Мракобесие

-Вам только что звонили из Тарноги, просили перезвонить, что то очень срочное.
Поднимаюсь в офис, набираю телефон Тарногского Музея традиционной культуры, который когда то в далеком 1990 г. создавал своими руками. Тарнога меня знает, любит и ждет 3 марта на презентацию новой книги о святом Феодосии Тотемском. Текст они получили заранее, прочитали, и с удовольствием ждали момента, когда можно будет задать автору-краеведу вопросы по теме.
В книге опубликован новый интересный исторический источник- мемуары тарножанина Дмитрия Силинского, который летом 1919 г. случайно оказался свидетелем, как в Тотьме большевички устроили выскрытие мощей святого Феодосия Суморина (Тотемского). Подросток безоговорочно верил в идеалы Советской власти и воспринял кощунственный акт вскрытия, как развенчание религии. Об этом собственно и воспоминания. Но кроме большевистского флера там же уникальные сведения о самом событии, изложенные очевидцем. Воспоминания Силинского наивны и категоричны, молодость не знает слова "компромисс", но по своему уникальны и крайне важны, как для для истории Вологодского края, так и для истории русской православной церкви. Для полноты книги, я поместил туда историю вопроса об обнаружении в 1796 г. гроба с "нетленными мощами", которые с третьей попытки, несмотря на десяток кричащих против фактов, признали мощами Феодосия Тотемского. Постарались тотемские купцы, разбогатевшие на американской торговле пушниной, "занесли" кому надо в Священном синоде и там, несмотря на многочисленные факты против, изложенные в материалах канонизационной комиссии, признали "сумнительные мощи" святыми и нетленными.
Это была хорошо продуманная акция, В Тотьму стали стекаться паломники со всей империи, на монастырь, до того влачивший жилкое существование, обрушился вал пожертвований, позволивший отстроить новый храм по проекту архитектора Казакова ( младшего), совсем не дешевого дизайнера, к слову сказать.
Мощи были извлечены из земли на окраине обители в пятидесяти метрах от главного Преображенского Собора. В нем по данным многочисленных источников 17 столетия и был похоронен святой, под спудом в районе алтаря. Могилу видели тысячи паломников и даже царь Петр Первый, посетивший Тотьму в 1693 г. Но в средине 18 в. вдруг, про могилу под спудом "забыли" и через 50 лет нашли мощи совершенно в другом месте. Разве так бывает?
Но в 1798 г. дело было сделано, мощи объявлены святыми и принадлежащими Феодосию Суморину. Именно их и вскрыли большевики в 1919 г. и переправили в Вологду в музей. Хвала музейным работникам и краеведам, они сберегли косточки, хотя могли с легкостью избавится от безномерных останков. Сберегли и многое другое. В 1988 г. мощи вернули обратно церкви, вместе в кипарисовым гробом, иконой, написанной в 1798 г. В епархии мощи расчленили и передали в несколько храмов, большую часть костяка вернули в 1994 г. в Тотьму, поручив останки ведению местного попа, который, сообразив, что в его руках настоящий "колондайк", принялся активно пиарить святость новообретенных мощей. Только вот чудес давно уже не случается, странно, однако!
А икону и кипарисовый гроб церковники утратили, гроб судя по всему, выбросили или пустили на дрова, а икону кто то "приватизировал". Нет ее нигде, хотя музещики делали запрос.
Обо всем этом и написано в книжке о Феодосии Тотемском, собраны все известные исторические сведения о мощах, опубликованные до революции, в советское время и сейчас, а также новый источник- мемуары Дмитрия Силинского. Книга богато илллюстрирована уникальными фотографиями 1919 г., изображениями икон с преподобным Феодосием. Есть на фото железный куколь, которым святой смирял свои мысли и тяжелые вериги.
Книга вызвала большой интерес читателей. На 2 марта назначили презентацию в Тотьме, на 3 в Тарноге. Была подготовлена красочная афиша. Артисты из студенческого театрального кружка репетировали монологи тотьмичей, свидетелей вскрытия мощей Феодосия в 1919 г. В музее нашли подходящие для той эпохи костюмы. Готовился большой культурный праздник...
Ох, подождите, я же забыл, что надо перезвонить в Тарногу.
-Але?
-Александр Владимирович,- в голосе Валентины Николаевны, директора музея, недоумение,- мне только что позвонили из администрации и отменили презентацию вашей книги.
-Как? Почему?
- Епархия не разрешает, священники выступают против, что творится, давят на администрацию... мы не можем не выполнить приказ, вы уж нас простите...
Я был готов к такому повороту, еще в субботу пришло аналогичное сообщение из Тотьмы, по настоятельной просьбе епархиальных кругов презентацию книги отменили. Теперь и Тарнога. Сразу два культырных мероприятия благодаря каким то людям в подрясниках были сорваны. В Тарногу на краеведческие чтения собираются представители 5 районов не только Вологодской, но и Архангельской областей. Презентация книги была ключевым моментом краеведческого форума. Я уже не говорю о том, что ребята из драмкружка целый месяц напрасно репетировали, а я тоже напрасно писал для них сценарий.
В Тотьме в церкви на проповеди было сказано: "на презентацию не ходить, книгу не покупать, не читать и даже в руки не брать".
Мало того, администрацию обоих районов стали пугать народными волнениями в предвыборный год. Напугали... своего добились. Правда волнения все равно будут, но не по поводу книги о мощах, а по поводу акциза на бензин, который в Вологодскй области и так самый дорогой в регионе. Есть и другие поводы у населения скзать "нет" на выборах этой власти. Краеведческая книжка тут совсем не при чем.
Так что же задело церковников в этом издании? Ответ прост. Автор поставил под сомнение их право на бизнес на "мощах". Ведь прочитавший книгу понимает, его надули, мощи действительно "сумнительны". Он узнает, что настоящий Феодосий Суморин никогда не покидал Тотьму и его прах находится под спудом Преображенского собора, а уж что там обрели в 1796 г., то к Феодосию никакого отношения не имеет.
И это научно доказанный факт.
Правда он помешал церковному бизнесу и вот реакция: презентацию запретить, книгу не покупать, даже в руки не брать! Что за ересь, спросите? На дворе 21 век, а не глухое Средневековье.
А вот и нет, Средневековье и есть,однако! Тогда власть боялась попов и любая их блажь имела форму приказа. Немногие правители могли творить свою волю: Иван Грозный, Алексей Михайлович, Петр Первый, Екатерина Вторая, вот пожалуй и все. Развращенное духовенство привело в 1917 г. Россию к революции. Ведь именно багодаря попам выросло целое поколение революционеров-нигилистов, часто ( как Сталин) с духовным образованием.
Надо бы сделать выводы? Но не сделали. Пока партиарх крестит пингвинов в Антакрктиде и обнимается в Папой Римским, на окоромляемой территории процветает самое настоящее мракобесие. Именно так. а не иначе называют ситуацию с отменой презентаций многие образованные люди. Может быть следует при Вологодской Митрополии создать инквизиционный отдел, который будет публиковать списки запрещенных книг и в перспективе сжигать, сначала их, а потом и авторов, чего мелочиться, духовные же скрепы!!! Подождите, но ведь именно так поступают с учеными и культурным наследием в Сирии, на захваченных ИГИЛ территориях! И мы, Россия, с ними боремся и тоже называем мракобесами.
Между тем, свои мракобесы процветают, травят краеведов и музейных работников, которые поколениями сохраняли для них при безбожной власти церковные предметы и с радостью передали по назначению, как только это стало возможно. Вот она, благодарность!
Думаю Преподобный Феодосий Суморин примет меры и жестоко накажет наглое долгогривое отродье, которое попутало собственный карман и духовные ценности. Примеры уже были! Помните, отцы-священники, как умирал протоиерей Кульчинский? Это ему воздалось за деяния его богомерзкие, воздаться же и вам! Я лично попрошу об этом Феодосия Суморина, ведь именно он благословил меня написать правдивую книгу о нем и лже-мощах, почитание которых так противно памяти святого подвижника.

|
</> |