Моя первая игра D&D
chrone — 23.10.2010 — Игры Моя первая игра D&DЕсли ты дошел до этой статьи из серии «Как научиться играть в D&D?», то вряд ли отступишься теперь. Назад пути нет, приступим к твоей первой игровой сессии. %) Вместо того, чтобы сочинять стенограмму партии-примера, я когда-нибудь запишу такую игру в виде подкаста. А сейчас, для твоей первой партии дам пару советов.
Игроки – ленивые засранцы. Организовать встречу надо тебе, убедиться, что все придут и что на игру достаточно свободного времени. Повторюсь, для первой партии понадобится 3-5 часов. Необходимо намекнуть игрокам, что продинамить такую встречу будет нехорошо. Иногда игроки относятся к игре, как к пьянке, тогда как это немного более серьезное занятие. 5 человек обломаются, если кто-то не придет!
Все остальное нужно тоже сделать самому или настойчиво делегировать кому-то из игроков %)
Для игры нужно использовать самый большой стол, что у вас есть (советский стол-книга - это, по моему мнению, минимум необходимого пространства). Также нужны самые удобные кресла. Самое-пресамое удобное кресло забирает себе Мастер ;) Обеспечь игровое пространство заранее, оставь место для закусок и напитков.
Еда и выпивка. Если вы планируете хорошо поесть (например пиццу) – лучше сделать это до игры и уже потом на сытый желудок и с чистыми руками окунуться в приключение. Во время игры народ любит трющить мелкие закуски. О них тоже необходимо кому-то позаботиться, желательно, чтобы эти закуски были не маркие. Орешки, M&Ms и не особо сочные фрукты - то, что надо. Кальмары, фисташки, рыба – плохой выбор.
Я не рекомендую алкоголь во время игры. Партия D&D – дело небыстрое. И тут либо вы упъетесь совсем, либо под конец игры будете клевать носом с тяжелой головой. Хотя, чего греха таить, во всех моих последних играх каждый сидящий за столом, включая меня, выпивал минимум по бутылке пива. Представь, что бы было, если бы алкоголь приветствовался %)
Музыка. Я большой поклонник музыки за игровыми партиями. Но сразу предупрежу. За музыкой придется следить, регулировать громкость, в общем одной хлопотой больше. Плюс, она немного утомляет некоторых людей через несколько часов. Пока ты не начал подбирать свой плейлист (что может отнять тучу времени) предложу просто врубить интернет-радио Radio Rivendell (слушать прямо в браузере). В один прекрасный момент я забил на коллекционирование D&D'шной музыки, и просто включаю эту станцию. Там хорошо подобрано чередование треков, активные сменяются медленными, мистические романтичными. И такого засилья профильной музыки тебе локально не собрать никогда. Музыку должно быть едва слышно, чтобы она вообще никак не мешала людям расслышать друг друга. Если музыка мешает или утомляет, тут же выключай ее. Или хотя бы сделайте перерыв.
Итак, игроки пришли, они конечно же опоздали на часок-другой, а кто-то не пришел вообще. Ничего страшного! Поешьте, умойте руки и устраивайтесь за столом. Доставай соленья, варенья, карту, кубики, миниатюры героев, включай музыку - пусть у игроков загорятся глаза!
Выкидывай на стол листы персонажей и дай своим игрокам за них подраться. В процессе возникнут вопросы о персонажах и их характеристиках. На данном этапе игрокам достаточно знать лишь в общих чертах что-то о паладинах, военачальниках, воинах, магах и следопытах. А также, чем отличаются расы персонажей: полурослик (он же хоббит), эльф, эладрин (супер-эльф), дворф (я всегда говорю «гном»), и особенно тифлинг и драконорожденный.
«Жрец и Паладин – оба верующие персонажи, но один больше лечит союзников и разит врага на растоянии, а другой предпочитает контактный бой»
«Тифлинги – потомки людей, заключивших сделку с демонами, у них красная кожа и рога, а Драконорожденные – это человеки-драконы, очень устрашающие!»
«Маг обладает могущественными заклинаниями, но вот с защитой у него плохо, а вот у воина с этим очень хорошо, на нем вон какой доспех!»
Также пусть знают, что тут ошибиться нельзя, пусть берут того, кто на них «смотрит» ;) Игроки по каким-то критериям выберут себе персонажей , выдай им их миниатюрки и пусть придумают себе имена. Сойдут самые дурацкие, лишь бы нравились их обладателям.
Подходит самый важный момент в деле Мастера. Нужно привлечь всеобщее внимание, и открыть рот... Наверное, это самый страшный этап. Я учился в театральной школе и вообще поговорить люблю, но даже я волнуюсь каждый раз, когда мне нужно рассказывать сказку взрослому игроку или начать говорить не своим голосом за какого-нибудь персонажа. И ясное дело, откуда этот страх! Игроки, наверняка, - твои друзья, но даже они рассмеются твоей попытке заговорить со странным акцентом или скептически, с сарказмом отнесутся к началу фэнтезийного повествования...
Все в порядке! Так и должно быть. Сначала они покривят бровями, попереглядываются друг с другом, пошутят, подуряться, но в конечном счете вольются в приключение или хотя бы в механику боя. Не жди от них моментального отыгрыша или вовлечения в игру. Они еще не знают, что могут проговаривать действия своих персонажей, или говорить голосами, или вообще пытаться думать, как их герой. Не все сразу...
Игра началась и ты ее хозяин. Ты ведешь игру и отвечаешь за ее интересность. За то, что она не будет слишком часто прерываться посторонними разговорами; что один игрок-звезда не перетянет на себя одеяло, заставляя всех остальных смущенно молчать; за то, что бой не затормозится из-за одного нерешительного бойца. В первых играх раскрываются лидерские и актерские качества Мастера. Во всем нужно проявлять зрелость. Вот пара советов:
- Повторюсь, не стесняйся. Смело начинай рассказ и вызывай игроков на ответные действия.
- В любом случае не давай волю чувствам. Нельзя насильно обращать на себя внимание или делать замечания об отвлечениях. Хотя порой это бывает очень сложно, когда все галдят одновременно %) Нужно вежливо просить игроков не болтать в чужой ход, т.к. так сложно управиться с игрой. Но никаких намеков на конфликт!
- Однако не давай себя перебивать во время повествования. Нужно чуть повысить голос и дать понять, что вы не договорили свои пару предложений. Это важно и игроки рано или поздно это поймут...
- Ну и то, что ты - хозяин, должен знать только ты. Не важничай ;)
К нашим баранам. Нужно очень коротко объяснить, где происходит действие и выдать завязку приключения. В нашем приключении «Крепость Царства Теней» это можно сделать так:
«Приключение происходит в фэнтезийном мире. Если вы смотрели Властелина Колец – то это примерно самое оно: берем средневековый мир и добавляем туда сказочных созданий, таких как эльфы, гномы и конечно же драконы. Действие нашей игры имеет место на развалинах некогда великой человеческой империи Нерат. Нету единого государства, объединяющего все земли. Есть различные города-государства, кое-какие племена и поселения, но нету единства. Настали довольно темные времена. Обычный трудяга или фермер ни за что не рискнет двинуться в путешествие между городами за здорово живешь. Ведь дорога полна опасностей: разбойники, чудища, и черт те знает что еще. Однако, таким ребятам, как вы, дороги не страшны! Вы герои и настоящие искатели приключений.»
Тут можно предложить игрокам определить, откуда они друг друга знают или только что встретились. Или, если это сложно и непонятно, решить все за них %) Также пора изложить завязку приключения. Возьмем к примеру ту, что про пропавшего наставника:
«Итак, вы все бывшие одноклассники, давно не видевшие друг друга. :) Но недавно каждому из вас пришло письмо от жены вашего бывшего наставника Дувена Стола. Она сообщает, что старый дурак пошел искать какие-то сокровища и пропал. Он собирался направиться к некоему Драконьему Могильнику возле поселения Зимняя Гавань. Вы те немногие, кто откликнулся на призыв о помощи, встретились и направились в сторону этого поселения. Вы идете по Королевскому Тракту, светит солнышко, вас обдувает приятный ветерок, ничто не предвещает беды. До поселения остается пара километров, как неожиданно вы замечаете на дороге чьи-то маленькие следы!»
Нужно выложить карту, поставить миниатюрки куда следует и задать игрокам судьбоносный вопрос: «Итак, какие ваши действия?» Тут стоит отметить, что никто из них не знает правил, более того их от этих правил стоит отгораживать как можно дольше! Дай им понять, чтобы они просто говорили, что они хотят сделать, а ты уже скажешь им, как это сделать. Если игроки тормозят и долго не выдают нормальных действий, таких как: осмотрется, пройти вперед, стрельнуть в камень - сделай выбор за них. Например, скажи: «Сделайте ка мне бросок на Внимательность»...
Как только кто-то что-то захочет сделать, объясни, что им нужно бросить и что прибавить.
- А что это за следы?
- Сделай бросок на знание Природы. Вот у тебя тут табличка с умениями, вот умение «Природа». Кинь d20 и добавь к нему число, написанное в этой строке – модификатор.
- 10 плюс 0 хехе. В общем, 10.
- Это явно не человеческие следы. Скорее всего каких-то ящероподобных прямоходящих.
- О!
- А что еще вокруг есть?
- Сделай бросок на Внимательность. Кидай вот этот кубик и прибавь к нему модификатор твоей внимательности.
- А я тоже хочу!
- Все, кто хочет осмотреться и прислушаться, кидайте кубики...
- А я вспрыгиваю на камень!
- Чтобы взобраться на этот камень нужно сделать проверку твоей Атлетики, сделай бросок на Атлетику.
- 5!
- [сверяется с распечаткой] Ты разбегаешься, упираешься ногой в скалу, но подскальзываешься и съезжаешь вниз. Тебе не удалось влезть на камень. Мне очень жаль... Хочешь сделать что-то другое?
- А я пройду вперед. Что нужно бросить, чтобы ходить?
- Ничего не надо бросать, просто переставляй фигурку.
[игрок проходит между центральными камнями]
- Стоп! Все остановитесь. Когда маг доходит вот сюда, из-за камней с визжанием и писком выскакивают ящероподобные гуманоидные создания, в руках у них колюще-режущие предметы и намерения их явно недружелюбны. «Убивать человеков! Отнимем их золото!» - кричат они.
- Ну ты молодец...
- А я им кричу в ответ «Хрена лысого!»
Тут самое время обьяснить игрокам, что начинается бой. Что в нем все ходят по очереди и чтобы понять, в каком порядке ходят участники, нужно сделать броски на инициативу. Не спеши рассказывать им все сразу о силах и их цветах, типе и дальности действий и т.п. Просто спрашивай, что они хотят предпринять в свой ход и как только понадобится, обьясни очередную мелочь. Выдавай информацию порциями.
- Что хочу сделать? Я хочу дать ему по башке, конечно!
- Сперва тебе стоит подойти к нему. Чему равна твоя Скорость? Она вооон там.
- 6.
- Отлично! Значит в свой ход ты можешь пройти на 6 клеток. Можно ходить и по диагонали...
- Так до него всего 5! Я стану вот сюда.
- Хорошо. В свой ход можно совершить 3 действия: Стандартное, Движения и Малое. Стандартное - обычно атака; Движение ты уже сделал; а Малое нужно, чтобы достать оружие, к примеру, выпить зелье или что-то кому-то передать. Я полагаю, ты хочешь его ударить?
- А то!
- Ты у нас кто? Гном-воин? Значит у тебя большой молот. Обычно, атакуют с помощью Сил, они есть у тебя в листе персонажей. Зеленые можно использовать сколько хочешь раз за бой; красные, посильнее, – один раз за бой; а черные, супер-силы, – раз в день.
- Реальный день?!
- Нет, игровой день. Проще говоря, когда вы в игре поспите, тогда день и пройдет. Итак, у тебя есть две атаки зеленые. Разрывающий Удар и Рассечение. Предлагаю использовать первый, потом расскажу подробности. Смотри, удар состоит из двух этапов: Атаки – попытки попасть, и Попадания – начисления урона. Что у тебя в Атаке написано?
- Эмм... +5 против КБ. Что такое КБ?
- КБ – Это Класс Брони, один из четырех видов защит, которые есть у всех. КБ – это насколько у тебя крутой доспех; Стойкость – это то, что атакуют яды, сила твоего организма; Рефлексы – обычно против дальнобойных магических атак, насколько быстра твоя реакция; и Воля – ее атакуют, когда влияют на разум. Вам не надо это помнить. Во всех атаках указано, против какого вида защиты они совершаются.
- А +5 что такое?
- Значит, чтобы проверить, попал ты своим молотом по кобольду или нет, надо кинуть кубик, добавить эти 5 и сказать мне результат.
- d20?
- Да, в проверках умений, атаках и почти во всех других случаях это d20.
- Тэк... 15! 15+5=20
- Попал! Если бы это был обычный враг, мы бы сейчас вторым шагом начисляли ему урон.
- Ага, 2d6 + 3?
- Совершенно верно. Но этот кобольд – всего лишь «миньон». Это такой тип врага, который умирает от одного удара. Так что... Ты впечатываешь молот ему промеж глаз , раздается громкий хруст и он падает замертво!
- Урааа!
- Итак, следующим ходит Маг...
И так далее. Не рассказывай о правилах и понятиях, пока они не пригодятся. Кого-то ударили? Отлично, покажи где жизни, и что значит «ранен». Кто-то упал без чувств? Прекрасно. Самое время рассказать о смерти и приведении в чувства. Кто-то не может дойти до противника? Можно рассказать об ударе с разбегу или пожертвовании Стандартного Действия в пользу Движения и т.п. Воюйте, если кто-то, не дай Бог, умер, дай ему на выбор оставшиеся листы персонажей. Когда все кобольды падут, предоставь игрокам возможность обыскать трупы на предмет сокровищ и понять что-то об этих существах и их мотивах, если те пожелают.
И на последок несколько общих советов, которые я вынес на собственном опыте:
- Если игроки делают все не так, как запланировано, или просто дурачатся – никогда не наказывай их за это (я до сих пор этим грешу, пытаясь вернуть течение событий в запланированное мной русло). Наоборот, поощряй инициативу. Пусть они сломают твой первый бой, зайдя не с той стороны, пусть они попрыгают по камням или атакуют друг друга. Иначе может закончится тем, что они будут делать только то, что написано у них в листочках, будто играют в шахматы. А это куда хуже!
- В своих первых играх ты все сделаешь не так, нарушишь все правила и забудешь половину важных вещей. Это НОРМАЛЬНО. В моей первой игре игроки умирали и вставали через ход. Удовольствия получать это никак не мешает. Опыт приходит со временем. А пока никому не рассказывай, что ты что-то забыл. Делай умное лицо ;)
- Импровизируй. Не знаешь, как что-то сделать? Придумай на ходу или скажи прямо, что не знаешь, как это сделать. Не знаешь сколько чего надо кидать, чтобы выломать деревянную дверь? Запомни вопрос на будущее, а пока пусть игрок кинет d20 с модификатором Силы и ты субьективно по цифре сам решишь, удалось или нет. Игрок хочет освежевать кобольда? Ну пусть это будет умение «Природа» с какой-нибудь сложностью 10. И так далее...
- Не тяни одеяло на себя. В описании сцен будь краток. Пара тройка предложений о том, как выглядит место действия и какой у игроков есть выбор – этого достаточно. Привыкай к роли молчаливого наблюдателя. Дай игрокам пообщаться, когда общение затянулось, задай наводящий вопрос: «Итак, что вы решили?» Хотя Мастеру и положено зажигать в игроках огонь, не нужно быть единственным актером за столом, если ты говоришь больше, чем все остальные вместе взятые, значит что-то не так...
- Нельзя требовать от игроков, чтобы они делали, что положено, думали не как игроки, а как персонажи и с головой погружались в отыгрышь. Но их можно провоцировать, неигровыми персонажами на разные голоса выкрикивать что-то в сторону игроков или задавать вопросы. Тогда им придется ответить, как их персонажи ;)
- Будь готов к тому, что рано или поздно игроки будут капризничать, говорить «так нечестно» и так далее. Не стоит на них обижаться, однако в такой конфликтной ситуации не надо уступать только потому, что игрок расстроился. Стоять на своем нужно с легка извиняющимся но непоколебимым тоном. Типа «не я правила придумал» и постараться помочь игроку в разрешении ситуации.
- Также не стоит расчитывать на большой энтузиазм игроков и интерес к игре вне сессии. Наверняка за столом самым мотивированным игроком будешь ты сам. Это тоже закономерно. Но вот увидишь, если будешь любить свое дело, рано или поздно, после очередной игровой сессии кто-то из игроков подойдет к тебе и скажет: «Спасибо, это было круто!»
- Самый важный совет. Получайте удовольствие. Главное - это хорошее времяпровождение. Правила, отыгрышь и прочее – вторично. Если перед тобой стоит выбор, сделай тот, что принесет игрокам больше удовольствия.
Смело задавай вопросы и оставляй коментарии. Успехов тебе в освоении D&D ;)
|
</> |