Мой "Мойдодыр"

топ 100 блогов valentina-ak17.05.2017 Был когда-то такой "пионерский" наборчик: мыло, зубной порошок, зубная щётка - в красивой (мне так казалось, во всяком случае) коробочке со скошенными углами. Называлось это богатство, естественно, "Мойдодыр". А не лежало ли в коробочке ещё что-то?.. Вроде одеколон... Или его не было?..

Коробка покупалась перед поездкой в лагерь. Хотя зубная щётка у меня имелась и безотносительно поездок. И зубной порошок в круглой коробочке стоял на умывальнике. Я почему-то любила чистить зубы, и именно порошком, только чтоб не сильно мятным. "Детский" был в самый раз, а "Особый" и "Мятный" - неприятные, мне не нравится вкус концентрированной мяты и ментола.

Мама, видимо, хорошо понимала разницу в том, что приятнее брать с собой: старую щётку, по отдельности купленные мыло и порошок, или такой наборчик. Вот не помню, какие гигиенические принадлежности брали в поездки родители. Наверно, тоже что-то новое покупали, потому что поездки случались редко, не каждый год, можно было позволить себе такой расход. А отец шутил, что "в поезде зубы чистит даже тот, кто дома их никогда не чистит".

Впервые я увидела "Мойдодыр", когда он был куплен кому-то из старших сестёр. Видимо, её отправляли в лагерь. С тех пор мне ужасно хотелось такую коробочку. И вот я тоже подросла, и мне взяли путёвку, и коробочка тоже была куплена.

Мне нравился "Мойдодыр" и на ощупь, и на запах. Это была первая приятная составляющая поездки в лагерь.

Второй приятной составляющей была еда.
В лагере почему-то были только городские дети, хотя я ездила в самые обычные "областные" лагеря, куда путёвка стоила очень дёшево, а детям колхозников, возможно, и вообще бесплатно бы дали. Однако деревенских не было. И почему-то среди детей считалось "хорошим тоном" ругать еду, особенно каши и макароны. "Хлебным" котлетам тоже доставалось. Все рассказывали, как их заставляли есть эту кашу (макароны, котлеты) - или в садике, или в школе, или дома, и как теперь они всё это терпеть не могут.
Действительно, немалое количество каши и макарон уходило в чаны для свиней. Но что-то я не видела, чтоб туда же выбрасывались котлеты. Хоть и хлебные.

Лично мне, человеку не разбалованному и не закормленному, нравилось всё - и каши, и котлеты, и супы. Как ни странно, мне нравилось даже жидковатое пюре на воде (особенно с подливкой), хотя дома в пюре добавлялось молоко, и оно было определённо вкусней, но - лагерное тоже нравилось.
В рассказах о пионерлагерях всегда упоминалась "добавка".  И поэтому (привычка верить печатному слову уже была)  я ожидала, что дети будут выстраиваться в очередь за "добавкой". Но ничего такого не было. То, что многие хотели бы взять, не полагалось в качестве добавки, а что было можно - того не хотели. Я бы иной раз не отказалась и от второй порции каши, но стеснялась просить, раз никто не просит.
Компот из сухофруктов (варили только такой) был противновато-безвкусным, несмотря на то, что фрукты (противно-раскисшие) занимали по полстакана. Но тоже ничего страшного, можно было и выпить.

Остальное - не нравилось. Не нравились бесконечные "соревнования между отрядами" во всяких неинтересных мне делах. Не нравилось ходить строем, говорить речёвки и петь песни. Не нравилось, когда мне было 10 лет, а в 12 лет, когда я приехала в лагерь во 2-й (и в последний) раз, даже как-то стыдновато было. Не представляю, что чувствовали старшеклассники, старшие отряды ведь то же самое делали.

Лес вокруг лагеря нравился, но выходить за территорию запрещалось.
Купаться нас водили на какую-то лесную речку с заросшими травой берегами, вроде нашей деревенской Свинки, только она была пошире Свинки, и вода в ней была не такая ледяная (Свинка - родниковый ручей, протекающий через болото). Не ледяная, зато мутноватая.
Мы-то в Свинке не купались - так, пару раз ходили окунуться  "для прикола", как сейчас бы сказали.
А купались мы дома в речке Белизне, там вода  была тёплая, прозрачная, дно песчаное, на берегах тоже имелся, хоть и не везде, песок. Нет, купаться в лагере мне не нравилось.

Утреннюю зарядку портили не в меру крикливые и фальшиво-бодрые физруки и физручки. Вообще-то я любила физические упражнения, тем более что в лагере мы их делали под музыку. Получалось почти как по радио: "Музыкальное сопровождение - пианист Потапов". Только вместо пианиста был баянист, какой-нибудь Николай Михалыч или Юрий Палыч. Без физруков мне бы, наверно, зарядка нравилась.

Зарядке предшествовала процедура умывания. Умывальники располагались на улице, конструкция была  такая: на длинной горизонтальной трубе имелось множество краников, вода из-под которых стекала в такое же длинное "корытце". Из "корытца" вода в нескольких местах уходила куда-то вниз. Для мытья ног существовало аналогичное инженерное сооружение, но пониже, и к "корытцу" был приделан бордюрчик, куда можно было поставить ногу.
Что плохого было в умывании, так это то, что мальчишки любили брызгаться и даже плеваться, и пахло от этих умывальников чем-то не очень хорошим, хоть и с явной примесью запаха мыла. А от "Мойдодыра" тоже пахло мылом, но как-то совсем по-другому.

Мне бы понравился костёр (мы, деревенские дети, любили "посиделки" у костра в роще), если бы это было не такое массовое "мероприятие".  Вокруг костра  - кто в передних рядах, но подальше от огня, конечно, кто в задних, кто вообще "на задворках" - размещалась огромная толпа детей, воспитателей и вожатых.
Пели: "Взвейтесь кострами, синие ночи, мы - пионееееры, дети рабочих. Близится эра светлых годов, клич пионера: "Всегда будь готов!" Радостным шагом с песней весёлой мы выступааааем за комсомолом..." и т.д.

Среди пионеров в лагере были не только дети рабочих, хотя они, полагаю, составляли большинство. В свой второй приезд я познакомилась в отряде с Леной П., девочкой явно не из рабочей семьи. Вот, запомнила же! Сколько лиц мелькало перед глазами за время пребывания в лагере, почти все стёрлись из памяти начисто. Помню только лицо одной вожатой (имя не помню), лицо одного из директоров (имя тоже не помню) и эту девочку.
Не только лицо - её внешность целиком запомнилась, и даже одно из её платьев, фасон и цвет. И то, как она разговаривала. А она, что бы ни говорила, всегда очень важничала. Лена была первой встреченной мной представительницей определённого женского типажа, позже я таких взрослых "Лен" встречала немало.
Они всегда даже не то что уверены в себе - они в любых своих действиях видят некий эталон для окружающих, пример и образец для подражания.  Лучшей рекламой чего бы то ни было они считают слова "Я это делаю", "Я этим пользуюсь" и т.п.
- Смотри, вон стоит порошок (крем, шампунь...), которым я пользуюсь. (Следует пауза и недоумевающий взгляд: "Почему не бросаешься со всех ног покупать?")
Или:
- Наш сын начал ходить на частные уроки английского к И.Н.
- Английский для малышей - хорошее дело. Наш уже 2 года занимается у Л.В.
- Я могу поговорить с И.Н., чтоб она вашего тоже взяла.
Или:
- Ты из парикмахерской (от стоматолога...)? А я хожу к .... Давай тебе дам телефон для записи.

Так вот, Лена важничала, даже говоря что-нибудь вроде: "Я ноги вечером никогда не мою. Я протираю их влажной губкой. А потом вытираю ножным полотенцем".

Без присмотра взрослых девочки пели совсем другие песни. Я говорю "девочки", потому что и в первый раз, когда я была в лагере, и во второй раз девочки и мальчики почему-то не общались между собой. Только на "мероприятиях" и на "соревнованиях между отрядами". Ну, там всё было "по сценарию". А так - нет, что меня и удивляло. В деревне компании были смешанные, и в школе не было "раздельного" общения.

Я с интересом слушала то, что пели девочки, потому что это было ново для меня.
Иногда - откровенный блатняк. Например, про какого-то "атамана" (пахана): "...У атамана голубенькие глазки, у атамана белый чуб назад, у атамана ботиночки со скрипом, и много смотрит на него девчат. Но атаману до них какое дело - любил он Олю, Оленьку одну. У Оли глазки, глазки голубые, у Оли косы, косы золотые..."
Потом там события разворачиваются в ресторане (где ж ещё?), некая Таня из банды начинает качать права на атамана. "Оля смотрит на Таню возмущённо и в ней сестру родную узнаёт: "Послушай, Таня, где ты пропадала, тебя ведь дома семья родная ждёт". Но Таня в ходе ссоры заявляет сестре: "Ты мне уступишь, уступишь атамана, или живою отсюда не уйдёшь!" В конце, скорее всего, поножовщина (по законам жанра), однако не утверждаю, подзабыла.

А то вот ещё пели, даже не знаю, к чему отнести (блатняк?нет?), про матроса и японку. Текст, в отличие от текста про атамана, вызывал у меня массу вопросов.

"Чайный домик (почему "чайный"?), точно бонбоньерка (девочки пели - "точно бакбарьера", я не могла понять, что это такое, но когда я дома "исполнила" песню для старшей сестры Нади, она мне сказала: "Что ещё за "бакбарьера"? Наверно, бонбоньерка!"), палисадник из цветущих роз... С палубы английской канонерки как-то раз забрёл сюда матрос. Он зашёл сюда не по закону, как и подобает морякам (а почему им так подобает?), заказал вина на две персоны (почему сразу на две, если пришёл один? а что представляет собой "чайный домик", я по малолетству не догадывалась) и одну бутылку коньяка. Там была красивая японка, напевала что-то про любовь..."
Дальнейший сюжет понятен, в конце: "Десять лет, как в сказке, пролетело, у японки мальчик подрастал. Сероглазый с чёрными бровями, он японку мамой называл". (а как ему её называть, если она мама?)
Ну, там вроде опять встреча, а в самом конце - ни в склад, ни в лад: "Я пью-пью-пью, сколько роз в моём саду... Выпью рюмку водки, потому что я его люблю". Почему-то именно эти последние строчки девочки пели с особенно сильным чувством, вкладывая в них, что называется, всю душу.

Я не хочу сказать, что у нас в деревне не было ничего грязно-пошлого, тупо-пошлого и не было блатняка.  Всего этого имелось - уууу... - более, чем достаточно. Даже в школе. Чего стоила песенка про "Дарью, Марью, Акулину", которую мы разучивали в 3-м классе! Надо бы текст и этого шедевра показать.
Но с городским блатняком я познакомилась именно в пионерском лагере. И вот помнится же до сих пор это убожество (понятно, что песенок я слышала не две и не три).

А где-то были "Артек" и "Орлёнок".... В каком-то другом мире.

Расспросить бы кого из ребятишек, кто недавно отдыхал в нашей местной "Сосновке", что и как теперь в лагерях... Но разве "закадровые" детали узнаешь?..

Коробочку "Мойдодыра", как и её слабый запах чистоты, мне всегда хотелось сохранить как можно дольше, и я её не выбрасывала, пока она совсем не ломалась.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хорошо, что в этом году 1 апреля выпадает на воскресенье, а то бы Александр опять бы налил водки в кулер. Нормально так завтракать сели.. Танюшка обалденная! Настоящий кенгуренок беременный.   Она как вылезла в этой полосатой пижаме на ...
Update Пресс -службу Беларусбанка-на мыло.Позвонил, уточнил. Многодетным семьям и в малых городах кредитование не приостановлено, а вот эти ставки размещенные на сайте - это ставки если используются ресурсы Беларусбанка а не фин линии от Минфина. В ...
Список экзопланет пополнился очередным наименованием. Вновь открытая планета находится в системе KELT-4, расположенной от нас на расстоянии 680 световых лет. Система была обнаружена свыше 40 лет назад, но лишь во время недавнего обзора, проведенного с помощью пары автоматизированных телеск ...
и что вы про это думаете? а выбирали из этого , ...
Я не понимаю, откуда в любом женском коллективе, словно вши на бездомном псе, заводятся принцессы. И вроде, страшнее она не менее остальных, и не по годам глупа, чуть более остальных, и скучна, как стадо необразованных бегемотов в тухлом болоте. Разве что ноги начинает брить раньше всех - ...