от прежних спектаклей и фильмов, не возникает. Может, потому, что в этом фильме комедийный абсурд и гротеск куда сильнее перемешаны с реализмом.
Все, полагаю, знают, что фильм построен вокруг поездки четырех друзей из столицы аж в Одессу, на концерт основательно подзбытых Б2. Едут и разговаривают, разговаривают и едут, едят и разговаривают, пьют и разговаривают. Плюс разговоры визуализируются.
О чем говорят мужчины, понятно – о женщинах. Ну, о других вещах тоже, но совсем немного. Помянули кризис среднего возраста, разочарование и непонимание жизни, - и опять о противоположном поле. И вот тут, на мой взгляд, и кроется главная проблема фильма. Герои говорят банальности и прописные истины, которые не известны разве что забывшему после окончания неполной средней школы буквы пролетарию. Да, они великолепно иллюстрируются происходящим на экране, но таких моментов, от которых, как в «Днях», валишься от хохота на пол, почти нет. А повторенные в тысячный раз рассуждения о то, что поженись Ромео и Джульетта, не было бы никакой печальнейшей на свете повести о любви, или сравнение бытовых SMS-ок от жены и романтических от любовницы, ей-богу, не смешны. И обсуждения банальностей о том, что взрослых нет, а есть постаревшие дети, что не нужно пытаться осуществить мечту, что получаешь что-то, потому что надо, а не потому, что хочешь… Разве это не все знают? Хотя, судя по сборам фильма, не все.
Ладно, хватит искать блох. В фильме есть немало умных мыслей на грани серьезности и юмора, от которых он очень сильно выигрывает, и которые показывают, что, в общем, эта лента стала новым направлением в творчестве «Квартета» и поминать в таком случае «Дни» на постерах было совсем ни к чему. Ну, хотя бы «Не из-за чего развестись. – А может, и не надо? – А если надо?» Или «Кризис – это когда тебе ничего не хочется. И ты при этом начинаешь хотеть чего-то хотеть».
Что безусловно можно поставить в плюс фильму – визуализацию мужских комплексов нынешнего поколения сорокалетних. Ну, у кого еще, кроме как воспитанного в советской школе мужика, критерием истинности могут стать приходящие во сне допросить его фашисты? Или сказка о курортном романе вокруг белого рояля, сделанная так, что хоть вырезай и крути в ролике социальной рекламы со слоганом типа «Так не бывает!» А уж зафрахтованный для знакомства любовниц в женой корабль… Самый близкий к прошлым лентам по духу эпизод фильма.
А вот описанный всеми и каждым эпизод с отказом делегата съезда мелиораторов от секса с Жанной Фриске… Ну да, правы и герои, и жена мелиоратора, - мудак мелиоратор. Ну и чего? Где тут смешно? Грустно. Как верно сказал Слава, это не верность, а комплексы и боязнь несоответствия. Правильно. Но смешно-то где?
Впрочем, раз уж речь идет о кризисе среднего возраста, можно обойтись и без смеха. Но меланхолия и ностальгия в фильме – мимолетны, а юмор – постоянен. И раз уж так, то хотелось бы чистой комедии, на что и настраивала реклама. А получилось, что звали на дефлопе с крутоном, а принесли кассуле с рукколой.