Мой Высоцкий

Первое знакомство получилось вполне естественным - через маленькую грампластинку с песнями "Гимнастика", "Корабли" и другими легальными и раскрученными через фильмы и концерты. Пластинку эту я слушал вместе с песнями Ободзинского, Магомаева, Сличенко, Кристаллинской, Мулермана и других кумиров тогдашней эстрады. И Высоцкий вполне органично вписывался в общий музыкальный ряд. Впрочем, уже тогда выделяясь особым стилем и драматизмом сюжетов и исполнительской манеры. Это было где-то в начале семидесятых. Параллельно я знакомился с Высоцким-актером в фильмах "Высота", "Короткие встречи", "Служили два товарища" и других.
Второй раз я услышал цикл военных песен Высоцкого на одном из "Уроков памяти", организованных нашей классной Анастасией Федоровной к очередной годовщине Победы. Наверное, это был 1977 или 1978 год.
Третий подход открыл совершенно нового Высоцкого - барда, яркого и независимого человека. Это открытие, наряду с другими, столь же яркими и глубокими культурными открытиями, помог сделать наш любимый преподаватель Николай Филиппович Луканев, который руководил Клубом Любителей Исскуства (КЛИ) в ФМШ №165 в новосибирском Академгородке. Тогда я впервые услышал магнитофонные записи живых концертов Владимира Высоцкого. Было это осенью 1980 года, спустя несколько месяцев после его ухода.
Самое же яркое впечатление на меня оказали магнитофонные записи, которые я услышал в 1982-1983 годах благодаря моим соседям по университетской общаге Вовику и Александеру. Они были уже лишены всяческих фильтров и цензуры. Это был настоящий Высоцкий. И именно таким он сохранился в моей культурной памяти. Как один из самых ярких и глубоких творцов. Как гениальный поэт, давший людям уникальный по глубине и драматизму образ мира. Образ, воспринимаемый, преимущественно через ощущение, переживание, страдание и боль. Но ничуть не менее объемный и подлинный, чем данный "через голову".