Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

топ 100 блогов babs7110.04.2022 Пришло время рассказать о самом сильном впечатлении от поездки в Москву - выставки Михаила Врубеля в Третьяковской галерее на Крымском валу. Выставка оказалась очень сильной и превзошла все мои ожидания. Перед походом на нее я думал, что Врубель, конечно, большой художник, но ведь добрая половина его живописных работ постоянно висит в Русском музее, в котором я бываю регулярно, да и московские работы Врубеля я видел этим летом. Однако все вместе эти работы производят совершенно иной эффект, а кроме того висят они совершенно иначе, что тоже играет свою роль (особенно с работами из Питера).  И это не говоря о том, что добрую половину работ Врубеля (в первую очередь графику) я увидел впервые.
Успел я на нее буквально в последний момент (на следующий день она уже закрывалась). Как я уже упоминал в одном из предыдущих постов, посещать ее пришлось в "дополнительное время" - после восьми вечера, при этом на выставке все равно было много народа. А тем, кто не успел на нее предлагаю совершить по ней хотя бы виртуальную прогулку.
Начинается выставка сразу "с козырей". У входа на нее висит "Царевная-Лебедь": Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
А далее следует зал, где висят все три демона (тема эта, как известно, занимала Врубеля на протяжении всей его жизни):
"Демон сидящий":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Демон поверженный":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И "Демон летящий"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Интересно, что именно "Демон летящий", судя по всему, ознаменовал слом психики Врубеля, став одним из первых симптомов надвигающегося безумия. После того как Врубель представил работу на выставку, оказалось, что освещение там совсем другое, чем у него в мастерской, и картина стала восприниматься иначе. Врубель прямо на выставке принялся ее многократно переписывать (по воспоминаниям современников эти переписывания скорее портили ее, чем улучшали). Впрочем, надо признать, что Врубель - не единственный пример такого поведения художника. Тот же Репин упорно переписывал "Иван Грозный и сын его Иван" прямо в Третьяковской галерее, так что Третьяков в итоге распорядился, чтобы сторожа не пускали Репина, если увидят, что он несет краски.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Интересно обустроена сама выставка. Залы разделены перегородками, в которых проделаны "пробоины":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
"Демоническая" тема продолжается и в соседнем зале, где выставлена графика - иллюстрации к "Демону" Лермонтова и тому подобное. Но я обратил внимание в первую очередь на вот этот эффектный рисунок 1890-го года в духе старых мастеров:. Интересно, что сперва он был назван "Голова ангела",(он сделан на обороте эскизов для росписей Князь-Владимирского собора) но позднее его переименовали в "Голову демона"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Эскиз к "Сидящему демону":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Тут же висит и портрет Петра Петровича Кончаловского - переводчика, издателя (именно он издал лермонтовского "Демона" с иллюстрациями Врубеля, фактически пробив врубелевские иллюстрации, несмотря на серьезное сопротивление), а заодно отца замечательного живописца Петра Кончаловского.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Портреты семейства Арцыбушевых, которые были друзьями и спонсорами Врубеля (причем Арцыбушев покупал некоторые работы Врубеля, отвергнутые заказчиками).
Портрет К. Д. Арцыбушева (как сказано в эксспликации) - практически единственная работа Врубеля, которую сразу безоговорочно признали зрители.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Но мне лично более нравится портрет М. И. Арцыбушевой - работа очень сдержанная, но при этом в ней ощущается сильнейшее внутреннее напряжение:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Портрет С. И. Мамонтова, пожалуй самый сильный из всех портретов Врубеля:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
На выставке он висит в окружении двух львиных масок:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Испанская тема (Врубель активно путешествовал вместе с семейством Мамонтовых).
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Испания":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Гадалка":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Испанская танцовщица в красном"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Испанка в белом"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Завтрак на воздухе"

Два портрета Н. И. Забелы-Врубель, жены и музы художника. Этот портрет - хрестоматийный:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
А вот этот я увидел впервые:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Два "сиреневых" панно. - 1900
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
и 1901-го года (неокончено):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Скандальное "Утро" Врубеля (писалось изначально для особняка Морозова, но было им отвергнуто), выставленное на дягилевской "Выставке русских и финляндских художников" и купленное Тенишевой. Стасов от этого полотна бился в истерике, а Щербов нарисовал преехидную карикатуру, впервые запустив игру слов "Врубель - рубль", которая позднее появится в анекдоте про Брежнева. Карикатура эта также содержала намек на сумасшествие Врубеля, упоминая лечебницу Фрея и стала своеобразным пророчеством - именно в лечебнице Фрея (теперь уже после смены владельца это будет лечебница Бари) Врубель и скончается.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Еще одна работа для особняка Морозова - "Роберт и монахини" (отливка с нее украшала парадную лестницу).
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Пожалуй, это самый главный косяк в обустройстве выставки, в целом сделанной очень неплохо. Дело в том, что скульптуру загнали в угол, так что обойти ее со всех сторон невозможно.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Считается, что Роберту-дьяволу Врубель придал собственные черты, а монахине - черты своей жены (делал он это, кстати, регулярно, примеряя на себя и свою жену самые разные "амплуа"):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Еще один пример такого подхода - "Гамлет и Офелия", где Врубель меряет на себя роль Гамлета:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Эскизы занавеса для частной оперы Мамонтова:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Италия. Наполитанская ночь"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. "Сцена из античной жизни"

Очень эффектный портрет одной из дочерей С. И. Мамонтова - А. С. Мамонтовой:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И вновь керамика:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

А эту богоматерь в свое время выставляли на выставке "Линия Рафаэля" в Эрмитаже как своеобразную интерпретацию "Сикстинской мадонны".
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Хождение по водам" - эскиз фрески. История этой работы довольно забавна. Дело в том, что Серов и Коровни подрядились расписывать церковь в Костроме. Врубель наблюдал за работой друзей и однажды выдал собственный эскиз, которым их совершенно подавил:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Сказочно-русская тематика. Керамическая серия, посвященная опере Римского-Корсакова "Снегурочка":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И костюм Снегурочки из оперы (автор его тоже Врубель):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Садко", также в керамике:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке. Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

и в живописи - "Царевна Волхова":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Напротив -эскизы к "Царевне-Лебедь":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
И просто "Лебедь":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Богатырь" - еще одна небольшая неудача выставки. Его повесили так, что  он со всех точек сильно бликовал. Впрочем я, после некоторых поисков наешл точку, где он не бликует:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И знаменитый камен "Вольга и Микула" (выпущено таких каминов было несколько штук, но в итоге все они стали не каминами, а музейными экспонатами за исключением одного - в доме Бажанова):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
А несколько дальше расположены эскизы этого камина:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Тридцать три богатыря" - незаконченная центральная часть триптиха для особняка Морозова во Введенском (ныне Подсосенском) переулке:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
И эскиз к нему:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Для того же особняка было выполнено вот это панно "Философия" (что-то есть, на мой взгляд, в нем отталкивающее):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Эскиз к нему:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Пан" (Врубель хотел нарисовать на фоне пейзажа свою жену, а потом вместо нее нарисовал Пана):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"К ночи":
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И вновь особняк Морозова на Спиридоновке: Панно по мотивам Фауста.(всего их было пять, сохранилось четыре) были созданы для Готического кабинета:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Триптих должен ыбл висеть на лестнице, так что я попытался представить себе, как бы это воспринималось и сделал несколько кадров в остром ракурсе:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Эскиз витража на тему "Ромео и Джульетта" для того же самого особняка:
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Вместо этого витража был выполнен другой на тему "Встреча рыцаря -победителя". Это витраж на ту же тему, но не из особняка Морозова, а из дома Перцова.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Два эскиза панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Гензель и Гретель. Портрет артисток Т. С. Любатович в роли Гензеля и Н. И. Забелы-Врубель в роли Гретель" (именно на постановке этой оперы Врубель и познакомился со своей будущей женой):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

И вновь демон (правда тут они именуется "Серафим"):
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

Интересная, но на мой взгляд не очень удачная затея музейщиков. Три панно с цветами представляют собой плафон. Музейщики положили их горизонтально (чтобы можно было вблизи посмотреть мазок, а сверху повесили зеркало (чтобы можно было понять, как оно было). Однако зеркало получилось не цельным, а из трех частей, что впечатление несколько портит. ИМХО, если уж не было цельного зеркала, лучше было повесить качественную репродукцию.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.

"Венеция"
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Москва. Врубель в Новой Третьяковке.
Сколько ходил мимо этой работы в Русском, но вот эту пару не замечал (ИМХО, это явно персонажи "Венецианск

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Лоханулись? Или это система уже? Начнем с того, что я частенько на aviasales билеты ищу. Поэтому и спокойненько послала туда родственника из Нижнего до Мин. вод билеты покупать. Сначала сама посмотрела- нормально, дешевле чем РЖД (тем более, что через Москву - поезда прямого от Нижн ...
Т-5 модиф.Д , переделанный в машину артиллероийской разведки. 1944 год. Настоящее вооружение:  только один МГ-34 в шаровой установке справа в башне от "фальшивой" деревянной пушки. 41 штука создана из прошедших ремонт и восстановленных "Пантер". (согласно данным М. Колом ...
Губернатор Свердловской области Александр Мишарин подарил слепому параолимпийцу ЖК- телевизор . Они там совсем ...
Соскочить и уйти от зависимости. Именно так собирается поступить Украина в новом 2020 году, чтобы избавиться от потребности в российском газе. Получается, что российский газ по этой логике — главный наркотик. В этом деле диверсификация рынка украинского газа, по мысли ...