Моя аспирантура. Часть первая: диссертация
navlasov — 01.02.2022 Как я представлял себе дальнейшую жизнь, получив диплом о высшем образовании? Никаких колебаний и сомнений у меня не было: я хотел стать профессиональным историком и работать в высшей школе. Воспроизвести ту модель (лучшие ее образцы), которую видел перед собой на протяжении пяти лет.Но это, так сказать, стратегия. Тактическая же задача по состоянию на лето 2001 года заключалась в том, чтобы найти работу, которая будет меня кормить. Жил я в довольно стесненных материальных условиях, и хотя подрабатывать начал еще студентом, но все эти приработки были не очень значительными и приносили в лучшем случае деньги на карманные расходы. Теперь я хотел – не просто хотел, а горел желанием – наконец-то начать зарабатывать и обеспечивать себя.
Сам я смотрел в сторону какой-нибудь простенькой работы типа продавца газет. Но знакомые предложили мне попробовать себя в пиар-службе одного крупного питерского предприятия. Звучит это внушительно, на деле же речь шла о большом и старом заводе с невысокими зарплатами. Из службы буквально только что ушли двое молодых сотрудников, и там отчаянно требовались рабочие руки и светлые головы без особых материальных запросов. Поэтому руководителя ничуть не смутило, что краска на моем дипломе не успела высохнуть и даже значение слова «пиар» я представлял себе весьма смутно. В конце концов, вузы только-только начали готовить специалистов по связям с общественностью, спрос превышал предложение, и в отрасль валом валили гуманитарии всех сортов.
Так я и оказался на своей первой настоящей работе. Мне повезло и с начальством, и с коллективом. Да и вообще на предприятии, несмотря на все экономические проблемы, царила в общем очень хорошая, доброжелательная атмосфера, оставшаяся с советских времен. Я познакомился с массой интересных людей, мне безумно нравилась моя работа, я каждый день учился новому, и выходные мне казались слишком долгими.
В этой эйфории незаметно подкралась осень, а с ней экзамены в аспирантуру. Вопроса о том, куда поступать, передо мной не стояло. Я что-то смутно слышал об аспирантуре факультета международных отношений, Европейского университета и так далее, но от добра искать добра не видел никакого смысла.
Увлеченный своей новой работой, я отнесся к экзаменам как к несущественной формальности – и был тут же наказан. Если язык и специальность я без проблем сдал на «отлично», то по философии с трудом получил «тройку» и оказался зачислен не в очную, а в заочную аспирантуру.
Впрочем, у этой неудачи были и позитивные последствия. Во-первых, отпал вопрос о том, как формально сочетать учебу в очной аспирантуре (куда в те годы требовалась трудовая книжка) и работу на полную ставку в частной фирме. Во-вторых, я имел право не посещать занятия. Например, вместо необходимости слушать лекции по философии истории мне выдали длинный список из примерно сорока книг – начиная с Мабли и заканчивая Кареевым – которые мне надлежало освоить для получения аттестации. Этот список был задуман как наказание для прогульщиков – и никогда еще в жизни я не встречал столь полезного наказания.
Дело в том, что в период обучения на истфаке у нас не было курсов, посвященных теории и методологии. И только теперь, в аспирантуре, читая классические работы, я впервые стал задумываться над тем, что у истории есть какая-никакая философия, теория и методы. Собственно, с этих событий и начался мой интерес к теории и методологии исторической науки.
Такой интерес, однако, оставался до поры до времени скорее платоническим – в том смысле, что он не оказывал практически никакого влияния на работу над моей диссертацией. Да и работа эта, по большому счету, не велась. Я полностью погрузился в свою новую профессию, старался делать как можно больше и лучше и в результате уже осенью 2002 года был повышен до начальника бюро (фактически заместителя начальника отдела).
Но именно к этому моменту первая волна эйфории схлынула, и я задумался над тем, куда двигаться дальше. Перспектива делать большую карьеру в сфере связей с общественностью меня не очень привлекала. И я всерьез взялся за диссертацию.
В конце 2002 года я ходил в читальные залы библиотеки каждый день. По будням это выглядело примерно так: на работу я приезжал к восьми утра и без четверти пять был уже свободен как вольный ветер (в пятницу – еще на час раньше). В половине шестого я уже входил под своды читального зала на площади Островского. Примерно час работал с книгами. Поскольку в то время я хронически не высыпался, то в какой-то момент меня начинало клонить в сон. Я не сопротивлялся, а откладывал книги в сторону, клал голову на руки и дремал минут двадцать-тридцать, как Штирлиц. Проснувшись, шел в буфет и съедал порцию из трех шариков мороженого, чтобы взбодриться. Затем возвращался к книгам и работал до закрытия библиотеки. По выходным, естественно, я приезжал в библиотеку утром и возвращался домой вечером.
В те годы в читальном зале можно было встретить массу знакомых. Между собой мы даже в шутку называли библиотеку «клубом», поскольку ходили туда не только поработать, но и пообщаться. Однажды я встретил однокурсника-аспиранта, который пристально посмотрел на меня и сказал: «Это здорово, что ты вернулся. Мы тут как раз с ребятами недавно говорили о том, что ты совсем пропал в своем пиаре и, наверное, уже не вернешься в науку». По иронии судьбы, этот мой однокурсник потом так и не дописал свою собственную диссертацию…
В результате такого ударного труда к лету 2003 года я обработал все материалы по теме диссертации, которые мог найти в книжных и журнальных фондах РНБ. Оставались только газетный зал и другие библиотеки (в первую очередь БАН). Летом они перешли на сокращенный режим работы, и я не мог туда попасть, не отпрашиваясь постоянно со своего предприятия. Следовало сделать паузу до осени – либо начать некий новый проект. Я сделал выбор в пользу второго.
Размышляя над своей будущей научно-педагогической карьерой, я нередко задумывался и о том, на что буду жить. Тогдашние зарплаты преподавателей вузов не вдохновляли, жить в строгой аскезе я не планировал, поэтому заранее искал варианты. Одним из лучших мне представлялось написание научно-популярной литературы на исторические темы.
Для начала нулевых это была неплохая идея. Тогда бумажная книготорговля еще процветала, пять тысяч экземпляров считались маленьким тиражом, и хорошо написанная книжка легко могла принести автору гонорар, превышавший полугодовую зарплату доцента. Начать я решил с биографии Мольтке, которая заинтересовала меня еще в период работы над диссертацией. Причем нацелился на то, чтобы написать книгу для знаменитой серии ЖЗЛ. Весьма наивно, надо сказать. Впрочем, в те годы я делал много наивного…
Летом 2003 года произошло еще одно важное событие. Здесь нужно отмотать пленку немного назад и вспомнить о конфликте на историческом факультете, разразившемся в 2000-2001 годах. Основными антагонистами были декан Игорь Яковлевич Фроянов и заведующей моей кафедрой Борис Николаевич Комиссаров. Я в этом конфликте занимал нейтральную позицию – в первую очередь в силу своих убеждений, которые не позволяли мне безоговорочно идентифицировать себя ни с одной из сторон. Кроме того, будучи главой студенческого научного общества, я считал своим долгом держать эту структуру подальше от преподавательских разборок.
Как известно, в итоге битвы пали оба бойца: Фроянов был вынужден в 2001 году покинуть пост декана, а Комиссаров, оказавшийся в изоляции на собственной кафедре, в 2002 году уволился с факультета. Борис Николаевич относился ко мне хорошо и в определенной степени покровительствовал. Именно поэтому незадолго до своего увольнения он позвал меня к себе и сказал:
- Ты парень толковый, и эти наверняка позовут тебя на кафедру. Тут важно придерживаться принципа: береги честь смолоду!
Я промолчал, но про себя думал о том, что хочу заниматься наукой и преподаванием, а не участвовать в чьих-то войнах. И если меня позовут на кафедру, то я, конечно же, соглашусь. Так и вышло – с сентября 2003 года я начал работать ассистентом на четверть ставки. На родном заводе меня к тому моменту уже считали настолько ценным специалистом, что отпускали на занятия без разговоров.
Работа над диссертацией тем временем тоже двигалась вперед. К концу года я закончил сбор материала и в новогодние праздники сел писать текст. Аспирантские экзамены были к тому моменту уже сданы; из моей памяти они полностью изгладились, поскольку я справедливо относился к ним как к пустой формальности.
К середине февраля – своему дню рождения – я сделал себе подарок в виде завершенной рукописи. Я воспринимал это как большое достижение, хотя сейчас, оглядываясь назад, понимаю: моя диссертация оказалась, по сути, лишь значительно расширенным, дополненным и улучшенным дипломом. В научном плане я практически ни на шаг не продвинулся вперед. В результате, если диплом был действительно хорошим и существенно выше среднего уровня, то диссертация оказалась посредственной. Она соответствовала всем формальным требованиям, имела определенный элемент научной новизны, но не более того.
Однако тогда я этого не видел. Весной 2004 года жизнь была прекрасна. На работе я управлялся с делами одной левой и имел блестящую репутацию, на кафедре меня хвалили и намекали на будущее принятие в основной штат, диссертация написана… Я продолжал сбор материалов для биографии Мольтке и был весьма доволен собой. Моя будущая карьера лежала передо мной - прямая и длинная, как рельс.
Наверное, наша жизнь стала бы очень скучной, если бы в ней не было неожиданных сюжетных поворотов, проблем и трудностей. И вскоре эти трудности наметились сразу по нескольким направлениям. Причем ситуация ухудшалась плавно и незаметно, но в результате через полтора года диссертация так и не была защищена, а я оказался перед грудой руин...
|
</> |