Мой любимый патриарший нелюбовный треугольник: Мефодий-Игнатий-Фотий

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
я не раз о нем писал: св. Мефодий согласился стать патриархом и принять сказку о чудесном посмертном превращении императора-иконоборца в православного («Торжество православия») (https://diak-kuraev.livejournal.com/3313035.html; https://diak-kuraev.livejournal.com/4471971.html
Взамен царица разрешила ему провести чистку в рядах духовенства, и он лишил сана 14 000 священников, которые хотя сами почитаил иконы, но были в общении с епископами-иконоборцами.
Вскоре патриархом стал св. Игнатий. Он их восстановил в сане. Потом — св. Фотий, потом опять Игнатий и паки Фотий. Анафемы гремели над их головами и исходили из их святейших уст.
Сегодня же архим. Феогност поставил вопрос о канонических последствиях этой ярмарки амбиций:
«ЕЩЕ РАЗ ОБ АРХИЕРЕЯХ, «ЛИШЕННЫХ САНА»:
Григорий Асвеста, митрополит Сиракузский († 880)
О нем см: ПЭ, 12: 667-668
Под конец авторитарного правления свт. Мефодия Константинопольского († 847) в столичном клире, дворцовой аристократии и, как следствие, в иерархии наметился раскол: Столичный Студийский монастырь постоянно подчеркивал свою уникальность и «автокефальность» (периодами там даже прекращали возносить имя патриарха), а Мефодий, действуя в логике епископской власти, подвергал их – и их сторонников по всему патриархату – каноническим прещениям (вплоть до интердиктов и отлучения от причастия). Расслоение прошло по линии сторонников «монашеского аскетизма» (с ненавистью ко всей светской культуре) и «интеллигентского христианства» (носителем которого и были Мефодий и Асвеста). Но после смерти довольно властного патриарха (отстаивавшего свободу Церкви перед лицом натиска со стороны империи) императорский дворец (в лице императрицы-регентши Феодоры) сделал ставку на партию студитов. Следующим патриархом стал евнух Игнатий – яркая икона мракобесия и невежества. Едва он стал патриархом, начались расправы с наиболее ведущими представителя партии покойного патриарха. В свою очередь Асвеста и еще несколько митрополитов не признали патриаршество Игнатия и прекратили возносить его имя. В ответ Игнатий в 852 г. собрал собор и, как полагается в таких случаях, «за учинение раскола» лишил сана и церковного общения Асвесту и прочих митрополитов, а на его место был направлен ставленник Игнатия – Фёдор. Можно сказать, что Игнатий еще «милостиво» ждал 5 лет (с 847 г.), пока «раскольники образумятся». Асвеста бежал в Рим, однако, там был запрещен в служении, а дело его было вызвано у Игнатия на дознание. Пока Асвеста, проживая в Риме, ждал, что Игнатий пришлет материалы его дела (а Игнатий и не собирался), в столице произошел переворот: В 856 г. кесарь Варда убил регента Феоктиста, а императрицу Феодору отстранил от управления именем ее сына – Михаила (беспробудного алкоголика). После зачистки политических противников он взялся и за иерархию – 23.10.858 г. Игнатий был отправлен в ссылку, а на его место назначен мирянин Фотий – давний друг Асвесты. Но так как никто из епископата (не признав незаконное отстранение патриарха, каким бы он ни был) не решался начать посвящать Фотия по церковным степеням, то из Рима по приглашению прибыл Асвеста. Его дело так и не было «закрыто», т.е. формально он считался «лишенным сана» в Константинопольской Церкви и «запрещенным» в Риме (запрещенным потому, что Рим уже в то время не признавал «лишение сана» как потерю священства; для Рима все сводилось к отстранению от должности с потерей знаков чести и пожизненным запрещением в служении).
Асвеста прибыл в Константинополь и светская власть оттеснила от Святой Софии сторонников Игнатий, а Асвесте открыла двери. И там он, на Рождество Христово, 25 декабря 858 г. – официально соборно «лишенный сана монах Асвеста» – совершил над Фотием все чины поставления от монаха и чтеца до пресвитера. На епископскую хиротонию понадобился 2-й епископ, и Григорий вызволил из тюрьмы еще одного епископа, тоже – как и сам Асвеста – лишенного сана собором патриарха Игнатия за какие-то вполне очевидные вины (т.е. этот второй был еще и осужден вполне обоснованно). И вот эти двое «лишенных сана» рукоположили Фотия и интронизировали на патриарший престол. В ответ Фотий вернул кафедры рукоположившим его епископам. Но в окт. 867 г. Фотия постигла участь Игнатия: Дворцовый переворот 856 г. сделал его патриархом. Дворцовый же переворот 867 г. поменял Игнатий и Фотия местами: опальный патриарх вернулся на кафедру, а Фотий отправился в ссылку. Вместе с ним были низложены и все его друзья. Но на помощь митрополиту Сиракузскому пришли международные потрясения: В 859 г. арабы захватили Энну (Кастроджованни) на Сицилии и отрезали сообщения Сиракуз с «внешним миром». Так что имперская администрация не могла выполнить приказ императора – арестовать низложенного митрополита и сопроводить в ссылку.Начало