МОСКВА

топ 100 блогов pora_valit04.10.2011
 МОСКВА Photobucket

МОСКВА. «Пора валить» - так называется сайт для людей, которые устали от жизни в России. А ещё так звучит расхожий призыв от тех, кто встревожен недавно обнародованными планами Владимира Путина – возможно, в течение двух следующих президентских сроков он сохранит контроль над властью в своих руках.

«Еще год назад я говорила своим друзьям, которые тогда уезжали, что никогда этого не сделаю. Ни за что!» - пишет на другом сайте Евгения Лобачева, редактор журнала, - «Но у меня только одна жизнь. Двенадцать лет! Мне будет 43 года!»

Господин Путин уже был у власти 12 лет – первые восемь на посту президента и последние четыре года в качестве премьер-министра, де-факто управляющего государством. Теперь опасения по поводу того, что многие русские называют «периодом застоя», усилены новой волной заявлений со стороны скептиков от народа, которому коррупция и непреодолимое давление системы отрезали пути к переменам и личностному развитию.

«Я хочу жить в стране, где мне не нужно нарушать правила, чтобы жить комфортно» - говорит 29-летний Степан Чижов, торгующий настольными играми типа «Монополия» и готовящийся следующим летом переехать в Канаду вместе с женой.

«Я просто не хочу бороться с системой», - говорит Чижов, - «Я хочу, чтобы система была комфортной для меня. Я хочу жить легко. В ближайшие 20 лет в России не будет никакой возможности жить по закону, жить по правилам, жить комфортно».

Лев Гудков, директор опросного агентства «Левада-центр», говорит, что каждый год Россию покидают 50 000 человек, и в будущем эта цифра возрастет на 10 – 15 тысяч.

«В обществе возобладают депрессивные и мрачные настроения», - говорит Гудков, - «Ситуация неопределенная, тревога растет, есть ощущение застоя и деградации».

Некоторые аналитики уже называют это шестой волной русской эмиграции – первая случилась в 1917 году после Большевистской революции, а самой последней считается постсоветская волна в начале 1990-х.

Определяя эту шестую волну, политолог Дмитрий Орешкин говорит в своей статье, которую в этом году уже много цитировали: «В основном это те, кто в 1990-х под воздействием молодости и врожденного оптимизма считал, что свобода, наконец, настанет, и Россия превратится в нормальную страну. За десятилетие Путин отрезвил их».

Спустя двадцать лет после распада Советского Союза, многие представители образованного среднего класса, надеявшиеся стать частью зрелого, модернизированного общества, чувствуют себя отброшенными назад.

«Прошлое не отпускает нас», - говорит Андрей Золотов, заместитель директора международного новостного агентства «РИА-новости», - «А что, если границы закроют? Это страх, который присутствует всегда».

В самом деле, возможно, сама история российской эмиграции дает толчок к укоренению подобной эмоциональной реакции на невзгоды – пора валить.

«Большинство людей, говорящие подобное, на самом деле говорят не всерьез» - считает 24-летний Илья Клишин, блоггер и журналист, который такие призывы называет «депрессией, помноженной на фатализм и доведенной до абсурда».

В своем блог-посте под заголовком «Я не уеду» он пишет: «С чего это я должен сдать свою страну потерявшим рассудок упырям и смотреть с безопасного отдаления, как она подыхает?»

«Это бегство особенно катастрофично тем, что, по словам экспертов, лишает Россию наиболее квалифицированных граждан. Среди тех, кто уезжает, в три раза больше людей с высшим образованием, чем среди тех, кто остается» - говорит Орешкин.

Президент Дмитрий Медведев, который, как ожидается, поменяется местами с господином Путиным и станет премьер-министром после мартовских выборов, неоднократно сетовал на «утечку мозгов» и говорил, не вдаваясь в детали, что государство должно создавать «благоприятные условия» для ученых и других специалистов, побуждая их остаться.

«Кроме того», - говорит Орешкин, - «Это эмиграция денег – в форме средств, которые предприниматели выводят из страны с целью сохранить на будущее и получить выгоды от их участия в прозрачных бизнес-операциях на Западе».

На самом деле так называемая «шестая волна» может количественно превысить все предыдущие, потому что границы России теперь открыты и позволяют людям «уходить не уходя»: в статусе владельцев недвижимости, или в качестве неполных резидентов, живущих за границей лишь часть года, или тех, кто посылает своих детей получать образование за рубежом – с возможностью остаться или вернуться назад. В период драматичного бегства из Советского Союза «до свидания» часто означало «прощай навсегда».

«Если ситуация действительно улучшится, мы рассматриваем для себя возможность вернуться в Россию», - говорит Чижов, планирующий изучать IT и безнес-администрирование в Канаде, - «Но я не думаю, что это произойдет».

Российские анклавы теперь появились не только в столичных Лондоне и Нью-Йорке, но и в таких местах, как юг Франции, Черногория, Кипр, Тайланд – часто с вывесками на русском языке и русскими радиостанциями.

В то же время не все, кто остается в России, действительно всем сердцем здесь: многие просто абстрагируются от окружающей реальности – явление, получившее название «внутренняя эмиграция».

«Появилось чувство своей оторванности от системы, чувство отчуждения, понимание того, что ничто на самом деле от тебя не зависит, и что вы сами ничего не значите», - говорит Золотов, - «Это приводит к так называемой внутренней эмиграции. Вы прекращаете смотреть телевизор, уходите в свою личное пространство, отключаетесь от страны вокруг вас».

Некоторые заходят еще дальше, становясь «ксенопатриотами» - начинают отождествлять себя с другими народами и культурами – японской, английской, шотландской, каталонской – изучают историю, язык и обычаи новой воображаемой родины.

Валерия Корчагина, 40 лет, журналист. Одна из тех, кто эмигрировал в реальном мире. Хотя, по ее словам, делать этого она не собиралась – даже притом, что уровень ее личной разочарованности вырос за последние десять лет.

«Вероятно, я никогда бы этого не сделала», - пишет она в своем письме из нового дома в Брюсселе, - «Но 6 июля 2009 года родились мои близнецы. Все изменилось».

«Видя это место, во всех смыслах слишком несправедливое и опасное», - пишет она, - «и – самое главное – лишенное надежды на изменения к лучшему, я поняла, что не хочу, чтобы мои дети имели с ним что-либо общее».

Корчагина говорит, что благодарна своей принадлежности к среднему классу, которая и дала ей возможность уехать, а не бороться с невзгодами – теперь ей это очевидно.

«Честно, я не могу вам сказать, как надолго мы уехали», - пишет она, - «Но уверена, что посещать страну будем. Мои родители и бабушка с дедушкой все еще там. Что касается того, хочу ли я вернуться и жить в России в ближайшее время, то, скорее всего, нет».

Автор: Ольга Слободчикова (Olga Slobodchikova)
Переводчик:  МОСКВА [info]selmadora

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://kinozal.tv/details.php?id=1064731 Очень рекомендую посмотреть. Подумать. И решить, какой третий вариант развития ситуации есть в России. Кроме сталинизма, или полного ...
Что, правда такое бывает? Сука, не надо никакого Эльбруса... ...
Было бы логичным полагать, что теперь в обиход вернутся давно утерянные уже названия: жандарм, охранка, филер, сыск, полициймейстер, околоточные надзиратели , урядники и городовые. Потом революция , матросы, ОГПУ, и ,наконец, наша родная ...
Девушки все стремятся похудеть. Это неотъемлемое желание нашего поколения без оглядки ни на текущий статус кондиции тушки, ни на перспективы чудесного преображения. Худеют матроны, худеют чахлые старшеклассницы, худеют дети. Вот и звезда отечественной эстрады мощно похудела. Сбросила, ска ...
Представляю, какие страдания перенесли вчера, 9 Мая, детишки и внучата предателей, коллаборационистов, тайных симпатизантов Гитлера и нацизма, разделяющие идеи своих предков-преступников. Да и сами современные предатели, коллаборационисты, ненавистники России и русских. Даже жалко их. Но ...