Моя последняя рецензия в "Фоме"
pretre_philippe — 04.11.2011 Помещаю ее текст здесь, поскольку тема книги мне представляется очень важной, и в то же время она часто дискутируется (Фома, №11 (103), 2011).Архимандрит Нектарий (Мулациотис). Иисус как любовь и возлюбленный / Пер. с греч. М.Н. Крючкова, Д.А. Поспелова. – М.: Никея, 2011. – 232 с.
Архимандрит Нектарий решительно восстает против юридического понимания отношений между Богом и человечеством, против «судебного» христианства, продолжая в этом как современных греческих авторов более старшего поколения (Христоса Яннараса, митрополита Иерофея (Влахоса)), так и русскую религиозно-философскую традицию (похожие мысли можно найти у Н.А. Бердяева, у о. Сергия Булгакова и др. мыслителей). «Бог при таком подходе уподобляется государственной власти, которая судит и карает человека сразу по совершении преступления» (с. 126).
В этом юридизме о. Нектарий склонен упрекать прежде всего Запад в целом: «К сожалению, западное христианство во многом оказало тлетворное влияние на нашу эпоху и на всё христианство Востока, на нашу собственную веру» (с. 61). Здесь, пожалуй, единственное, в чем можно не согласиться с автором книги, поскольку тот образ Бога, который отвергает о. Нектарий, был в средние века свойствен отнюдь не только Западу. Например, в службе Недели о Страшном суде (третьего подготовительного воскресенья к Великому посту) есть фраза: «Господь грядет грешныя мучити, праведныя же спасти: восплачемся и возрыдаим…» (канон утрени, песнь 9-я, творение преп. Феодора Студита). Автор книги, приводя в пример некоторые святоотеческие высказывания и богослужебные песнопения в этом ключе, напоминает, что «в то время, когда писались эти песнопения, образование и знания подавляющего большинства людей были весьма скудны и им было непросто уяснить, что всё в их жизни должно быть движимо любовью к Богу и ближнему. Это соображение помогает нам понять, почему Святые Отцы так устрашали людей днем суда и грядущими карами» (с. 163).
Архимандрит Нектарий очень верно подмечает, что «существуют люди, которые приходят к Богу из чувства страха. Иные обращаются к Нему в надежде на воздаяние за свои добрые дела и райское блаженство. Но к счастью, существуют и другие, кто приходит к Богу только из чувства любви. И делают они это только потому, что осознали, насколько сильно возлюбил их вочеловечившийся Бог, претерпевший страдания и крестную смерть, чтобы спасти людей от смерти вечной, во власть которой их привело собственное своеволие» (с. 129). Но такие типы христиан были везде на протяжении всей 2000-летней истории, и существование двух первых из перечисленных о. Нектарием, условно говоря, рабов и наемников по своей психологии, прежде всего обусловлено не западной культурой, а ветхой, падшей человеческой природой, для которой, особенно в дохристианскую эпоху, были скорее более доходчивы образы Бога как справедливого, но грозного властителя, что отражено в ряде библейских текстов Ветхого Завета.
Автор категорически возражает против педагогики устрашения современного человека так, как это делалось в средневековье, и что еще не вполне изжито ныне живущими православными христианами. Он подчеркивает, что ада как особой области для наказания грешников не существует вовсе: ад может быть только с точки зрения человека, но не Бога. «Человек сам по причине своей поврежденности не сможет ощущать присутствие Божие, а не потому, что этого присутствия не будет в действительности! Человек будет переживать адские муки из-за греховных язв, которые он не уврачевал в земной жизни. Ада не существует как некоего мрачного и далёкого от рая места, ибо всё находится близ Бога. Но одни живут Им и исполняются неизреченной радости, а другие лишены Его и от этого безутешно страдают» (с. 175).
Книга написана очень простым, доходчивым, живым и вдохновенным языком, поэтому будет весьма полезна для читателя, начинающего постигать азы христианской веры. Суть которой – «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6), и к Богу, и к ближним своим, в ответ на ту бесконечную и неизъяснимую любовь (любовь Отца распинающую, любовь Сына распинаемую, любовь Духа, торжествующую силой креста, по мысли свят. Филарета Московского), которую уже явил всему человечеству Иисус, принесший Себя в жертву ради того, чтобы мир ожил и познал Бога истинного (см. 1 Ин. 5, 20).
|
</> |