![](/media/images/top/preview/s018radikalrui5091612ff1b4b3e65b660.jpg)
Московские легенды. Подземелья в Коломенском
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s018.radikal.ru/i509/1612/ff/1b4b3e65b660.jpg)
Взойдя на российский престол, первый государь из Дома Романовых царь Михаил Фёдорович пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s017.radikal.ru/i427/1612/d2/fa30b53ea46e.jpg)
В 1648 г. в Москве вспыхивает «соляной бунт», во время которого толпа требует на растерзание наставника нового царя Алексея Михайловича – боярина Морозова. Спасая Морозова, царь отдает на растерзание толпе другого боярина, Плещеева. Но через несколько дней Морозова видят на улице, толпа пытается растерзать его и он, спасаясь от гибели, забегает в какой-то дом и по известному одному ему подземному ходу попадает в Кремль. Боярина Морозова мы видим на картине Маковского ниже.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s009.radikal.ru/i307/1612/74/181a055a666e.jpg)
После этого случая Алексей Михайлович всерьез задумывается о том, что все вновь возводимые здания должны изначально включать в план такие вот подземные ходы, убежища. Для того чтобы в случае возможных беспорядков можно было бы спастись. Одним из таких зданий и становится храм Казанской Божьей Матери в Коломенском, строительство которого возобновляется в 1649 году.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s61.radikal.ru/i174/1612/d4/385e2eb57e65.jpg)
Итак, подземный ход, ведущий из церкви Казанской Божьей Матери существовал и был известен местным жителям, которые в конце 20-х годов прошлого века показывали его известному археологу Игнатию Стеллецкому. Стеллецкий вообще один из наиболее интересных людей, занимавшихся тайнами Коломенского. Археолог, краевед, мистик, он прославился в основном поисками знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По слухам, она была ему нужна для занятий оккультными науками.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s019.radikal.ru/i603/1612/b6/f70a58148f78.jpg)
Местные жители показали Стеллецкому то место, откуда начинался подземный ход в храме Казанской Божьей Матери. На тот момент вход в этот подземный ход был заделан печью. Стеллецкий начал исследования и выяснил, что тоннель ведет не вполне туда, куда он предполагал изначально. Он считал, что подземный ход связывает храм Казанской Божьей Матери с церковью Вознесения, они находятся относительно недалеко друг от друга. Но ход, судя по всему, ход вел совсем в другую сторону.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s018.radikal.ru/i512/1612/02/6e0c0538d400.jpg)
В туманной дымке, на другом берегу излучины Москвы-реки расположена Николо-Перервинская обитель. Это уже совсем другой район Москвы – Печатники. От Коломенского до Николо-Перервинского монастыря несколько километров. И вот именно туда по легенде вел один из подземных ходов, начинавшихся в храме Казанской Божьей Матери в Коломенском.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s015.radikal.ru/i331/1612/3a/8b2873996026.jpg)
В 1930 году Игнатий Стеллецкий сделал в своем дневнике запись: «Из церкви у алтаря в подвал ведут два люка и два покатых коридора». Ему удается частично разобрать печь, и он обнаруживает в устье подземного хода несколько белокаменных плит и массивный ключ от железной двери. Но дальнейшие работы приостановились по настоянию архитектора музея-заповедника «Коломенское» Барановского, поскольку тот предполагал, что они приведут к обрушению пола церкви и осыпанию подземного хода.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s020.radikal.ru/i720/1612/47/31e407ca458c.jpg)
Стеллецкий был вынужден работы прекратить, но к этому моменту уже был абсолютно убежден, что ходов было два: один вел действительно в церковь Вознесения, а другой проходил под Москвой-рекой и уходил в Николо-Перервинский монастырь. Возможно ли такое? До Николо-Перервинского монастыря несколько километров, причем под Москвой-рекой. Это очень серьезное архитектурное сооружение, и честно говоря, есть большие сомнения в том, что в XVII веке могли быть произведены такие работы.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s017.radikal.ru/i440/1612/95/bba5a8c2a1a7.jpg)
В пользу версии о том, что из церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском вел подземный ход на другой берег Москвы-реки, говорит несколько обстоятельств. Ну, во-первых, если делать подземный ход, рассчитанный на эвакуацию в случае бунта или войны, имеет смысл делать его длинным. Перемещаться в рамках одного и того же места, как здесь, из одного храма в другой, расстояние между которыми 100 метров, в принципе проблемы не решает. В то же время скрыться из Коломенского и появиться в Николо-Перервинском монастыре это уже практически гарантированное спасение.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s001.radikal.ru/i193/1612/d0/639bdbe46ace.jpg)
Во-вторых, обращает на себя внимание такой факт, что весной 1649 года, как раз, когда начинается второй этап строительства храма Казанской Божьей Матери в Коломенском, царь Алексей Михайлович неожиданно осыпает Николо-Перервинский монастырь целым ворохом благодеяний. Сам монастырь к этому моменту приходит в запустение после Смутного времени. И вот Алексей Михайлович появившись там, дарует им налоговые льготы, дарит земли, крестьян. В течение ряда лет Николо-Перервинский монастырь возрождает свое былое экономическое и политическое могущество и становится одной из наиболее процветающих обителей Москвы.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s018.radikal.ru/i522/1612/11/9df2119c78b5.jpg)
Ну и третий момент касается как раз тех самых мертвых немцев, которые сторожат, по легенде, подземный ход. Известно, что московские правители охотно приглашали на службу для возведения храмов западноевропейских мастеров, и в частности вот в Коломенском как раз церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. Вполне возможно, что вот эти вот западноевропейские профессионалы: немцы, голландцы, итальянцы, и помогали строить грандиозное подземное сооружение, подземный ход под Москвой-рекой.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s019.radikal.ru/i640/1612/cc/91f3228c60f8.jpg)
А поскольку этот объект имел стратегическое значение и относился, как бы сейчас сказали, к государственной безопасности, то вполне возможно, что кого-то из этих мастеров по окончании работ и убили, оставив в том самом подземном коридоре. Вот отсюда, может быть, и берет свое начало легенда о мертвых немцах, которые сторожат подземный ход под Москвой-рекой.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s03.radikal.ru/i176/1612/a9/2ba6719a0ac2.jpg)
Конечно, это всего лишь легенда и не более. Но по недостоверным слухам в дни народных гуляний в Коломенском некоторые наиболее активные участники этих гуляний периодически встречают странных существ, отдаленно напоминающих мёртвых стражей подземного тоннеля.
![Московские легенды. Подземелья в Коломенском Московские легенды. Подземелья в Коломенском](http://s018.radikal.ru/i510/1612/d7/71846c929dcb.jpg)
Часть материала взята из статьи «Подземные тайны Коломенского»
|
</> |
![](/media/images/top/preview/s018radikalrui5091612ff1b4b3e65b660.jpg)