Москву-реку осушат и замостят тротуарной плиткой
novser — 23.12.2014 — Общество Москва конечно не Венеция и даже не Санкт-Петербург, но у нас тут тоже есть водная артерия, и с этим надо что-то делать. Рыть в столице каналы и запускать в них гондольеров ни к чему, однако реку-Москву можно было бы использовать и поактивней. Скажем так, пока складывается впечатление, что река для города - это тяжкое бремя, а не ценный ресурс.В принципе, такая позиция не лишена оснований. Москва-река источником воды для города не является. Вода в кране берется из водохранилищ. Транспорт по реке особо не курсирует. Хотя до 2006-го года существовали речные трамваи, бывшие номинально водным общественным транспортом, но реально использовавшиеся в основном в экскурсионно-рекреационных целях. Они и сейчас используются таким образом, собственно. Грузовые перевозки, в основном песка и других строительных материалов, осуществляются, но не так что б очень активно. В 1990-х годах из-за отсутствия работы несколько судов вообще были проданы из Московского пароходства на Дунай в Австрию и Болгарию, для работы в качестве паромов. Купаться в реке тоже удовольствие не из приятных. Состояние воды характеризуется как "умеренно-загрязнённая" в лучшем случае и просто "загрязненная" во всех остальных случаях.
Мало того, река пронизывает весь город с юго-востока на север. Соответственно, есть необходимость реку пересекать. Для этого нужны мосты. Последних в Москве, наверное, достаточно, но распределены они по городу уж очень неравномерно. В центре вроде как все нормально, но вот, например, в ЮВАО просто беда. Там есть Братеевский мост, соединяющий Марьино и Братеево. Вокруг него на несколько километров пустота и совершенно непересекаемая безмятежная водная гладь. Форсировать реку альтернативным способом можно либо МКАДу до которого 12 км, либо по Нагатинскому мосту, до которого 22 км. Можно вплавь, но это если только вы не боитесь встретить Чужого или Ктулху, которые наверняка обосновались где нибудь там, неподалеку от Курьяновской станции аэрации и Московского нефтеперерабатывающего завода в Капотне.
В общем, пользы от реки нет и ее надо пересекать. Прямо скажем, сплошные неудобства. Не удивительно, что некоторые архитекторы разрабатывают идею о том, что б засыпать Москву-реку, а в ее русле сделать парк. Это, конечно, просто фантазия и учебная работа, но стоит иметь в виду, что такой проект существует и может быть даже имеет сторонников. Я не из их числа. Мне река нравится. В конце концов, в городе не так уж много природных объектов, зачем же уничтожать ещё один.
Вот и московские власти склоняются к тому, чтобы сделать из реки то, чем она должна быть в современном мегаполисе. В Гамбурге, Нью-Йорке, Амстердаме, Париже и многих других крупнейших городах набережные уже давно стали местом притяжения, "главной улицей города". В Москве же пока обустроено лишь чуть больше четверти прибрежных территорий. Правда теперь все начнет меняться.
Некоторое время назад в Москве был объявлен открытый международный конкурс на разработку концепции градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки. В ходе IV Московского урбанистического форума определился победитель конкурса. По единогласному мнению жюри им стало бюро "Проект Меганом".
В своей концепции "Меганом" сделал ставку на создание так называемых "портов будущего". Вдоль реки появятся 11 масштабных и 26 локальных общественных пространств, задуманных как новые центры городской жизни и транспортно-пересадочные узлы. Например, в Мневниковской пойме, куда планируют перевести Государственную Думу и Совет Федерации, бюро предложило разместить десяток парков, масштабную площадь и новый городской район, в котором будет ограничено автомобильное движение.
В Строгинской пойме планируют создать спортивно-оздоровительный комплекс, состоящий из шести различных зон. Все территории соединят Спортивным озером, на котором будут осуществляться регулярные водные перевозки.
На бывшей промзоне ЗИЛ планируется разбить пространство на три зоны. Новые зоны будут пешеходными. Каждую из них посвятят одной из тем: культуре, инновациям или развлечениям.
Реконструкция прибрежных зон будет поделена на три этапа и растянется на двадцать лет, но первых результатов благоустройства стоит ждать уже в ближайшие три года.
Таким образом со временем Москва-река действительно станет сине-зеленой оживленной улицей города. Зоной притяжения горожан и туристов. Заместитель мэра по градостроительной политике Марат Хуснуллин так описывает цели проекта:
Опыт других мегаполисов показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок, для отдыха. Мы же в Москве привыкли, что вдоль набережных идут автомобили, а доступа к реке нет. Фактически пешеходам доступно только 7 процентов берегов Москвы-реки. Это не идет ни в какое сравнение с другими мировыми центрами. Возьмём, скажем, Лондон: там 76 процентов прибрежной полосы Темзы доступны людям, каждый может подойти к воде, прикоснуться к ней. В Париже доступность берегов Сены – 52 процента. Поэтому главная цель проекта – сделать набережные доступными для людей.
В общем, река должна перестать быть обузой города, каковой она сейчас является. Это ценный экологический, рекреационный и транспортный ресурс в условиях мегаполиса, и его возможности следует использовать максимально эффективно.
|
</> |