Мойте руки перед едой...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Когда рассказываешь студентам про Галилея, Декарта, Джордано Бруно и прочих замечательных людей, без истории инквизиции обойтись ну никак невозможно. Просто совершенно никак невозможно.
И есть там всякое интересное, к физике отношения не имеющее точно, но, по-моему, совершенно изумительное.
Вот как можно распознать колдуна или ведьму? По каким признакам?
Вот вы — сможете? Хотя бы понять, когда надо насторожиться и обратиться к специалистам? Воооот.
А критерии бывали весьма и весьма интересные.
Все, что я тут собрала — это вполне реальные методики, используемые на практике. Не все, но все я бы сюда просто не разместила.
Впечатляет, правда впечатляет.
Например, в 14 веке мыть руки было опасно для жизни и
здоровья. Особенно в Испании.
Потому что в перечне подозрительных действий, вызывающих нездоровый
интерес ребят из инквизиции, было в числе прочего мытье рук. До еды
и - в особенности - после отправления естественных надобностей.
Честный католик так себя вести не будет. А вот тайный иудей или
мусульманин - всенепременно. И с этим непременно надо
разобраться.
Провентилировать вопрос, так сказать.
А потом будем удивляться, с чего бы у них чума всякая случалась. В
особо крупных масштабах.
Конечно, иудеи во всем виноваты. Это из-за них добрые католики руки
не мыли - чтобы от иудеев отличаться...
Вообще быть "не таким" было опасно.
Свет гасить поздно.
Спать ложиться рано.
Заниматься необычным ремеслом.
Делать что-то подозрительно хорошо.
Не иметь детей более трех лет подряд, если оба супруга "условно
здоровы" и не стары - это значит, дьявол украл семя мужчины, чтобы
потом сделать с ним что-то интересное.
Заниматься математикой.
Или астрономией.
Или и тем, и другим.
Если у женщины - длинные волосы.
Нельзя быть иным.
За недонесение мог быть казнен ребенок от пяти лет. Кое-где нравы
были помягче — от семи.
Епископ Любекский в 16 веке подписал 65 тысяч смертных приговоров.
В "Синодике" нашего страшного и ужасного Ивана Грозного, за
жестокость прозванного Васильевичем, было чуть больше
4000 имен — имен людей, за чью гибель он считал себя ответственным.
Включая жертв конфликта между Новгородом и Москвой...
В Испании последний раз жгли ведьму на площади по приговору суда
в 1837 году. За 11 лет до появления Манифеста коммунистической
партии...
А в Кёльне на окнах до сих пор нет занавесок - честному католику
нечего скрывать. И в Дюссельдорфе. И в Гёттингене...
И не католику - у протестантов тоже было принято ведьм гонять, и
они занимались этим по тем же методичкам.
Люблю такое рассказывать.
Чтобы понимали, в каких условиях приходилось жить и работать тем,
чьи результаты сегодня кажутся такими очевидными...
И при этом — написанный в конце 15 века «Молот ведьм», «Malleus Maleficarum», "Hexenhammer" — трактат по демонологии, созданный двумя монахами, Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером (Инститорисом) выглядит неожиданно... современным? Не в смысле содержания. В смысле построения текста. Если отвлечься от того, что речь идет о вопросах демонологии, функционирования ведьм и колдунов и способах их выявления, эта книга представляет собой абсолютно идеально выстроенную монографию. Актуальность, научная новизна, цели, задачи, абсолютно современные и корректные ссылки на литературные источники. Анализ имеющихся данных, постановка задачи, гипотезы, экспериментальная проверка гипотез, повторное сравнение с имеющимися в литературе данными. Решение задачи. Выводы.
Часть первая. О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении.
Часть вторая. Молот ведьм трактует о способах околдования и о том, как таковое можно снять.
Часть третья. Следует часть третья сего сочинения, рассматривающая способы искоренения или, по крайней мере, наказание ереси, подлежащим духовным и светским судам и содержащая тридцать пять вопросов; общий вступительный вопрос предшествует им.
Между прочим, тексты Леонардо, Галилея, Декарта или Гюйгенса выглядят намного более архаично, чем труд брата Якоба и брата Генриха: нечеткие, расплывчатые формулировки, излишняя литературная «красивость», отсутствие корректных ссылок, которое сейчас выглядело бы легким плагиатом, никаких «постановок задач» и весьма рыхлые выводы.
Нет, не от Галилея современные исследователи унаследовали стиль научного письма. Не от Галилея, не от Декарта.
От теологов — и от демонологов, что уж там.
Между прочим, «Математические основания натуральной философии» Ньютона стилистически весьма близки к сочинениям богословов — да, собственно, он сам считал своим главным научным трудом «Комментарий к Апокалипсису», так что... да, вот так вот.
Причудливо мешается кровь — сказал Воланд... Булгаков, конечно же. Причудливо смешиваются идеи.
И «без необходимости сущностей не измышляю» — это сказал не математик, не астроном, а теолог — Вильгельм из Оккама, монах-францисканец...
Смешивается кровь, смешиваются идеи, кровь уходит в землю...
Мойте руки перед едой — уже можно. Можно. Можно.
|
</> |