Московская готика
dmitry_sasin — 13.02.2023 Настоящая готика закончилась в конце 16-го века. Всё, что было после - это неоготика или псевдоготика, можно по-разному называть, но тема стиля осталась жить, готические элементы часто можно встретить. Особенно часто они встречаются на зданиях, построенных в стиле модерн. Мы посмотрим не самые известные из них.Вот, к примеру, особняк Свешниковых-Новиковых на Большой Полянке.
Особняк был построен в 1907 году по заказу купцов Алексея и Вячеслава Новиковых и впоследствии неоднократно перестраивался. Первоначальный проект принадлежит московскому архитектору Сергею Михайловичу Гончарову, внучатому племяннику той самой Натальи Гончаровой. В проекте также участвовал рижский архитектор Лев Францевич (Леон Франциск). Изначально дом был спроектирован в стиле модерн: «готические» детали на чертеже здания не отмечены. Крыша была плоской, слева от центра фасада находился ризалит, повышенный фигурным аттиком, а справа, вместо существующего сейчас небольшого окна, имелась проездная арка. То, что сейчас перед нами здание, спроектированное Гончаровым, подтверждают и своеобразные перемычки в окнах первого этажа.
В 1915 году особняк с участком купила почетная гражданка Москвы, мещанка Клавдия Свешникова, при которой здание было перестроено по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского. Именно в проекте Воскресенского здание приобрело свои «готические» особенности. Основные изменения коснулись декора постройки, однако и конструкция его была несколько изменена, в частности проездная арка была заложена и заменена жилым помещением.
2. Три окошка в левой части особняка, когда-то за ними был зимний сад со стеклянной крышей
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Пинакли с фиалами в Москве не так часто можно встретить.
10.
11.
С 1918 года в особняке размещались различные детские образовательные учреждения (дом ребенка «Пчелка», Дом пионеров Октябрьского района, а затем – Московский городской дворец творчества детей и молодежи «На Полянке»). В этот период времени особняк подвергся новым перестройкам. Стеклянные потолки были скрыты за подвесным советским потолком и под железной крышей (они вместе с остатками витража были найдены во время реставрации). В конце 90-х годов на территории двора решили построить двухэтажное административное здание. В постсоветское время сооружение лишилось многих элементов декора, в частности, был утрачен каменный лев, однако крыльцо, которое он некогда украшал, сохранилось. Сейчас особняк занимает культурно-образовательный центр Юрия Башмета.
12. Садовая-Каретная, дом 22 - бывший дом купца А.П. Лебедева. Кто-то называет его особняком, кто-то доходным домом. Я склоняюсь ко второму варианту, ибо на первом этаже явно просматриваются торговые помещения, характерные для доходных домов.
13. Строил дом всё тот же архитектор Гончаров. Здесь мы видим характерную для модерна ассиметрию.
14. Модерн Гончарова и здесь наполнен готическими элементами: башенками, щипцами, колонками, стрельчатыми окнами, трёхлепестковыми ирландскими розетками и т.д.
15. Главный вход так вообще стилизован под мини-костёл. И здесь же в диссонанс готике колонны, облицованные разноцветной керамической плиткой. Такая архитектурная шутка.
16. Большое стрельчатое окно с витражом над главным входом.
17.
18. Торговый первый этаж уже без готики, просто модерн.
19. Многие элементы лучше рассматривать с противоположной стороны Садового кольца.
20. Но для этого нужен бинокль или фотоаппарат с хорошим зумом.
21.
22. Ул. Большая Лубянка, д. 24/15 жилой дом В.И. Чагина. Архитектор Чагин приобрёл здание в 1900-м году и в 1902-1907 гг. перестроил его на свой вкус.
23. Чагин и раньше баловался готическими элементами, а здесь он сам себе заказчик и сам исполнитель.
24. Но готика у него здесь получилась не торжественная и мрачная, как должна была бы быть, а весёленькая, адаптированная к модерну. Ну и пусть, домик этот взгляд притягивает.
25. Бывший костёл Петра и Павла в 1940-м году перестроили в кинотеатр, а в 1941-м году в него попала бомба, и он частично был разрушен. После войны здание восстановили, но уже в качестве НИИ угольной промышленности.
Собор был построен в 1839–1845 гг. по проекту знаменитого архитектора Алессандро Жилярди на пожертвования московских католиков и благотворительных организаций. В 1845 г. он был освящён в честь небесных покровителей прихода, апостолов Петра и Павла. Костёл был выполнен в стиле позднего московского классицизма с элементами готики.
В 2017 году Арбитражный суд Москвы признал здания на Милютинском переулке имуществом религиозного назначения и обязал правительство Москвы вернуть их римско-католической архиепархии Божией Матери. Осенью 2020 года здания были выставлены на продажу. По состоянию на конец 2021 г. здание бывшего костела продано группе частных инвесторов для перестройки в премиальные апартаменты.
Сохранились четыре здания ансамбля. Женское училище было перестроено под школу, в нём сейчас подразделение Пушкинского лицея № 1500. Дом причта и церковно-приходская школа никаких элементов готики не сохранили.
26. Готический вид сохранило бывшее здание богадельни.
27. А также библиотеки.
28. Новый Арбат, дом 5. Бывший особняк Э.М. Федотовой, построенный в 1900-м году её мужем, архитектором С.Ф. Федотовым.
29. Это сейчас он зажат между двумя большими домами, а на момент постройки он явно выделялся среди других. Дом из сказки.
30. В 1923-м году он вошёл в состав роддома им. Грауэрмана, его перестроили и сделали на уровне 2-го этажа переход в основное здание. В результате его башня 9в правой части) еле видна, да и то только с другой стороны улицы. На первом этаже вместо окон теперь двери.
31. Да и вообще, если верить справочнику "Вся Москва", принадлежал он не Федотовой, а Александре Ивановне Грековой.
32. Староконюшенный пер., дом 14, жилой дом В.П. Филимонова, архитектор В.С. Кузнецов, 1913-й год.
33. Геральдические львы с вензелем владельца.
34. Глазовский пер., дом 7, бывший доходный дом Кусевицких, архитектор П. Малиновский, 1914-й год. Стилизация под готические венецианские дворцы.
|
</> |