Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

топ 100 блогов andresol28.12.2023 Недавняя поездка в Нью-Йорк запомнится в том числе посещением музея Метрополитен. Охотно верю рассказам, что нужно четыре дня, чтобы посмотреть там всё интересное. Фотографии картин и их официальное описание можно и на сайте музея найти, поэтому я выбрал другой формат, который в первую очередь расскажет о моих художественных вкусах. Я расставил картины от наименее понравившихся к наиболее, стараясь придерживаться нескольких правил. Во-первых, один художник – одна картина. Иначе у меня треть рейтинга была бы занята Ван Гогом:

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Во-вторых, будут только картины маслом. Если на меня снизойдёт вдохновение, могу потом и скульптуры подобным образом отранжировать. В-третьих, я помещаю только мои собственные фотографии, а мы обошли в музее далеко не всё. А многие картины я или забыл сфотографировать, или они так ужасно бликовали, что мне стыдно выкладывать получившиеся кадры. Музей всё-таки – это ещё и взаимодействие картин с посетителями, друг с другом, с освещением и с архитектурой зала. И репродукции с сайта его не передадут. Кто знает, сможет найти моего брата на следующем фото:

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

И все равно изначально отобралось 36 художников. «Много для одного поста», – подумал я. И, посоветовавшись с братом, волевым решением сократил список до 20 фото по принципу даже не «нравится – не нравится», а есть ли мне, что показать и рассказать. Итак, мы начинаем.

20.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Слева – Марк Ротко, «Номер 16» (1960) (Mark Rothko (1903–1970; American, born Russia, now Latvia); “No. 16”), а справа – Джексон Поллок, «Осенний ритм (Номер 30)» (1950) (Jackson Pollock (1912–1956; American); “Autumn Rhythm (Number 30)”). Можно пошутить, что если их перевесить местами и вверх ногами, никто и не заметит. Многие люди рассказывают, как их торкают эти картины, особенно если на них часа два сидеть и смотреть, как точно они передают эпоху середины 20 века и душевное состояние авторов (Ротко покончил жизнь самоубийством, а Поллок разбился насмерть пьяным на машине). Я легко опознаю этих авторов в музеях, но пока они в рейтинге на последнем месте. Идём дальше.

19.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Эдгар Дега с картиной «Оркестр Оперы» (ок. 1870) (Edgar Degas (1834–1917; French); “The Orchestra of the Opera”) в мою подборку ни за что не попал бы, если бы не был частью выставки «Мане – Дега». Проспойлерю, что с тяжёлым сердцем мне пришлось выкинуть из поста Ренуара, Сезанна, Гогена, Пикассо, Дали, Шагала и многих других. Дега прославился изображением балерин, и на этой картине присутствует самая важная часть балерин – ноги. Но вообще это портрет друга Дега фаготиста (игрока на фаготе) Дезире Дихау. Необычной композицией меня картина и привлекла. В театре мы сами любим сидеть повыше, чтобы видеть оркестр. Картина, кстати, приехала на выставку из парижского Музея Орсе (Musée d'Orsay, Paris), но раз я видел её в Метрополитен, поэтому она будет в этом посте, ещё раз подчёркивая субъективность любых рейтингов.


18.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Ян Вермеер, «Спящая девушка» (ок. 1656–57) (Johannes Vermeer (1632–1675; Dutch); “A Maid Asleep”). Среди любителей походить по музеем есть цель увидеть все сохранившиеся картины Вермеера, ради них и приезжают. Википедия сообщает, что из 34 картин, приписываемых Вермееру нынешними экспертами, в Мет находятся пять. Я признаю очарование домашних сценок, но для меня Вермеер – один из множества голландцев 17 века, и большинство его картин слишком поблекли, чтобы я ими восторгался. Конкретно об этой картине спорят, что же имел в виду автор. Вы могли заметить, что по-английски она названа «Спящая служанка», подразумевая, что Вермеер высмеивал ленивую служанку, которая, пока хозяев нет, хлебнула лишнего и заснула среди беспорядка. А сзади вообще мужик стоял, которого Вермеер потом закрасил. Но в русской Википедии отмечают, что одежда слишком богатая для служанки. Ну, не будем её будить.

17.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Питер Брейгель Старший, «Жатва» (1565) (Pieter Bruegel the Elder (ок. 1525–1569; Netherlandish), “The Harvesters”) – а вот здесь точно изображены «мужички». Пишут, что в серии из шести картин о временах года эта иллюстрировала «июль–август». У Брейгеля всегда интереснее всего разглядывать детали. Причём на самом заднем плане могут твориться большие непотребства, чем на переднем. Но мы несёмся по посту, как мы ходим по музею: десять секунд на беглый осмотр, делаем фото, наслаждаемся жёлтым цветом и бежим к следующей картине.

16.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Лукас Кранах Старший, «Мученичество Св. Варвары» (ок. 1510) (Lucas Cranach the Elder (1472–1553; German) “The Martyrdom of Saint Barbara”). Никогда бы не подумал, что включу в подборку эту «Санта-Барбару», но у меня есть для вас важная мысль. Я на ютубе слушал лекции одной любительницы Кранаха и не понимал, что она в нём находит. Для меня это средневековая лубочность, где древние римляне похожи на современников Кранаха (в моей подборке эта картина самая старая). Но когда посмотрел своими глазами – цвета запали в душу. Банальная мысль, но именно за этим люди ходят в музеи, а не ограничиваются бликующими фото в интернете. Святой Варваре отец-язычник отрубает голову за то, что она отказалась отречься от христианской веры. Сюжет суровый, но другая картина Кранаха с Юдифью и головой Олоферна ещё кровавее.

15.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Эдуард Мане, «Олимпия» (1863–65) (Edouard Manet (1832–1883; French), “Olympia”). Возвращаемся на выставку: я удивился, что из Музея Орсе согласились отпустить в НЙ такую картину, и не удивился, что возле неё толпилось больше всего людей и что она была закрыта толстым стеклом (активисты, желающие облить шедевры супом, не дремлют). «Олимпия» отыщется в любом курсе истории искусства. Её выставка вызвала скандал и вовсе не ужасно нарисованной чёрной кошкой. Можно заявить, что французские буржуа были ханжами, а мы не такие, нас голой вечеринкой не смутить. Но попробуйте современную даму в таком виде положить на ютубе или в инстаграме – забанят, как и в прежние времена.

14.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Рембрандт, «Портрет мужчины в восточном костюме» (1632) (Rembrandt van Rijn (1606–1669; Dutch), “Man in a Turban”). Не самая известная картина Рембрандта. Что она делает в моей подборке? Я сам много думал над этим вопросом. Пикассо выкинул, а Рембрандта, которого не перечислю среди своих любимых художников, включил. Пришёл к выводу, что Рембрандт лучше всех изображал людей. Есть в его золотистом свете магия, которую я уже чувствую, но пока не могу объяснить.

13.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Анри Руссо, «Трапеза льва», (ок. 1907) (Henri Rousseau (1844–1910; French)
“The Repast of the Lion”). А тут всё просто и понятно: лев хавает леопарда среди гигантских цветов. Анри Руссо был скромным работником таможни, который никогда не бывал в тропиках, но ходил в ботанический сад в Париже, который вдохновил его в свободное от работы время малевать картины из серии «Джунгли». Над самоучкой смеялись, пока не признали гением и важнейшим представителем наивного искусства. Вот и я порой задумаюсь: будет мне лет 60, куплю масляные краски и начну, как умею, рисовать то, что никто, кроме меня, не нарисует.

12.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Леон Фредерик, «Три сестры» (1896) (Léon Frederic (1856–1940; Belgian), “The Three Sisters”) – не по Чехову, а обращение к северному ренессансу с одной стороны и к жизни бельгийского крестьянства с другой. Любили они картошку: Ван Гог тоже с едоков картофеля начинал. Я решил включить в пост не только громкие имена, но и пару неизвестных мне художников. О Фредерике на том же ютубе не так много чего найдётся (если не по-французски). Но пройти мимо такого красного цвета я не мог.

11.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Эдвард Хоппер, «Столы для дам» (1930) (Edward Hopper (1882–1967; American), “Tables for Ladies”). Пишут, что название отмечает социальный прогресс, когда американки могли сидеть в ресторане одни, без спутника, и их не приняли бы за очередную «олимпию». Но на самой картине дама сидит с усатым дядькой, и ещё две работницы ресторана заняты своими делами. От картины веет книгой о вкусной и здоровой пище. Хоппер – для меня пример, чем должен заниматься художник-реалист в 20 веке. И такая Америка мне ближе, чем грязные пятна Ротко.

10.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Жак Луи Давид, «Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены Марии Анны» (Jacques Louis David (1748–1825; French), “Antoine Laurent Lavoisier (1743–1794) and Marie Anne Lavoisier (Marie Anne Pierrette Paulze, 1758–1836)”). Как я мог пройти мимо этой картины? Да никак. О ней я писал подробный пост в этом блоге под названием «Он, она и художник», в котором сам себе обещал, что разыщу её, когда в следующий раз буду в Метрополитен. Обещание сдержал. Кому-то как раз экскурсию проводили и рассказывали, что это за Лавуазье и почему 1794 год для них важен. Правда, вряд ли касались назначения колб и другой химической посуды:

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Пусть будет ещё увеличенный фрагмент, где можно видеть детали, блики и кракелюры (трещины в красочном слое). А справа там была картина другой известной французской художницы, к которой мы перейдём далее.

9.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Элизабет Виже-Лебрён, «Жюли Лебрен смотрит в зеркало» (1787) (Elisabeth Louise Vigée Le Brun (1755–1842; French), “Julie Le Brun (1780–1819) Looking in a Mirror”). Её картины – гламур своего времени. А мне нравятся. Интересно, нарисовала ли Виже-Лебрён хоть одного учёного, или только маркиз и королев? Я бы тогда о ней отдельный пост написал. Не буду пытаться объяснить перспективу на этой картины: в зеркале так люди не отражаются. Будем считать, что её дочь держит в руках свой портрет, оформленный под зеркало. Когда Жюли Лебрен выросла, она разругалась с матерью, жила не долго и не счастливо, тоже пыталась рисовать, но не на уровне Мет.

8.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Джордж Моррис, «Индейская композиция» (1938) (George L.K. Morris (1905–1975; American), “Indian Composition”). Когда я вошёл в зал, подумал, что это картина Александра Колдера, которого я люблю и уважаю. Оказалось, что я не угадал. Это некий Джордж Моррис, современник Колдера, который тоже в 1920-е учился во Франции абстракционизму и кубизму. В русской Википедии статьи о нём нет. Якобы эта композиция «Индейская», а не «Индийская», потому что в ней используются символы племени Навахо. И мне бы пройти мимо: ну, кому из моих читателей нужен Джордж Моррис, которого я сам не запомню? Но отбирая картины, смотрел на эту и не мог её выкинуть. Это из разряда тех картин, которые я бы купил и себе на стену повесил. Моррис в теории не должен запредельно стоить: тысяч пятьдесят, не миллионы.

7.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Архип Куинджи, «Красный закат» (1905–8) (Arkhyp Kuindzhi (1841–1910; Ukrainian, born Russian Empire), “Red Sunset”). Мой брат вначале подумал, что это фотография висит. Нет, это Куинджи так умел рисовать Днепр, что он аж светится. Я вообще не понимаю, почему так мало художники изображали закаты и рассветы – самое красивое время суток. Вот у нас 23 декабря был такой закат, что я выскочил во двор и любовался. Брат говорит, что с айфоном соревноваться с художниками древности неспортивно:

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

С картиной же Куинджи недавно получился мини-скандал, когда Мет принял решение переназначить его из русского художника в украинского и добавили на табличку “In March 2022, the Kuindzhi Art Museum in Mariupol, Ukraine, was destroyed in a Russian airstrike”. Репина они тоже в украинцы записали. А Шагал остался «французом», с пометкой, что родился в Российской империи, ныне Беларусь. Картины от это не меняются: а я после жёлтого больше всего в живописи люблю оранжевый, чему доказательством следующая картина.

6.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Фредерик Лейтон, «Пылающий июнь» (1895) (Frederic, Lord Leighton (1830–1896; British)
“Flaming June”). Я вначале решил, что это авторская копия, потому что я же хорошо знал, что «Пылающий июнь» находится в Музее искусств Понсе в Пуэрто-Рико (Museo de Arte de Ponce in Puerto Rico), и это была бы одна из причин в этом Пуэрто-Рико побывать. Но оказалось, что после землетрясения 2020 года тамошний музей закрыт на реновацию и пять лучших прерафаэлитских картин временно разместили в Мет. А вот золочёная рама – поздняя реплика, а не оригинал от художника. У «Пылающего июня» интересная история, как он в Пуэрто-Рико оказался: в своё время считалась слишком слащавой картиной для серьёзных музеев. Вот уж кого на ютубе любят и спорят, означает ли цветок ядовитого олеандра, что девушка умерла, или это типичное средиземноморское растение, и она просто заснула в жаркий июньский день. Ладно, я добрался до картин, про которые если не остановлюсь, напишу целое эссе.

5.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос), «Снятие пятой печати» или «Видение святого Иоанна» (ок. 1608–14) (El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (1541–1614; Greek), “The Vision of Saint John”). А вот Эль Греко у них записан греком, но это не важно. Важно то, что если бы я не знал, что это Эль Греко, я бы никогда не подумал, что это начало 17 века, а не 20-го. В одном зале с ним висели не современники Эль Греко, а картины Пикассо, который многое брал у своего предшественника, опередившего своё время в колорите и прорисовке фигур. Мой брат аналогично завис перед «Видом Толедо» (1596–1600):

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Так и хочется сказать, что Эль Греко – это выдумка начала 20 века (и Босх тоже), но нет, задолго до модернистов художники нащупывали, что лучшие картины не копируют действительность, а бьют в то, что я называю глубинными эволюционными представлениями о красоте. Но до поры до времени скатывались в прорисовку кружев и берёзок в лесу. Я же нарушил принцип один художник – одна картина. Больше не буду.

4.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Густав Климт, «Портрет Меды Примавези» (1912–13) (Gustav Klimt (1862–1918; Austrian)
“Mäda Primavesi (1903–2000)”). Я перехожу к художникам, про которых мне самому себе не надо ничего объяснять, достаточно посмотреть на саму картину. Ну, вот люблю Климта, что бы он ни рисовал. Хоть «белое на белом». Климта я бы у себя тоже повесил, но кто ж даст (а репродукции – это уже не то). Поэтому меня заинтересовали годы жизни изображённой девочки. Пишут, что дочь банкира Меда Примавези, живя тихой жизнью в Канаде, с удивлением узнала, что в Метрополитене висит её портрет и все сходят с ума от Климта. А она оказалась последней из живущих на тот момент его моделью:

Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

И искусствоведы стали её расспрашивать о Климте, других австрийских художниках, которые бывали в их доме. И Меда решила продать с аукциона потрет своей матери кисти Климта, который все считали утерянным, а он хранился у неё. Наверно, неплохую прибавку к пенсии получила, а японский музей – картину Климта.

3.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Клод Моне, «Букет подсолнухов» (1881) (Claude Monet (1840–1926; French)
“Bouquet of Sunflowers”). Моне в Мет очень много. И стога, и мостик, и лилии. Выбрать было тяжело, но я остановился на подсолнухах из-за анекдота, рассказанного на сопроводительной табличке: «В ноябре 1888 года Ван Гог написал: “На днях Гоген говорил мне, что он видел картину Клода Моне с изображением подсолнухов в большой японской вазе, очень прекрасную. Но… моя ему нравится больше. У меня другое мнение”». А уж «Подсолнухи» Ван Гога знают все. Можно видеть, что он к ним пришёл не на пустом месте.

2.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Джорджия О’Кифф, «Издалека, близко» (1937) (Georgia O’Keeffe (1887–1986; American)
“From the Faraway, Nearby”). Вам судить, передаёт ли фото атмосферу пустыни Нью-Мексико, где О’Кифф сама собирала все эти черепа, рога и прочие кости, которые потом изображала парящими в голубом небе. В музее картина работает так, как надо. Ходя по местным галереям в Юте, я насмотрелся на то, как нынешние художники изображают американский юго-запад. Пока не видел ни одного, кто смог бы так же подобрать цвета, как О’Кифф. Когда в апреле поедем в Даллас на затмение, надо будет по дороге заехать в её музей в Санта-Фе.

1.
Мой рейтинг картин из музея Метрополитен

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисом» (1889) (Vincent Van Gogh (1853–1890; Dutch) “Wheat Field with Cypresses”). Победитель был известен заранее. Оставалось только выбрать, какую из картин Ван Гога поместить в пост. Ах, эти текстуры, когда пшеница колышется, облака плывут и кипарисы дрожат. И эти красные капли полевых цветов. Можно ли самому догадаться, что это поле нарисовано, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных? Было время, когда я ничего не знал о трагической жизни и художественном поиске Ван Гога, но я чувствовал, что в живописи это такая же вершина, как Бетховен в музыке.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  А знаешь, Света, - сказал мне Камалов и посмотрел проницательно, как рентген, - ты нам понадобишься, да. Как русский националист. Я хотела визжать от восторга, но не рискнула, поскольку русским националистам визжать не пристало. Они должны, ...
Когда ищешь что-то в интернете, можно ненароком напороться на такой трешак, что глаза на лоб лезут. Потом сидишь и думаешь, как с этим знанием жить. Полезла я в инет в очередной раз искать информацию про правильное питание для мам и нашла нечто жуткое. Оказывается, некоторые ебанутые мамаш ...
Оригинал взят у sapiens4media в Домашнее ню 18+ (Часть 6) ...
Плюс опрос под катом. View Poll: #2109474 ...
Вопиющий в пустыне Константин Аркадьевич Райкин на съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации - живая иллюстрация известного высказывания Мартина Нимеллера: "Когда пришли за мной, уже некому было заступиться за меня". Когда пришли за чеченцами, когда российские самолеты ...