"Мой внук Вениамин", 30 октября в Париже
fiafia — 13.11.2023 Теги: Ахеджакова
Я сомневалась, стоит ли писать об этом спектакле, который я
посмотрела буквально два дня спустя после "Трёхгрошовой
оперы" в Комеди-Франсез. Гастроли российских театров или
просто исполнителей театральным событием являются не в первую
очередь. В первую очередь это событие русскоязычное, не
объединяющее, но собирающее в одном месте бывших соотечествеников,
руководимых разными соображениями. Провести несколько часов в
окружении русской речи, посмотреть живьём (для большинства -
впервые) на знаменитых артистов, которых давно знаешь по фильмам и
сериалам - это в первую очередь. Воспроизвести культурные ритуалы.
Иногда - подтвердить и засвидетельствовать гражданскую позицию.
Конечно, это не мешает спектаклю стать театральным событием:
никогда не забуду вахтанговского "Евгения Онегина", "Вишневый сад"
Современника, неоднозначный и магический "Чёрный монах"
Серебренникова - всё это был настоящий театр.
"Мой внук Вениамин" - небольшая пьеса Улицкой, написанная в конце восьмидесятых, и действие происходит в восьмидесятых. В постановке сохранены и даже акцентируются приметы времени, хотя в принципе тематика всё по-прежнему актуальна, возможно, даже актуальней. Публика, преимущественно молодая и среднегь возраста, приметам времени почему-то радовалась, а меня от них неожиданно затошнило. И не столько от выпусков новостей по радио или жизнерадостного объявления передаси "С добрым утром", а почему-то от прогноза погоды по телеыидению. Вот странно, как слышу песню Мари Лафоре "Манчестер и Ливерпуль", всегда думаю: о, прогноз погоды! А когда мне действительно его выдали на эту музыку, причём в полном объёме, прямо замутило. А сама пьеса добротная, предсказуемая с самого начала, но это не страшно, там и смешное есть, и грустно - такая очень человечная пьеса. Ахеджакова (ясно, что все шли смотреть Ахеджакову) играет еврейскую маму - роль ей как по мерке, и хоть текст иногда балансирует на грани карикатурных клише, до карикатуры всё же она ни разу не скатывается. Хорошо играет Ахеджакова, а когда думаешь (ну как об этом не думать),что ей 85, то вообще слов нет. И я понимаю (хоть и нелюблю) все эти аплодисменты посреди спектакля, и селфи и букеты в конце. И вообще я не собиралась писать рецензию на спектакль. Я вот про что.
Я давно живу во Франции - не в Париже, но не то чтобы очень
далеко. При наличии желания и мотивации вполне могу организоваться
и съездить. Поэтому стараюсь следить за культурными событиями в
Париже, в частности, русскими. И может я плохо следила, но ощущение
у меня такое, что особо нас ими не баловали, не так уж часто
приезжали в Париж театры на гастроли. Вот почитаешь там про
Германию или Нью-Йорк - там без конца что-то, а во Францию они,
наверное, отдыхать приезжали.
Но за последние полтора года ситуация резко изменилась, сейчас
прямо поток гастролёров. Понятно почему, ясно, что их публика
русскоязычная, а выступать они могу только за границей.
Во Франции почти все эти выступления организует vladimir-events,
производит впечатление культурной монополии, но меня это не
касается, я публика.
Спектакли, которые приезжают - это либо моноспектакли, либо
сценографически очень простые спектакли с небольшим количеством
актёров вокруг звезды (как в спектакле "Мой внук Вениамин").
Билеты на эти спектакли очень дорогие, прямо зашкаливающе, особенно
по сравнению с ценами на билеты в парижских театрах. Но это в конце
концов меня тоже не касается - никаких субсидий эта антреприза
скорее всего не получает, а зал несмотря на дороговизну билетов всё
равно полон. Так что если тебе дорого - так и не ходи, всё логично.
Проверка билетов кстати странная - капельдинеров столько, сколько
нужно, все местные, где твое место - покажут, но вот билеты
проверяла только одна русскоговорящая женщина (я хотела показать
билет французской капельдинерше, но она сказала, что нельзя), и в
зал всех впускали только через один вход (спектакль начался минут
на 15 позже, учитывая вышеописанные условия, это просто рекорд, я
думала, задержится на полчаса как минимум).
Но кто мне объяснит, почему ни на улице у входа ни внутри театра не
было ни одной афиши? Программок тоже не было - и я не могу вам
назвать имена трёх других участвовавших в спектакле актёров, я их
просто не знаю.
Это, может, мелочи, но на самом деле нет, я это прочувствовала как
неуважение или равнодушие к публике, не со стороны актёров, а со
стороны организаторов. Мне не всегда нравится то, что я вижу в
театре, но я знаю, чувствую, что была в театре. А тут - что-то
непонятное. Veni, vidi... ну и хватит с тебя.
|
</> |