«Мой город древний, молодой». Эту картину Мая Данцига должен знать каждый

Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». В этом выпуске говорим об индустриальном пейзаже «Мой город древний, молодой» — его наверняка видели многие белорусы, но вряд ли бы объяснили, что в нем такого.
Когда и кем была написана картина, или почему Данциг имел право «искажать» Минск
«Мой город древний, молодой» — работа белорусского художника Мая Данцига. Он родился в 1930 году в Минске, военные годы провел с семьей в эвакуации в Ульяновске. Когда вернулся в Беларусь, окончил Минское художественное училище, а вскоре и Московский художественный институт имени Сурикова.

В 1958-м Данциг представил свою дипломную работу и с того же года начал преподавать в нынешней Академии искусств. Картина «Мой город древний, молодой» появилась на свет в 1972 году, когда Данциг стал известным в стране художником. К тому времени он 10 лет входил в правление Союза художников БССР.
К тому времени у минчанина уже было портфолио с картинами, изображающими пейзажи столицы. И это неслучайно: Данциг всю жизнь, кроме военных и университетских лет, прожил в Минске, поэтому облик города менялся прямо у него на глазах. Столкновение прошлого и настоящего, сочетание дыхания древности и молодых архитектурных форм — об этом картины Данцига.
Особенно художник любил Немигу и окрестности — эти места запечатлены на нескольких картинах автора. Причем на первый взгляд изображенные места будут казаться вам знакомыми, но на самом деле в год появления работы они выглядели совсем не так. Картины Данцига мало соотносятся с Google-картами, если бы они существовали в 20 веке. Но в этом и фишка художника — его видение города.
Как раз до начала 1970-х годов, когда появился «Мой город древний, молодой», улица Немига представляла собой застройку из старинных зданий 16−19 веков. Часть из них снесли, чтобы возвести новые дома. Об этом и рассказывает картина Данцига.
Почему «Мой город древний, молодой» — не просто пейзаж Минска
Как и многие произведения Данцига, «Мой город древний, молодой» — внушительная по масштабам картина (художник тяготел к большим форматам). Ракурс для городского пейзажа выбран не самый обычный — как будто это фото с высоты птичьего полета.
Новостройки Минска 1970-х — в частности, здание Белпромпроекта — выглядят не так бездушно благодаря общей композиции картины. Использованы теплые и яркие цвета, машины и люди находятся в движении, всё вокруг дышит и живет. Но если присмотреться, то такой эффект полотну придают не только эти детали.
Дело в том, что Данциг умышленно «сохранил» старые постройки города, которые уже разрушила беспощадная урбанизация. В правом нижнем углу картины, например, изображена готическая Холодная синагога 16 века постройки. В этом месте ранее жили преимущественно евреи, а во время войны именно на этом месте было Минское гетто — и это тоже, возможно, одна из причин тяготения Данцига к Немиге. В конце 20 века художник много времени и сил уделял еврейской культуре.
Получается, пока в реальности реконструкторы Минска уничтожали памятники архитектуры, Данциг бережно их сохранял в своих панорамах города. Впрочем, не только их — сохранившийся до сегодня храм 17 века, нынешний православный Свято-Духов кафедральный собор тоже здесь есть.
По картинам Данцига можно проводить городские экскурсии, вспоминая прошлое и описывая настоящее. «Мой город древний, молодой» — своеобразный художественно-исторический памятник Минска. Художник переосмысливает сущность города, синтезирует новый облик столицы из своего опыта, знаний, эмоций.
Благодаря Данцигу легко задуматься об относительности времени. Сколько живем мы, а сколько — наш город? Какие здания стоят веками, а какие — только возведены и уже меняют столицу? Эти вопросы неизменно приходят в голову при взгляде на индустриальные пейзажи Данцига. Причем все эти мысли не кажутся депрессивными благодаря манере творчества художника. Он утверждал, что «живопись должна быть жизнеутверждающей», даже если сюжет драматичен.
В интервью журналу «Мастацтва» в 2009 году Данциг говорил: «Праўда, калі параўноўваеш творы Пікаса і яго сучасніка Маціса, разумееш, што такое мысленне колерам. <�…> Маціс марыў, каб яго жывапіс быў „мяккім крэслам“ для наведвальніка, каб пры сузіранні яго карцін глядач забываўся пра рэальнасць. Ці можна гэтак любавацца работамі Пікаса? Сумняваюся. Ён калючы, нервовы, рэзкі. А сапраўдны жывапісец павінен несці эмацыянальнае задавальненне, радасць адчування». С ним можно не соглашаться, но именно это «эмоциональное удовлетворение» — то, по чему можно узнать его картины, его Минск.
Май Данциг умер в 2017 году. Последние 40 лет жизни он занимался темой еврейской культуры, способствовал открытию первой еврейской воскресной школы в Минске, был председателем комиссии по созданию комплекса «Яма», работал над сохранением памяти узников Минского гетто. Также представил монументальную работу «И помнит мир спасённый…», которую писал с 1985 по 1995 годы.
Можно ли увидеть работу «Мой город древний, молодой» в Беларуси
Да. Картина находится в Национальном художественном музее в Минске. Полотно входит в коллекцию «50 шедевров».

Напомним, что в последнюю среду каждого месяца в музей можно попасть по льготной цене (взрослым — 4 рубля, школьникам и студентам дневной формы обучения — 2 рубля). В этом месяце такой день выпадает на 28 апреля.

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.

Поделитесь ссылкой:
|
</> |