рейтинг блогов

Московские Совы в архитектуре. Часть II

топ 100 блогов mycruises19.08.2024 Московские Совы в архитектуре. Часть II

Однажды, во время очередной охоты на сов, пути-дороги привели нас к Зоологическому музею МГУ.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 01.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 02.jpg

Зоологический музей Московского университета — старейший и один из крупнейших московских музееев. Зародился в 1791 году как Кабинет естественной истории Университета. Увеличение коллекции привело к необходимости поиска новых залов для размещения собрания. Попечительский совет Московского университета поручил архитектору Константину Быковскому спроектировать новое здание специально для Зоологического музея.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 03.jpg

Согласно утверждённому проекту архитектора, здание представляло собой двухэтажную постройку с большими окнами, стеклянными сводами и потолочными перекрытиями, которые позволяли увеличить освещение. В крыльях корпуса оборудовали жилые помещения для университетских профессоров как зоологической кафедры, так и кафедры сравнительной анатомии. Фриз, капитель колонн, портики, а также фигуры зверей и птиц были взяты с примера Эрмитажного театра в Петербурге. Строительство завершилось к 1902 году, здание стало одним из первых в Москве, построенных специально под музей.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 04.jpg

Кстати, если вы внимательно посмотрите на первую фотографию, то обнаружите три ряда окон, в действительности же здание по проекту, как я уже указала выше, было выполнено в два этажа, но второй уровень двусветный, то есть с двумя рядами окон, между которыми нет потолочного перекрытия.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 05.jpg

Фасад первого этажа украшен крупным бриллиантовым рустом. Роскошная лепнина соответствует тематике и предназначению здания. Среди колонн и пилястр, среди растительных орнаментов и цветочных гирлянд кто только не прячется. Здесь можно найти целые жанровые сценки из мира животных: охота змей на ящериц, в то время, когда аисты охотятся на змей; за всем этим наблюдают беспокойные обезьяны...

Московские Совы в архитектуре. Часть II 06.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 07.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 08.jpg

На ветках расселись всевозможные птицы и другие попугаи, водоёмы изобилуют осетром, «белки песенки поют, да орешки всё грызут». Здесь можно устраивать игры на зоркость. Я даже не уверена, что все животные мотивы рассмотрела, а так хотелось ничего не пропустить.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 09.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 10.jpg

Летучие мыши, бараны с витыми рогами, цветы и травы, консоли с медвежьими мордами, а в капителях...

Московские Совы в архитектуре. Часть II 11.jpg

ах, всюду, всюду таятся птицы, звери, наблюдают друг за дружкой и за нами, конечно!

Московские Совы в архитектуре. Часть II 12.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 13.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 14.jpg

Надо ли отмечать отдельно, или вы уже заметили среди всего этого изобилия моих дорогих и любимых сов?

Московские Совы в архитектуре. Часть II 15.jpg

Невероятно красивое здание. Можно часами ходить по этим «джунглям», что мы и делали.

После такого роскошества надо немного отдышаться, для этого пройдём в тихие московские переулки.
На пересечении Малого Ржевского и Хлебного переулка нас ожидают сразу два интересных особняка.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 16.jpg

По поводу первого здания были большие волнения, т.к. это посольство Чили. Но пока мы здесь крутились, высматривали и выглядывали, никто к нам не вышел и не пытался арестовать или прогнать. Очень дружелюбный дом, в окне первого этажа даже самовар можно рассмотреть.
А выстроен особняк в 1906 году по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна в традициях английской неоготики для сибирского золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова. С перекрёстка двух переулков хорошо просматриваются два боковых фасада, оформленные высокими острыми фронтонами, в которых устроены мансарды. Окна мансард узкие, сдвоенные, похожи на бойницы. Угол украшает полукруглый многогранный эркер. Как пишут специалисты, этот «эркер-стакан» – предтеча конструктивистских угловых балконов. Верхний карниз эркера оформлен орнаментом в готическом стиле.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 17.jpg

Рассматривая архитектурно-лепной декор, обнаружили птиц в орнаменте второго этажа.
Сандрики с подобием консолей, в которых поселились совы

Московские Совы в архитектуре. Часть II 18.jpg

Другой дом напротив - особняк архитектора С.У. Соловьёва

Московские Совы в архитектуре. Часть II 19.jpg

Знаменитый дом-«бестиарий» архитектора Соловьева 1901–1902 гг. постройки, возможно, является прототипом дома Маргариты в романе М. Булгакова.
Композиция и декор, как утверждают специалисты, заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau. Асимметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше. Карнизы крыши вынесены далеко вперед над стенами, их поддерживают фигурные кованые кронштейны. На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 20.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 21.jpg

У входа оскалился лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева — царь зверей, традиционный символ силы и мужского начала, непрерывной борьбы, солнечного света, царского сана и победы.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 22.jpg

Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика в виде летучей мыши. Издавна летучая мышь — символ таинственности. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 23.jpg

У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада притаились совы. Совы или филины — одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов, символ мудрости и вечной жизни.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 24.jpg

На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга — музы четырёх искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — Афина Паллада, которая в эпоху модерна сменила Аполлона в деле покровительства искусству. Афину, как водится, сопровождает сова.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 25.jpg

Выше Афины — майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой. Все окна имеют разную форму. Громадное трёхчастное окно гостиной на втором этаже по М. Ржевскому переулку украшено по бокам волютами, а снизу — керамическим «ковром» из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 26.jpg

На том же фасаде арочное окно лестницы охраняет, как в средневековом замке, химера.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 27.jpg

Архитектор Соловьев жил в этом доме до 1912 г., с 1912 по 1917 гг. особняк занимал известный художник-график П.Я. Павлинов. После революции особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 г. здесь было посольство Грузии, сейчас располагается, вслушайтесь (!), Секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве. Когда я пытаюсь вникнуть в набор этих слов, у меня мозг закипает. Но мужу удалось донести до моего разума информацию про нынешние дип. отношения России с некоторыми странами.

А у нас уже прямо по курсу доходный дом братьев М.П. и Н.П. Армянских

Московские Совы в архитектуре. Часть II 28.jpg

Дом был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. В 1897 г. они купили владение в месте схода улицы Спиридоновки и Гранатного переулка, на самой стрелке. Угловой доходный дом возводился в два этапа: в 1899 г. вдоль Гранатного пер. был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера (1860-1931), а в 1902 г. архитектор В.А. Величкин (1863-1921), автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырехэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.

Со стороны Спиридоновки на доме можно увидеть памятную доску

Московские Совы в архитектуре. Часть II 29.jpg

В 1974 г. все квартиры расселили, в доме провели капитальную реконструкцию, после которой в дом въехали новые жильцы - Герой Советского Союза, летчик-испытатель М. Галлай, актриса В. Орлова, главный редактор газеты «Московский комсомолец» П. Гусев, певица Е. Шаврина, актер В. Этуш, дзюдоист, чемпион Олимпийских игр в Монреале С. Новиков. Олимпийский чемпион Сергей Петрович Новиков не так давно скончался, но нам посчастливилось пообщаться совершенно случайно с его женой. Женщина вышла из подъезда прогуляться с собачкой, а тут мы со своими фотоаппаратами чем-то привлекли её внимание. Разговор начался, как будто продолжение давней беседы, будто мы старые знакомые, будто и не расставались.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 30.jpg

От неё мы и узнали, как корпуса отстраивались, какой более старый, а какой уже XIX века. Что за местность здесь была раньше, и откуда в Москве взялось название Гранатного переулка. И, конечно, много разговоров было про бывших жильцов.
До 1917 г. в доме конечно же проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир дома находилось частное училище для детей обоего пола, которым заведовала А.Ф. Армянская. Также в доме проживал архитектор Величкин, строивший это здание; хирург А. Мартынов; семья архитектора С. Залесского, автора «Военторга» на Воздвиженке; фрейлина императрицы Е. Долгорукова; балетмейстер Большого театра А. Горский, артист императорских театров Н. Каждан, педагог Народной консерватории Я. Лосев, вдова подполковника О. Повалишина.

Пока рассказываю о жильцах, можете рассматривать декор. Совы прямо перед вами

Московские Совы в архитектуре. Часть II 31.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 32.jpg

После революции доходный дом был национализирован, часть семей осталась в своих старых квартирах, но большую часть дома заняли новые жильцы. По воспоминаниям Е. Петровых, сестры поэта и переводчицы М. Петровых, в то время владельцам квартир разрешалось «самоуплотняться», т.е. пускать в свою квартиру жильцов по своему усмотрению. Так архитектор С. Залесский отдал часть квартиры семье своего чертежника и сестрам Петровых. Образовалась коммунальная квартира, где все проживающие были хорошими знакомыми хозяев. Всё лучше, чем какой-нибудь представитель домкома Швондер выдаст без проверки документы кому попало и подселит к вам с-с-собаку неизвестной породы. А вот ещё превратности судьбы. В квартире Залесского одну комнату занимал сын Саввы Морозова С.С. Морозов, которого содержал на своем довольствии театр, основанный его отцом.

Московские Совы в архитектуре. Часть II 33.jpg

Двери родные не сохранились ни по Спиридоновке

Московские Совы в архитектуре. Часть II 34.jpg

ни по Гранатному переулку

Московские Совы в архитектуре. Часть II 35.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 36.jpg

Московские Совы в архитектуре. Часть II 37.jpg

В начале 1930-х гг. трехэтажную часть дома по Гранатному переулку надстроили двумя этажами специально для актеров и сотрудников Государственного театра им. В.Э. Мейерхольда. В новые квартиры въехали художник А. Арапов, драматург Н. Эрдман, актеры Е. Самойлов, М. Царев, Н. Боголюбов. Мысли вслух: вспомнила коммуналку из пьесы Николая Эрдмана, подумала, что на написание «Самоубийцы» драматурга вдохновила какая-то другая квартира в другом доме, т.к. Эрдман вселился в квартиру по Гранатному переулку только в 1933 году, а пьеса была написана в 1928-ом. Да и прожил он в Гранатном переулке совсем недолго. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята», начинались съёмки, однако во время съёмок комедии в Гаграх, в том же 1933 году Эрдман и Масс были арестованы. Освободившись в 1936 году, Эрдман больше не имел права проживать в столице... Такие люди жили здесь.

А это современные жители дома, среди них и наша собеседница

Московские Совы в архитектуре. Часть II 38.jpg

Наш разговор прервался так же, как начался. «Ругайте меня, заболтала вас...», - и ушла не попрощавшись.

Будет продолжение...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Путин сегодня: "Мы же не троцкисты: «движение — все, конечная цель — ничто». Владимир Васильевич! Как вы вообще сдали жкщасен по истории КПСС? Ну Зачем же путь Берштейна с Бронштейном!!!! Троцкий как раз был яростным противником этой формулы. Ему со всякими каутскими было не по ...
А как вы считаете, насколько эффективной может быть пропаганда ? Какой процент граждан она способна переубедить ? Мой собственный опыт говорит о ну очень слабой эффективности пропаганды в нынешнем Израиле. Ну в самом деле - эффект от всех этих уроков мира и прочей пропаганды европейских ...
зима - единственное время года, когда в Крым ездить можно. людей мало, красоты моря, озер, водопадов и гор - много.         кроме известных музеев Грина и Айвазовского, в Феодосии есть душевный музей дельтапланеризма, а ...
Не помню, говорил ли я, что "Тихоокеанский рубеж" - это "Евангелион", сделанный не худым невротичным японцем, перечитавшим Талмуда, а толстым добродушным мексиканцем, зачитавшим Лавкрафта? В общем, говорю. Различия именно в этом - в здоровой атмосфере, в отсутствие того, что вызывало к ...
А вот еще одна трапезная Прямо в центре Москвы Все скромно Роспись на стенах и потолке А так уже святые вверх ногами День был жаркий, потому окрошка на монастырском квасе И лепешка с сыром Вроде осетинская Вполне съедобно И очень ...