Москва слезам не верит
corbulon — 13.03.2011Приходилось встречать тексты психологов, психоаналитиков, психотерапевтов посвященные чему-то вроде "глубинных психологических проблем" литературных персонажей. Как пример можно привести m_d_n , даму неутомимую в саморекламе и словоизвержении, что даже вызывает некоторое почтение; получившую даже какой-то приз за психоанализ Гоши из фильма "Москва слезам не верит". (Фильм откровенно и подловато фальшивый, но тем показательнее разбор).
Но вот есть ли в этом какой-нибудь "физический смысл"?
Какие тайны можно найти в психике Настасьи Филипповны, или Рогожина, или князя Мышкина? Это же все сам Федор Михайлович, собственной персоной, и никто больше ("Эмма Бовари - это я", честно и открыто сказал Флобер к изумлению публики).
Мне-то всегда по наивности казалось, что массив "проективных тестов", который составляют тексты, к примеру, Достоевского (Толстого, Лескова, Финтифлюшкина ...) это "золотое дно" для психолога. А ведь есть еще и дневники, мемуары, письма.
Лет 80 назад некоторые психоаналитики делали такие попытки, но они, кажется, блистательно провалились, так как основаны были на "голом фрейдизме" и филологи их справедливо и доказательно высмеяли.
Строго говоря, наверняка можно многое сказать о психологии Баха, Прокофьева, Бизе, Шостаковича, Шнитке. Но психологи этим не занимаются: не за что зацепиться? (Заняться что ли в старости?)))
Но что совсем изумляет, так это попытки изучать психологию по коллективным созданиям: персонажам театральных спектаклей, фильмов, шоу.
А там чья психология?
Драматурга? Постановщика? Бригады авторов сценария? Сменного режиссера (если речь идет о сериале)? Актера, наконец? Или, что ближе всего, продюсера?
Ведь кино-персонаж не более чем гомукулус, предназначенный быть похожим на человека, даже очень похожим, но абсолютно послушным всем "авторским волям" сразу.
Конечно понимаю, что такие тексты психологов демонстрируют их эрудицию, недюжинную изобретательность в нанизывании слов, незаурядное трудолюбие и, как в примере с m_d_n , кажется еще и скрытую издевку над доверчивым потребителем беллетристическо-психологических изделий.