моторный голод как он есть
demyan — 29.03.2024 Обнаружился в известном месте такой вот документИз которого видно, что самых мощных и, как оказалось по факту, самых распространённых моторов русской отвёрточной сборки ("Сальмсон") приняли с апреля по декабрь 368. По Котельникову собрали их в 1916-м 461 шт. (видимо, не все собранные успели сдать). Завод организовали в 1915-м, но до мая 1916 он двигатели не сдавал, собирать первый начали в августе 1915-го. А самолётов с этими моторами по сведениям Соболева 2011 г. (которые с тех пор уточнялись, но кардинального изменения итоговых цифр ожидать не приходится) заводы Меллера/Брежнева, Анатры, Щетинина и Лебедева собрали и сдали в 1916-м 770 (Вуазены, ВИ, Фарманы 27 и 30, М-9, Лебеди XII и Анасаль), в два раза больше.
С массовыми ротативными моторами вообще случился ужас. От "Гнома" за три квартала 1916 г. приняли только 63, а эвакуированный в Москву рижский "Мотор" выпускал лишь запчасти. Причины изложены в этой неплохой статье.
Продолжаем давиться и грызть булки (которые, кстати, к Новому году 1917 в Питере и печь для быдла запретили под угрозой штрафа, хотя Невский гулял напропалую)...
UPD
К этому уместно добавить пару цитат будущего эмигранта ген.-м. Д.В. Яковлева, который тогда был начальником УВВФ (т.е. органа, ведающего снабжением фронта авиационным и воздухоплавательным имуществом) и одно замечание. Доклад (РГВИА, ф.493, оп.2, д.19) подан 19.10.1917 (старого стиля), до этого Яковлев и летом подавал столь же катастрофические доклады.
"Планомерная программа создания в России авиационной промышленности, при огромных технических и других трудностях её осуществления, могла дать результаты лишь в области собственно аэропланостроения. В области наиболее ответственной и серьёзной, в постройке авиационных моторов, со всеми необходимыми для таковой подсобными производствами, к началу настоящего года, при всех огромных затраченных на то усилиях, производство наладить не удалось; ныне же при общем расстройстве русской промышленности и вовсе нельзя ожидать сколько нибудь значительных успехов в этом отношении."
Далее Яковлев говорит, что надеяться можно было только на импорт, однако эти надежды рухнули, а потому заказ новых самолётов несёт только убыток казне.
"...
2) не имея возможности выработать какую-либо программу заказов русским аэропланным заводам в виду неопределенности моторной программы,
3) не имея полномочий приостановить эти заказы, учитывая неизбежное за сим закрытие заводов и невозможность последующего восстановления производства в сколько нибудь короткий срок,
4) имея в виду многомиллионные убытки казне от бесполезных заказов, неиспользуемых по независящим от Управления причинам,
я не считаю возможным нести ответственность за хаотическую бесхозяйственность дела, изменение которой лежит вне моей власти."
В 1917-м на нашем фронте развернулась-таки довольно интенсивная воздушная война. Практика показала, что авиачастям требовалось в месяц обновлять до 40% парка, для того, чтобы ИВВФ просто поддерживал свою численность на фронте.
__________________
Руки прочь от коммунизма в России!
|
</> |